Мир природы и человека_2

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Изучение предмета «Мир природы и человека» направлено на достижение следующих целей:
• формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе,
• понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основные задачи:
• формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
• расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
• обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;
• обогащать словарный запас обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи и обогащение словаря.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период,
в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение
по модулям, четвертям, триместрам).
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или
природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время
наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде детей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопрос у учащихся закрепляется

умение правильно строить предложения, описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном,
они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на
предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся
анализировать, находить сходства и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание,
наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы
и приемы обучения способствуют развитию речи мышления обучающихся.
Раздел «Неживая природа» посвящён изучению воды, её свойств и значения в жизни природы. Работа осуществляется с учётом познавательных возможностей учащихся, опыты проводятся учителем.
При изучении раздела «Сезонные изменения в природе» используются знания, полученные при
изучении воды, поэтому рекомендуется изучение этого материала в начале учебного года. В процессе
работы по изучению сезонных изменений в природе повторяется материал первого года обучения,
прежде всего роль солнца в смене времён года, но материал расширяется и дополняется, вводятся новые признаки времён года и изменений в жизни растений и животных. Учащиеся знакомятся с такими
явлениями как заморозки, снегопад и т.д.
Изучая тему «Растения» следует обратить внимание на разнообразие растений, их приспособление
к разным условиям жизни и временам года. При этом у учащихся формируются первичные представления о влаголюбивых, тенелюбивых растениях, плодах, семенах растений, расширяется словарный
запас.
Работая над разделом «Животные» следует обратить внимание на взаимосвязь внешнего вида животных, их повадок со средой обитания, приспособлению к изменению в природе.
Раздел «Человек» предполагает формирование у учащихся элементарных представлений о строении и работе пищеварительной системы человека. Внимание учителя должно быть обращено на правила питания и профилактику пищевых отравлений.
В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Уроки должны стать
интересны ребенку, приносить радость, уверенность в своих силах.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в учебный план, предметная область «Естествознание». Согласно учебному плану на изучение учебного предмета выделяется 68 часов в год (2
часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите
и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
Достаточный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;
различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
Минимальный уровень:
иметь представления об изученных объектах и явлениях;
различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб;
различать признаки времён года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило
практический характер. Поэтому ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку
именно они обеспечивают овладение набором жизненных компетенций, необходимых для введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы курса «Мир природы и человека» формируются по
следующим направлениям:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по
вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;
2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3. овладение навыками коммуникации;
4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Для решения задачи социальной адаптации, обучающихся с интеллектуальными нарушениями
важнейшим направлением является овладение навыками коммуникации, формирование культуры и
стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на
вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и
т. д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению обще учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции
или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, учениккласс);
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками,
сверстниками, учителями;
умением обращаться за помощью и принимать помощь;
умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других.

Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в курсе «Мир природы и человека» направлено на решение следующих задач:
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке
Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений
Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос
о специальной помощи.
При изучении курса «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями
овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими
навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи
другим обучающимся.
Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту.
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание
предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни.
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие
на себя обязанностей наряду с другими детьми.
Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений,
ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие.
Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий.
При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно пространственной
организации в курсе «Мир природа и человека» обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром
природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности
Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и
для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.
Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком
Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира,
упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и
в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после
прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой
Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.
Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать
чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра,
чтение, рисунок как коммуникация и др.)
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения
жизненных компетенций являются:
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими,
сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов
Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение
вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и
др.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной
дистанции в зависимости от ситуации общения
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление
внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем
окружении
Расширение круга освоенных социальных контактов.
Знания и умения, учащихся по курсу «Мир природы и человека оцениваются по результатам их
индивидуального и фронтального опроса, выполнения практических заданий по курсу.
Отметка «5»-ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой
на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Отметка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Отметка «3»-ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя,
частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на
практике.
Отметка «2» применять нецелесообразно, поскольку обучающиеся с интеллектуальными нарушениями обнаруживают в этом возрасте достаточно низкую мотивацию, которая может еще больше пострадать при выставлении неудовлетворительной отметки.
Содержание учебного предмета "Природоведение"
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными
явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами:
Сезонные изменения (20 часов).
- формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

