Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «История Отечества» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 5-9 классы, Русский язык. Чтение. Мир истории.
История Отечества. Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. М., Просвещение, 2019.
3. Методических рекомендаций. Мир истории. История Отечества. 6-9 классы. И. М. Бгажнокова,
И. В. Карелина. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, Просвещение, 2017.
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
5. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и
Программы воспитания школы.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее
историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие
нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
- формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические
эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
- усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира
и самопознания;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Общая характеристика учебного предмета
История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на
личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни,
социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в обществе. Необходимость разработки и
значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы, с другой стороны, потребностью
формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся,
обусловленных предметным содержанием, психологическими и возрастными особенностями.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам
развития системы российского образования.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
- соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на
роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.
Объектом изучения истории являются крупные исторические события отечественной истории,
жизнь и быт людей с древности до наших дней.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой с древности до настоящего времени.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он
дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать,
сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов
Технологии обучения:
- дифференцированное;
- личностно-ориентированное;
- здоровьесберегающие.
Принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили
люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание
точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «История Отечества» относится к учебным предметам,
обязательным для изучения на ступени основного общего образования и входит в предметную область «Человек и общество». Согласно учебному плану на изучение предмета в 7-9 классах предусмотрено по 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества
часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по истории Отечества составлено с учетом программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и
качества:
· осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод
человека;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "История Отечества".
Минимальный уровень:
- знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
- знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
- знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
- понимание значения основных терминов-понятий;
- установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование
"Лентой времени";
-описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;
- нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
- объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника.
Достаточный уровень:
- знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;
- знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины,
участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка
выводов об их значении;
- знание мест совершения основных исторических событий;
- знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых,
деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
- формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших
исторических событий;
- понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду";
- знание основных терминов понятий и их определений;
- соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;
- сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
- поиск информации в одном или нескольких источниках;
- установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.
Базовые учебные действия (БУДы).
Личностные учебные действия:
1.
Оценивание жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
2. Гордиться положительными результатами в учебной деятельности.
3. Эмоционально воспринимать произведения искусств.
4. Иметь представление о видах трудовой деятельности.
5. Воспринимать культурно-историческое наследие родного края и страны.
6. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
7. Понимать необходимость участия в общественно-полезных делах.
Познавательные учебные действия:
1. Выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности - работать с различной информацией (текст, таблица, схема, иллюстрация) с помощью
учителя.
2. Использовать в учебной и практической деятельности некоторые межпредметные знания.
3. Делать обобщения, сравнения, классифицировать, применять простейшие анализ и синтез на
наглядном и доступном вербальном материале, и основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями.
Коммуникативные учебные действия:
1. Строить речевые высказывания в различных социальных ситуациях.
2. Слушать собеседника, участвовать в диалоге.
3. Использовать доступные для возраста источники получения информации.
Регулятивные учебные действия:
1. Постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой), активно включаться в деятельность.
2. Применять доступные (определённые) виды инструкции для решения практических и учебных
задач в сотрудничестве учителем.
3. Активно участвовать в совместной деятельности, оценивать друг друга в деятельности.
4. Определять успешность своей деятельности по образцу, умение самостоятельно осуществлять
контроль выполнения учебного задания.
5. Принимать оценку своей деятельности, корректировать её с учетом выявленных ошибок, уметь
анализировать свои ошибки.
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Текущая оценка знаний, умений и навыков, обучающихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать
меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучающихся является устный
опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка устных ответов обучающихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале, отвечает правильно, отражает основной материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, правильно использует карту, дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы, подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности,
оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует
термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи
учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы,
определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Оценка письменных работ
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий, допускается 1 негрубый недочет, качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя,
допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет, допускает три негрубых недочета, оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная
помощь учителя, он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет, допустил одну грубую
ошибку и три негрубых недочета, выполнял работу по учебнику, конспектам тетради, оптимальное
качество 40-60 %.
Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по предмету «История Отечества», учебным четвертям.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля определены в тематическом планировании программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в
качестве контроля освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение в историю.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента времени".
История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская
семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью
Рюрика.
Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование княжеской власти.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире:
причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и
быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель - самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII - XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие
монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов.
Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения
русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его
политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр
русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от
иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления
при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского
государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие
просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы.
Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов.
Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть
и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII
веке.
8 класс
Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I
Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра
I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. "Золотой век дворянства". Положение крепостных
крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение
Новороссии. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века.
Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России.
Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны
(М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853 - 1856
гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи,
архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,
Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси).
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены
крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской
буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских
купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие
имена: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, А.С. Попов,
А.Ф. Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904 - 1905 гг.: основные сражения.
Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь
страны.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. - начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года". Поражение революции, ее значение.
Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М. Горький, В.А. Серов,
Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П.Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
9 класс
Великая российская революция и Гражданская война.
Великая российская революция: февраль. Предпосылки возникновения новой социальной
системы (повторение). Падение монархии. Основные политические партии в 1917 г.
Великая российская революция: октябрь. Партия большевиков, ее влияние на общественную и
политическую жизнь государства. Программа большевиков. Неудачи Временного правительства.
Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. Захват власти большевиками. II Всероссийский
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле».
Установление советской власти. Установление советской власти на основной территории бывшей
империи. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР. Брестский мир.
Экономическая политика большевиков. Судьба царской семьи. Церковь и государство.
Гражданская война 1918 - 1920 гг. Причины Гражданской войны. Политика «военного
коммунизма». Белая Армия. Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянского
социалистического Красного флота. Ход гражданской войны. Окончание Гражданской войны.
Эмиграция. Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны.
Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале.
Советское государство в 1920 - 1930-е годы.
Советская Россия в первой половине 1920-х годов. «Малая гражданская война». Восстание в
Кронштадте. Отношения РСФСР со странами Европы. Новая экономическая политика (нэп). Новая
экономическая политика 1921 - 1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее продналогом, денежное
обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг.
Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги нэпа. М.Н.
Тухачевский. Л.Д. Троцкий.
Образование Союза Советских Социалистических Республик. Болезнь и смерть В. И. Ленина.
Личность И. В. Сталина, его приход к власти. Создание пионерской и комсомольской организаций.
Объединение советских республик. Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг.
Смерть В.И. Ленина.
Индустриализация в СССР. Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928 – 1932 гг):
ускоренное развитие промышленности. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги
коллективизации. Вторая пятилетка (1933 - 1937гг). Конституция 1936 г.
СССР накануне Второй мировой войны. Экономический подъем в годы первых пятилеток.
Система ГУЛАГ. Советское общество в 1930-е гг. Образование и культура в 1930-е гг. М. Горький.
М.А. Шолохов. Ситуация в мире в 1930-е гг. Возникновение и развитие в центре Европы военной
машины Германии, ее бурный экономический, технический рост, стремление к насильственному
переделу территорий и сфер влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи мирового
господства. Блок фашистских государств: Германия, Италия, Япония. Положение на Дальнем
Востоке. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Герои первых пятилеток: А.
Стаханов. Вклад в мировую литературу: Нобелевская премия. Новая советская школа: педагог
Макаренко С.И. Развитие спорта.
СССР в Великой отечественной войне (1941 – 1945).
Накануне Великой отечественной войны. Нападение гитлеровской армии на Польшу. Действия
СССР в начале Второй мировой войны. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении ее
границ с СССР. «Зимняя» война 1939 - 1940 гг. Реорганизация Красной Армии, укрепление
обороноспособности страны. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего
командного состава.
Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 - осень 1942 гг). 22 июня 1941 г. — начало
Великой Отечественной войны. Первые дни войны. Реакция запада на начало великой
Отечественной войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в
войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции государств. Оборона Москвы. Разгром
фашистов под Москвой — первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной
войне. Герои первых военных дней: защитники брестской крепости. Подвиг Н. Гастелло и В.
Талалихина. Блокада Ленинграда.
Все для фронта, все для победы! Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация
предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов
вооружений. Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой
героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями,
жизнь во имя победы. Наука и образование. Партизанская война и подпольное движение: создание
на оккупированных территориях подполья, сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание
партизанского движения. «Молодая гвардия», Методы партизанской войны, координация действий
партизанских соединений, создание Центрального штаба партизанского движения. Мастера
культуры – фронту.
