Функциональная грамотность 1 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бершетская средняя школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-9 лет
2 класс
Количество: 1ч в неделю

Составители:
Вагулина Елена Юрьевна,
Галузина Наталья Дмитриевна,
учителя начальных классов

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников
для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные
и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Планируемые результаты освоения курса
Программа
обеспечивает
достижение
первоклассниками
следующих
личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами
и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению
и др.
Тематическое планирование
№ п/п

1.

2.

Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Виталий
Содержание сказки.
– Определять жанр произведения;
Бианки. Лис и Качество:
– называть героев сказки;
мышонок
осторожность,
–
дополнять
предложения,
пользуясь
предусмотрительность. информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и
определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Русская
Содержание сказки.
– Определять национальную принадлежность
народная
Качество:
сказки по информации в заголовке занятия;
сказка.
выносливость,
– отвечать на вопросы по содержанию сказки
Мороз и заяц упорство.
без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по
значению словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с
предложенным планом;
Тема

3.

4

5.

6

– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со
сведениями, полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность
высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя
сказки;
– строить связное речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Владимир
Содержание сказки.
– Давать характеристику героям;
Сутеев.
Качество: трудолюбие. – дополнять предложения на основе сведений
Живые грибы
из текста;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научнопознавательного текста выбирать верные
высказывания.
Геннадий
Содержание сказки.
– Определять вид сказки;
Цыферов.
Качество: вежливость, – называть героев сказки, находить среди них
Петушок и
умение признавать свои главного героя;
солнышко
ошибки.
–
определять
принадлежность
реплик
персонажам сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий
сказки;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные
в сказке, с событиями собственной жизни,
давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
Михаил
Содержание сказки.
– Определять лексическое значение слова;
Пляцковский. Дружба, жадность.
– анализировать содержание текста и
Урок дружбы
составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка
из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и
определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение
сказки.
Грузинская
Содержание сказки.
– Определять жанр произведения;
сказка. Лев и
– называть героев сказки;
заяц

7

8

9

10

Качество: смекалка,
– выбирать изображение, подходящее для
находчивость, хитрость, иллюстрации героя сказки;
глупость.
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и
противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями,
описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой.
Русская
Содержание сказки.
– Давать характеристику героям;
народная
Качество: смекалка,
– определять по рисунку содержание отрывка
сказка.
находчивость, хитрость, из текста;
Как лиса
глупость.
–
располагать
в
правильной
училась
последовательности
предложения
для
летать
составления
отзыва
на
прочитанное
произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
–
дополнять
отзыв
на
прочитанное
произведение.
Евгений
Содержание сказки.
– Определять жанр произведения;
Пермяк.
Семейные ценности.
– называть героев сказки;
Четыре брата
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
–
рассказывать,
что
понравилось/не
понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Про курочку Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
Рябу, золотые составление и решение – составлять и решать выражения с ответом 5;
и простые
выражений, задачи.
– решать задачу на уменьшение числа на
яйца
Многоугольники.
несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и
называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
Про козу,
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
козлят и
составление и решение – образовывать число 8;
капусту
выражений, задачи.
– составлять и решать выражения с ответом 9;
Ломаная.
– решать задачу в два действия;

– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и
называть геометрическую фигуру – ломаную.
11

12

13

14.

15

Про петушка
и
жерновцы

Состав числа 9, анализ
данных и ответы на
вопросы.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия
задачи;
– анализировать данные и отвечать на
вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать
на вопросы;
– работать в группе.
Как петушок Разложение числа 10 на – Раскладывать число 10 на два слагаемых,
и курочки
два и три слагаемых.
когда одно из слагаемых больше другого;
делили
– раскладывать число 10 на два слагаемых,
бобовые
когда слагаемые равны;
зёрнышки
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных
слагаемых.
Про наливные Увеличение числа на
– Преобразовывать текстовую информацию в
яблочки
несколько единиц,
табличную форму;
сложение и вычитание в – находить недостающие данные при решении
переделах 20.
задач;
– складывать одинаковые слагаемые в
пределах 10;
– овладевать практическими навыками
деления числа на части на наглядно-образной
основе;
– выражать большие единицы измерения в
более мелких и наоборот;
–
определять
истинность/ложность
высказываний.
Про Машу и Состав чисел 9, 10, 11. – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три
трёх медведей Задачи на нахождение слагаемых;
суммы.
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками
деления числа на части на наглядно-образной
основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в
таблице данные;
– устанавливать закономерности.
Про старика, Задачи на нахождение – Раскладывать число 12 на несколько
старуху, волка части.
слагаемых;
и лисичку
Состав числа 12.
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие
данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми
диаграммами, сравнивать сектора круговой
диаграммы;
–
сравнивать
числовые
выражения,
составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.