- названия времен года, знакомство с названием месяцев
- наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь)
- формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы (похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление,
таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза – гром-молния, теплые дожди, ливень).
Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Неживая природа (12 часов).
- Вода. Простейшие свойства воды (прозрачность, отсутствие запаха, текучесть). Первичные представления о температуре, о термометре как приборе измерения температуры. Вода горячая, холодная.
- значение воды для жизни растений, животных, человека
- вода в природе (дождь, снег, лед, река, озеро – пруд, болото)
Живая природа, Растения (12 часов).
- комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения)
- части растений (корень, стебель, лист, цветок). Необходимость для жизни растений воздуха, воды,
света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция, кактус).
- светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка, традесканция). Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
- растения садов и огородов данной местности
- уход за растениями сада и огорода.
Животные (12 часов).
- сравнение домашних и диких животных. Кошка-рысь. Собака-волк. Внешний вид, питание, название детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных
(вода, тепло, воздух, пища). Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
-отношение человека к животным.
- рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания,
питание, образ жизни
- польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
Человек (12 часов).
- гигиена тела человека, закаливание
- гигиена человека. Органы пищеварения (ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник) элементарные представления.
- значение овощей и фруктов для правильного питания человека
- пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
№ урока, тема

Содержание и форма
Вид деятельности обучающегося
организации учебных занятий
Сезонные изменения в природе - 20 часов
1.
Влияние
Формирование представлений Рассматривание рисунков и показ разных
Солнца на смену о смене времен года в связи с
времен года, объяснения по каким
времен года.
изменением положения
признакам определены времена года.
солнца.
Составление рассказа о влиянии Солнца
Долгота дня и ночи в зимнее и на смену времен года. Объяснение
летнее время.
пословицы.
Заучивание
заклички,
Комбинированный урок.
проговаривание заклички хором (по
одному, по очереди)
2. Сутки. Долгота Названия времен года,
Описание действий детей в разное время
дня зимой и летом знакомство с названиями
суток по иллюстрациям. Деление суток
месяцев. Наблюдения за
на части. Закрепление названий приемов
изменением положения
пищи в разное время суток. Чтение
солнца в течение суток: утро,
предложений (вставляя пропущенные
день, вечер, ночь.
слова). Рассматривание рисунков и выбор

Формирование представлений
о явлениях и состояниях
неживой природы:
похолодание, дождь,
заморозки, пасмурно, первый
снег, снегопад, снежинки,
мороз, лед, замерзание
водоемов, потепление, таяние
снега, ручьи, капель, лужи,
тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), теплые дожди,
ливень. Продолжение
наблюдений за погодой, их
словесное описание.

блюд
по
заданию
учителя
Рассматривание рисунка, определение
времени года (лета). Определение
времени
суток
по
картинке.
Рассматривание рисунка, определение
занятий детей. Перечисление любимых
занятий летом. Объяснение пословицы.
Рассматривание рисунка, определение
времени года (зима). Определение
времени
суток
по
картинке.
Рассматривание рисунка, определение
занятий каждого члена семьи. Названия
любимых занятий зимой. Составление
рассказа о занятиях семьи.
3. Занятия семьи в
Составление рассказа о семье. Рисование
Комбинированный урок.
течение суток
по теме «Моя семья». Выбор любимых
Телефоны
занятий по картинкам. Рассматривание
экстренных
иллюстраций. Разучивание телефонов
служб. Звонок по
экстренных служб. Определение правил
телефону
вызова врача. Практическая отработка
навыков разговора по телефону.
4. Осень
Наблюдения за растениями
Рассматривание рисунка, нахождение
(деревьями и кустарниками) в признаков лета, осени. Сравнение схем.
разное время года: тополь,
Объяснение, почему осенью становится
дуб, сирень, калина,
холоднее. Наблюдения за опаданием
шиповник. Увядание и
листьев. Объяснение значения слова
появление трав, цветов:
«листопад». Рассматривание погоды за
одуванчик, ландыш.
окном. Определение погодного явления
Наблюдения за зимующими
Составление рассказа о настроении,
птицами. Подкормка: синица, вызванном погодой за окном. Чтение
сорока. Появление весной
стихотворения. Сравнение листопада с
грачей, скворцов. Животные в золотым
дождем.
Рассматривание
разное время года: лиса, белка, картинки. Экскурсия в художественный
еж. Рыбы зимой. Работа в
музей. Рассматривание картин русских
саду, огороде. Поведение
художников.
Рассматривание
человека во время грозы,
нарисованных листьев. Запоминание
дождя, при наступлении
названий
осенних
месяцев.
морозов. Детские игры на
Рассматривание схемы, определение
природе, предупреждение
месяцев. Объяснение слова «хмурень».
травм, несчастных случаев.
Сбор и сушка листьев в осенние месяцы,
Комбинированный урок.
сравнение
листьев.
Изготовление
поделки из природного материала.
5. Растения и
Составление
рассказа
о
ягодах,
животные осенью.
созревающих в сентябре. Прогулка по
Экскурсия.
школьному
участку.
Поиск
и
рассматривание листьев тополя, дуба,
ягод шиповника. Сбор опавших листьев,
их засушивание и наклеивание в тетрадь.
Рассматривание
рисунков.
Приготовление (в домашних условиях)
настоя
шиповника.
Рассматривание
животных на картинке. Чтение о
подготовке к зиме. Составление рассказа
о еже. Рассматривание и называние
животных,
впадающих
в
спячку.