Коренной перелом в ходе войны (осень1942 - 1943гг). Планы немцев по захвату нефтяных
районов Кавказа, плодородных областей юга России. Неудачи советских войск в Крыму. Оборона
Севастополя. Сталинградская битва. Битва на курской дуге. Битва за Днепр. Битва на Северном
Кавказе. Тегеранская конференция. Приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина № 227
от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Зверства фашистов на оккупированных территориях (судьба
белорусской деревни Хатынь). Массовые уничтожения евреев на территории СССР и других
европейских стран. Блокада Ленинграда и ее последствия.
Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944 - сентябрь 1945). Усиление военноэкономической мощи СССР. Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков.
Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция. Взятие берлина. Конференция в
Потсдаме. Война СССР с Японией. Хиросима и Нагасаки – атомные удары. Нюрнбергский процесс
над фашистскими преступниками. Послевоенный Парад Победы (24 июня 1945 г). Насильственное
переселение советских людей в Германию для рабского труда. Бесчеловечное отношение к
советским военнопленным и гражданским лицам в концентрационных лагерях (Освенцим, Дахау,
Бухенвальд). блокада, переселение, концентрационный лагерь. коалиция, капитуляция, рейхстаг,
трибунал. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20 - начале 21 века. СССР
после войны. Итоги Великой Отечественной войны.
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20 – начале 21 века.
Обстановка в мире после войны. Возвращение СССР к мирной жизни. Государственное
устройство СССР после войны. Наука 1945 - начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества 1945 начала 1950-х гг.
Пора «Оттепели» (середина 1950 - первая половина 1960-х гг). Смерть Сталина. Конец эпохи
культа личности. Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственно-экономическая
деятельность Н.С. Хрущева. СССР в международных отношениях в 1950 - начале 1960-х гг.
Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950 - начале 1960-х гг.
Образование в 1950 - начале 1960-х гг. Ю. Гагарин. В. Терешкова.
Советский Союз в середине 1960-х - 1980 гг.: от стабильности к кризису. Экономическая и
политическая ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в жизни советских людей. Отношения СССР
с государствами мира: от разрядки до кризиса. Образование и спорт. Советское искусство 1970 1980-х гг. Л.И. Брежнев. И. Роднина. Олимпиада 1980 г.
Распад СССР. Россия в 1990-е гг. Политическая ситуация после смерти Л.И. Брежнева. Начало
перестройки. Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи
Конституции СССР. Первые демократические выборы. Распад СССР. Россия после распада СССР.
Экономические реформы 1990-х гг. Чеченский кризис: борьба за целостность государства. Отставка
президента Бориса Ельцина.
Россия в начале 21 века. Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в
2000-2008-м гг. Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап реформ. Отношения
России с другими странами в 21 веке. Духовное возрождение современной России. Государственное
устройство современной России.
№ п/п
1
2
3-4
5-7
8
9
10-11
12-15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Тема раздела, урока
Древняя Русь (15 часов)
Повторяем изученное в 6 классе.
Происхождение славян.
Славяне и соседние народы.
Облик славян и черты их характера.
Земледелие – основное занятие славян.
Организация жизни славян.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
Культура и верования восточных славян.
Древнерусское государство (6 часов)
Как возникло древнерусское государство. О чем рассказывает
древняя летопись.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
Князь Олег.
Князь Игорь из рода Рюриковичей.
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.
Крещение Руси. Расцвет Русского государства (17 часов)
Сыновья князя Святослава.
Князь Владимир Красное Солнышко.
Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.
Князь – воин, строитель, книжник.
Русская Правда Ярослава Мудрого.
Дата проведения
План
Факт
28
29-30
31
32-33
34
35-36
37-38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-67
68
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах.
Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке.
Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке. Новгородская
республика. Господин Великий Новгород.
Ростово-Суздальское княжество в 12 веке. Князь Юрий
Долгорукий.
История возникновения Москвы.
Культура Руси в 10-13 веках.
Русь в борьбе с завоевателями (14 часов)
Чингисхан и его армия Битва на реке Калке.
Нашествие монголов на Русь.
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.
Походы Батыя на южнорусские земли.
Новгородский князь Александр Невский. Ледовое побоище.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
Русские княжества в 13-14 веках.