Про медведя,
лису и
мишкин мёд

Задачи на нахождение
суммы.
Состав чисел второго
десятка.

18

Находчивый
Колобок

Деньги, цена, услуги,
товар.

19

День
рождения
МухиЦокотухи

Цена, стоимость, сдача, – Наблюдать над различием цены и стоимости;
сбережения.
– определять, какой товар можно купить на
имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.

20

Буратино и
карманные
деньги

Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка.

21

Кот Василий
продаёт
молоко

Реклама.

16

17

– Решать задачи на нахождение суммы, на
увеличение числа на несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять недостающие
данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго
десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
За покупками Цена, товар, спрос.
– Наблюдать над понятиями: цена, товар,
спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как
формируется стоимость товара, почему один и
тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить
деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их
цены;
–
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.

– Наблюдать над понятиями: карманные
деньги, необходимая покупка, желаемая
покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе
предложенных цен;
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого
решения;
–
проводить
оценку
и,
в
случае
необходимости, коррекцию собственных
действий по решению учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
–
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с поставленной задачей;
–
анализировать
представленную
информацию и выбирать надпись для
магазина;
– делать выбор на основе предложенной
информации;
– называть различные виды рекламы.

22

23

24

25

26

Лесной банк

Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка.

– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном
для первоклассника уровне;
–
анализировать
информацию,
представленную в текстовом виде, и на её
основе делать соответствующие выводы:
–
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с учебной задачей.
Как мужик и Мошенник, сделка,
– Наблюдать над понятием «сделка»;
медведь
доход,
– объяснять, что такое доход, затраты и как
прибыль
выручка, прибыль,
получают прибыль;
делили
продажа оптом.
– понимать, почему оптом можно купить
дешевле;
– выбирать товары для покупки на
определенную сумму;
–
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с учебной задачей.
Как мужик
Услуга, равноценный
– Различать платную и бесплатную услугу;
золото менял обмен, бартер.
наблюдать над понятием «равноценный
обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
–
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Как Иванушка Вода, свойства воды.
– Наблюдать над свойством воды –
хотел попить
прозрачность;
водицы
– определять с помощью вкусовых
анализаторов, в каком стакане вода смешана с
сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане
влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на
способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение
листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для
проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
Пятачок,
Воздушный шарик,
– Доказывать, что внутри шарика находится
Винни-Пух и воздух.
воздух, который легче воды;
воздушный
– показывать, что шарик можно наполнять
шарик
водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с
помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может
летать;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.

27

Про репку и
другие
корнеплоды

Корнеплоды.

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть предметов.

29

Про
Три состояния воды.
Снегурочку и
превращения
воды

30

Как делили
апельсин

Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.

– Описывать и характеризовать овощикорнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности внешнего
вида;
–
осуществлять
поиск
необходимой
информации из рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических
предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов
зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов
находится воздух;
–
объяснять,
почему
случаются
кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под
ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного
состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением
снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и
льдом и объяснять полученные результаты
опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный
шарик при воздействии на него сока из цедры
апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура
апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше
сока;
– познакомиться с правилами выращивания
цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.

31

Крошка Енот Зеркало, отражение,
и Тот, кто
калейдоскоп.
сидит в пруду

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

33

Владимир
Сутеев.
Яблоко

Яблоко.

– Объяснять, когда можно увидеть своё
отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно
увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в
плоских, выпуклых и вогнутых металлических
предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
–
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов:
сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное
высказывание,
таблица,
дополненное
письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и
проводить
опыт,
аналогичный
предложенному, с заменой одного из
объектов;
– проводить несложные опыты с солью и
объяснять полученные результаты опытов;
–
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока
можно рисовать;
–
доказывать,
что
существует
сила
притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять
предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

Литература
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 96 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. –
М.: Планета, 2022 – 112 с. – (Учение с увлечением)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».