6. Занятия людей
осенью. Правила
поведения на
улице

7. Зима.

8. Растения и
животные зимой

9. Занятия людей
зимой

Определение
сказок
о
животных.
Закрепление определений «перелетные
птицы» и «неперелетные птицы».
Рассматривание рисунка. Поиск и показ
синицы, сороки. Объяснение понятия
«сорока-белобока». Выбор способов и
продуктов питания зимующих птиц по
иллюстрациям.
Определение и выбор одежды по
временам года по рисункам. Определение
занятия детей на рисунках. Составление
рассказа об осенней прогулке. Чтение
стихотворения, обсуждение. Объяснение
слова
«гербарий».
Знакомство
с
приготовлением блюд из овощей и
фруктов. Практическая работа: помощь
взрослому в приготовлении овощного
супа. Выбор на рисунках овощей для
приготовления
супа.
Заучивание
стихотворения
Разучивание
правил
поведения на улице. Дифференциация
картинок по правилам поведения на
улице. Рисование картинки по правилам
поведения на улице.
Нахождение признаков осени, зимы на
картинке. Сравнение схемы. Объяснение
слова
«снегопад».
Дополнение
предложений. Объяснение пословицы.
Рассматривание схемы. Запоминание
названия зимних месяцев. Составление
рассказа по теме. Разъяснение названия
месяца. Чтение стихотворения. Работа
над рисунками к любому четверостишию
Рассматривание
иллюстраций.
Составление рассказа о жизни растений
зимой. Рисование зимнего дерева Чтение
текста. Составление рассказа о жизни
животных зимой в лесу. Поиск на
рисунке животных, о которых говорится
в составленном рассказе. Описание
животного, изображенного на рисунке.
Составление
рассказа
по
теме.
Рассматривание птиц, предположение о
их питании зимой. Отгадывание загадок
о животных
Рассматривание рисунков. Нахождение и
называние предметов зимней одежды.
Составление рассказа о любимых зимних
играх. Заучивание правил игры «Два
мороза». Игра на прогулке. Чтение дома
сказки «Два мороза», ответы на вопросы.
Составление рассказа о заботе о
животных и птицах зимой. Изготовление
в домашних условиях кормушки для
птиц. Определение названий предметов

10. Весна

11. Растения и
животные весной

12. Занятия людей
весной

13. Лето.

14. Растения и
животные летом.

по рисунку. Отгадывание загадки
Определение времен года, признаков
зимы, весны по рисункам. Объяснение по
схемам признаков весны. Чтение и
запоминание
правил
поведения
в
природе.
Составление
рассказа
о
правилах поведения на льду. Наблюдение
за набуханием почек на ветках (опыт).
Составление рассказа по рисункам об
основных приметах весны.
Показ объектов природы на рисунках,
ответы на вопросы. Определение аромата
цветов
(практическое).
Составление
рассказа о цветении березы и тополя.
Разучивание
названий
растений.
Прогулка, экскурсия. Наблюдение за
молодой
листвой
на
деревьях.
Нахождение
и
называние
распустившихся
цветов.
Зарисовка
увиденных
объектов
природы.
Разучивание
заклички.
Отработка
движений ног и рук при закличке.
Составление рассказа по рисунку
«Приход весны» Рассматривание рисунка
(нахождение
всех
животных).
Составление рассказа об одном из
животных
Рассматривание рисунков. Назвать вещи,
которые надели мальчик и девочка.
Рассматривание рисунка (как правильно
одеться
для
похода
в
лес).
Рассматривание рисунка (чем заняты
дети). Составление рассказа о своих
любимых занятиях во время прогулок
весной. Чтение стихотворение. Беседа на
темы: что выращивают в огороде, семена
овощей, что сажают в поле, а что в
огороде.
Нахождение признаков весны, лета.
Рассматривание схемы, подумать, почему
летом тепло и жарко. Составление
рассказа о птицах. Работа по схемам.
Отработка названий летних месяцев.
Нахождение в тексте и запоминание
правил поведения во время грозы.
Рассматривание рисунков. Чтение текста,
запоминание названия ягод, места, где
растут эти ягоды. Составление рассказа.
Рассматривание цветов. Запоминание или
чтение их названия. Сказать, какие из них
растут в поле, а какие – в саду. Рисование
рисунка о правилах поведения в лесу.
Рассматривание рисунка, составление по
нему
рассказа
о
летнем
лесе
Подсчитывание, сколько на рисунке