Борьба Москвы с Тверью.
Московский князь Иван Калита.
Наследники Калиты.
Московский князь Дмитрий Иванович. Сергий Радонежский.
Куликовская битва.
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.
Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III
(1452-1505).
Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством
Иваном III.
Единое Московское государство (15 часов)
Начало правления Ивана IV. Близкое окружение Ивана IV.
Земский собор, реформы. Избранной рады.
Войны Ивана Грозного.
Войны с западными странами.
Опричнина. Погромы в Новгороде и конец опричнины.
Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного.
Лжедмитрий 1 – самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
Русская православная церковь в Смутное время.
Минин и Пожарский: за веру и Отечество!
.Воцарение династии Романовых
Культура Российского государства в XVI-XVII вв.
Обобщение (1 час)
Обобщающий урок
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Тема раздела, урока
Дата проведения
План
Факт
Российское государство в конце XVII (17) – начале XVIII (18) века (19 часов)
Наше Отечество - Россия в XVII (17) веке. Российское общество в
XVII (17) веке.
Отношения России с другими странами.
Это интересно.
Детство и юность Петра I (1672-1689). Как обучали Петра I.
Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления Софьи.
Это интересно.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Воцарение Петра I (1689-1725). Строительство флота. Азовские
походы.
Великое посольство (1697-1698). Новый бунт стрельцов.
Возвращение Петра I в Москву.
Это интересно.
Северная война. Основание Петербурга (1700-1721). Поражение
под Нарвой. Первые победы над шведами.
Основание Петербурга.
Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой.
Завершение Северной войны.
Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725).
Промышленность и сельское хозяйство.
Изменения в управлении государством.
Табель о рангах. Указ о единонаследии.
Образование и культура при Петре I.
Личность Петра I. Семья Петра Великого.
Повторение по теме «Российское государство в конце XVII (17) –
начале XVIII (18) века».
Российская империя после Петра I (1725-1801) (15 часов)
Екатерина I и Петр II.
Анна Иоанновна и Иван VI (1730-1741).
Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Окружение
Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I.
Войны России в период правления Елизаветы Петровны.
Воцарение Петра III.
Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Начало царствования Екатерины II.
Близкое окружение и помощники Екатерины II.
Война России с Турцией (1768-1774).
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791).
Как управляла Россией Екатерина II.
Восстание Пугачева.
Развитие образования при Екатерине II.
Конец правления Екатерины Великой.
Это интересно.
Повторение по теме «Российская империя после Петра I (17251801)»
Российская империя в первой половине XIX (19) века (16 часов)
Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) –начале
XIX (19) века. Наполеон Бонапарт (1769-1821). Великий князь Павел Петрович (1754-1801).
Участие России в союзе европейских государств против войск
Наполеона. Переход Суворова через Альпы.
Правление Павла I.
Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра I.
Аракчеевщина.
Вторжение армии Наполеона в Россию. Западная граница России:
план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск.
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны.
Поход русской армии в Европу в 1813-1814 годах. Россия после
войны с Наполеоном.
Это интересно.
Император Николай I (1825-1855). Восстание декабристов.
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Реформы Николая I.
Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами
при Николае I.
Крымская война. Оборона Севастополя.
Это интересно.
Повторение по теме «Российская империя в первой половине XIX
(19) века»
Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века (17 часов)
Царь – освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного
права, его значение.
Военные реформы Александра II.
Международные отношения России при Александре II. Россия и
Средняя Азия.
Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
Революционные организации в России в конце XIX (19) века.
Это интересно.
Царь Александр III Миротворец (1881-1894). Укрепление самодержавия Александра III.
Российское государство в период правления Александра III.
Отношения России с европейскими странами, конец правления
Александра III.
Последний российский император – Николай II (1894-1917).
Россия в начале царствования Николая II.
Обострение международных отношений. Война с Японией.
Это интересно.
Революционные выступления 1905-1907 годов.
Россия перед Первой мировой войной (1908-1914). Участие России
в Первой мировой войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
Повторение по теме «Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века»
Обобщение (1 час)
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
п/п
Тема раздела, урока
Дата проведения
план
факт
Великая российская революция и Гражданская война (15 часов)
1 Великая российская революция: февраль. Падение монархии.
2 Основные политические партии в 1917 году.