бельчат,
ежат,
лисят,
птенцов.
Запоминание
названия
детенышей.
Подумать и сказать, как называются
детеныши
волка
и
медведя.
Рассматривание рисунка, подумать и
сказать, где живут белка и леса.
Подумать, чем белка кормит своих
детенышей.
15. Занятия людей
Назвать, какую одежду обычно носят
летом.
летом. Составление рассказа: какую
Профилактика
одежду могут надеть и мальчики, и
укусов насекомых
девочки, почему одежда должна быть
легкой, почему летом обязательно носить
головной убор. Рассматривание рисунка
(чем занимаются дети). Назвать любимые
летние
игры.
Запомнить
правила
поведения на водоеме. Составление
рассказа, как люди ухаживают за
огородом и почему нужно поливать
растения. Рассматривание и чтение
названия овощей и фруктов, назвать
любимые. Рассматривание рисунков.
Назвать, что на них изображено.
Составление рассказа, как человек
использует эти растения Рассматривание
и называние опасных насекомых.
Слушание текста, ответы на вопросы.
Выбор одежды для похода в лес по
картинке.
Неживая природа - 12 часов
16. Вода. Вода в Вода. Простейшие свойства
Рассмотреть рисунок. Проделать опыт.
природе.
воды: прозрачность,
Поставить на стол несколько емкостей с
отсутствие запаха, текучесть.
разными жидкостями (вода, молоко,
Первичные представления о
томатный сок). Определить, в какой из
температуре, о термометре как них находится вода. Зарисовать опыт в
приборе для измерения
тетради.
Подумать,
как
человек
температуры. Вода горячая,
использует
воду.
Рассмотреть
на
холодная. Значение воды для
рисунках стаканы с водой, обратить
жизни растений, животных,
внимание на то, что из опрокинутого
человека. Вода в природе:
стакана вода вылилась. Подумать, почему
дождь, снег, лед; река, озеро
трудно взять воду в ладоши. Посмотреть
(пруд), болото
рисунки, подумать, почему перевернутая
Комбинированный урок.
банка пуста. Найти и показать на рисунке
стакан с водой. Взять емкости с водой,
соком, кофе. Определить, какая из них не
имеет запаха. Рассмотреть аквариум на
рисунке. Рассказать, какая вода в
аквариуме и почему она такая.
Рассмотреть рисунки и прочитать
подписи. Закрыть их. Найти и показать:
озеро, болото, пруд. Подумать, какие
животные живут в реках, озерах. Выбрать
по рисункам, чем можно заниматься на
водоемах летом, а чем зимой. Подумать и
сказать, в какое время года мы можем

17. Вода горячая и
холодная.
Температура
воды.

18.
Значение
воды.
Правила
обращения
с
горячей водой (в
кране, чайнике)

19.
растений.
растений

Части
Жизнь

20.
Растения:
влаголюбивые и
засухоустойчивые

наблюдать дождь, а в какое – снег.
Рассмотреть рисунок. Показать и назвать,
в каком виде может быть вода. Проделать
опыт. Взять в морозилке кусочек льда и
растопить
его.
Посмотреть,
что
получилось. Нагреть полученную воду до
кипения. Посмотреть, что получилось.
Запомнить: горячий пар – осторожно!
Рассмотреть рисунки. Подумать, с
помощью чего можно нагреть воду.
Найти и показать на рисунке. Подумать,
как люди используют горячую воду.
Рассказать, как из холодной воды
получить горячую воду. Как из горячей
воды получить теплую воду? Какую воду
можно использовать для чаепития, а
какую – для полива цветов? Заварить
вечером чай вместе со взрослыми и
угостить своих близких. Рассмотреть
рисунок. Взять термометр в руки,
понаблюдать за изменениями
его
показателей. Рассказать, в каких случаях
измеряют температуру тела человека.
Для чего надо знать температуру
воздуха? Узнать и записать в тетради:
температуру тела здорового человека,
температуру кипения воды, температуру
воздуха зимой и летом
Найти
рисунок,
где
изображены
животные, живущие только в воде.
Назвать их. Рассмотреть рисунки.
Сказать, что произойдет с растениями без
воды. Рассмотреть, что делают дети.
Подумать и ответить, как они используют
воду. Подумать и сказать, для чего еще
можно использовать воду Объяснение,
чем может быть опасна горячая вода.
Составление правил обращения с горячей
водой. Запись правил в тетрадь.
Нахождение картинки с изображением
правильного обращения с горячей водой
Живая природа. Растения – 12 часов
Комнатные растения.
Закрепление знаний о строении растений.
Рассматривание и показ на рисунках
Названия и отличительные
частей растений. Рассматривание на
признаки (3–4 растения).
рисунке изделия из соломы. Домашняя
Части растений: корень,
поделка из соломы по образцу.
стебель, лист, цветок.
Экскурсия
на
хлебозавод.
Необходимость для жизни
Рассматривание рисунка, называние
растений воздуха, воды, света, объектов природы. Чтение и заучивание
стихотворения Рассматривание рисунка.
тепла. Растения
Составление рассказа по рисунку.
влаголюбивые,
Рассматривание рисунка. Запоминание
засухоустойчивые:
слов. Ответы на вопросы. Зарисовка
традесканция и кактус.
растения (по образцу, трафарету).