3 Великая российская революция: октябрь. Программа большевиков.
Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра
4
Георгиевича Корнилова.
5 Захват власти большевиками. Второй съезд Советов.
Установление советской власти. Созыв и роспуск Учредительного
6
собрания.
7 Конституция РСФСР.
8 Брестский мир.
9 Экономическая политика большевиков.
Гражданская война 1918 - 1920 годов. Политика «военного
10
коммунизма».
11 Белая Армия. Рабоче-крестьянская Красная Армия.
12 Ход Гражданской войны.
Окончание Гражданской войны. Эмиграция. Итоги Гражданской
13
войны.
14 Образование и культура в период Гражданской войны.
Повторение по теме «Великая российская революция и Гражданская
15
война».
Советское государство в 1920 – 1930-е годы (15 часов)
Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Восстание в
16
Кронштадте.
17 Отношения РСФСР со странами Европы.
Новая экономическая политика (нэп). Финансовая реформа 1922-1924
18
годов.
Промышленное производство в период нэпа. План электрификации
19
РСФСР. Итоги нэпа.
Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
20
Объединение советских республик.
Национально-государственное устройство СССР в 1920-е годы.
21
Смерть В. И. Ленина.
Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928 – 1932 год):
22
ускоренное развитие промышленности.
23 Переход к коллективизации. Итоги коллективизации.
24 Вторая пятилетка (1933 - 1937 год).
25 Конституция 1936 года.
СССР накануне Второй мировой войны. Советское общество в 1930-е
26
годы.
27 Образование и культура в 1930-е годы.
28 Ситуация в мире в 1930-е годы. Положение на Дальнем Востоке.
29 Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.
30 Повторение по теме «Советское государство в 1920 – 1930-е годы».
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945) (19 часов)
Действия СССР в начале Второй мировой войны. Политика Запада в
начале Второй мировой войны.
Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности
СССР.
Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942
года). Первые дни войны. Реакция Запада на начало Великой
Отечественной войны.
Оборона Москвы.
Разгром фашистов под Москвой.
Всё для фронта, всё для победы.
Наука и образование.
Партизанская война и подпольное движение.
Мастера культуры - фронту.
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 год). Оборона
Севастополя.
Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге.
Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе.
Тегеранская конференция.
Освобождение территории СССР от немецких оккупантов.
Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция.
Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме.
Война СССР с Японией.
Повторение по теме «СССР в Великой Отечественной войне (194149
1945».
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) - начале XXI (21)
века (18 часов)
СССР после войны. Обстановка в мире после войны. Возвращение
50
СССР к мирной жизни
51 Государственное устройство СССР после войны.
Наука 1945 - начала 1950-х годов. Культурная жизнь общества 1945 52
начала 1950-х годов.
Пора «оттепели» (середина 1950-х - первая половина 1960-х годов).
53
Курс на строительство коммунизма.
Социальная и хозяйственно-экономическая деятельность Н.С.
54
Хрущева.
СССР в международных отношениях в 1950-е - начале 1960-х годов.
55
Покорение космоса.
Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-е - начале 196056
х годов.
Советский Союз в середине 1960-х - 1980-е годы: от стабильности к
57 кризису. Изменения в жизни советских людей. Отношения СССР с
государствами мира: от разрядки до кризиса.
58 Образование и спорт. Советское искусство 1970 - 1980-х годов.
59 Распад СССР. Россия в 1990-е годы. Начало перестройки.
60 Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны».
Отмена 6-ой статьи Конституции СССР. Первые демократические
61
выборы. Распад СССР. Россия после распада СССР.
Экономические реформы 1990-х годов. Чеченский кризис: борьба за
62
целостность государства.
63 Отставка президента Б.Н. Ельцина
Первые реформы В. В. Путина. Экономическое и социальное
64
развитие в 2000 - 2008 годах.
65 Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап реформ.
Отношения России с другими странами в XXI (21) веке. Духовное
66
возрождение современной России.
Повторение по теме «Послевоенное развитие СССР. Российская
67
Федерация в конце XX (20) - начале XXI (21) века».
41
42
43
44
45
46
47
48
Обобщение (1 час)
68 Обобщающий урок.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.,
Просвещение, 2021 год.
2. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2022 год.
3. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.,
Просвещение, 2023 год.
4. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. М., Просвещение, 2024 год.