Светолюбивые и
тенелюбивые
растения.
21.
Комнатные
растения. Уход за
комнатными
растениями

Светолюбивые и тенелюбивые
растения: фиалка и
традесканция. Уход за
комнатными растениями.
Огород. Овощи (3–5
названий), их признаки.
Особенности произрастания.
Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий).
22.
Огород. Названия и признаки.
Овощи в питании Особенности произрастания.
человека.
Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов
данной местности. Уход за
растениями сада и огорода.
Комбинированный урок.
23. Сад. Фрукты.
Фрукты в питании
человека.

24.
Уход
за
растениями сада и
огорода. Правила
безопасного
использования
садового
инструмента.

25.
Дикие
и
домашние
животные.
26. Кошка и рысь.
Породы кошек.

27. Собака и волк.
Породы собак.

28.

Правила

Соотнесение растений по месту
обитания.

Рассматривание рисунка. Запоминание
слов. Нахождение объектов природы
вокруг себя. Определение соответствия
по картинке. Ответы на вопросы
Отработка навыков по уходу за
комнатными растениями. Составление
рассказа.
Рассматривание рисунков. Нахождение и
показ объектов. Определение по
рисункам времен года Определение
объектов по рисункам. Отгадывание
загадок. Чтение стихотворения.
Составление рассказа Рассматривание
рисунка. Ответы на вопросы. Описание
предмета с отгадыванием.
Называние объектов природы.
Составление рассказа по картинке.
Зарисовка и раскрашивание в тетради
изображения предметов Рассматривание
рисунка, схемы. Составление рассказа по
рисунку. Описание предмета с
отгадыванием Зарисовка объекта
природы. Ответы на вопросы.
Отработка навыков ухода за растениями
в саду. Ответы на вопросы Нахождение
садового инструмента на картинке,
соотнесение с натуральными объектами.
Чтение правил использования садового
инструмента, ответы на вопросы по
тексту. Зарисовка садового инструмента.
Показ рисунка, иллюстрирующего
правильное использование инструмента.
Животные – 12 часов
Сравнение домашних и диких Рассматривание рисунков. Составление
рассказа о домашних и диких животных.
животных. Кошка – рысь.
Ответы на вопросы
Собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детенышей, Сравнение объектов на рисунке. Ответы
на вопросы. Зарисовка в тетради объекта
повадки, образ жизни, места
природы. Заучивание прибаутки.
обитания. Необходимые
Составление рассказа об объекте живой
условия для жизни животных: природы по плану Составление рассказа
о породах кошек. Отработка навыков по
вода, тепло, воздух, пища.
уходу за животным.
Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки. Отношение Рассматривание рисунка. Нахождение
объектов, классификация. Составление
человека к животным. Рыбы
рассказа по рисунку. Составление
(2–3 названия рыб,
рассказа по плану. Отработка навыков
распространенных в данной
безопасного поведения при встрече с
местности). Внешний вид,
собакой Показ объектов на рисунке
классификация по породе. Ответы на
среда обитания, питание,
вопросы.
образ жизни. Польза от
Рассматривание рисунков, определение

поведения
контакте
домашними
животными.

при рыбоводства и охрана рыбных
с угодий.
Комбинированный урок.

29. Рыбы.

30. Тело человека.
31.
Органы
пищеварения.
32.
Питание
человека.

33.
Правила
питания.
34. Профилактика
отравлений.

№ п/п
1
2
3
4
5-6
7
8
9-10
11
12
13-14
15
16
16-17
18-20
21-24
25-28
29-32

правильного поведения при контакте с
домашними животными. Чтение правил
поведения при контакте с домашними
животными. Запись правил поведения в
тетрадь.
Рассматривание схемы. Определение
строения объекта природы. Ответы на
вопросы. Зарисовка объекта природы.
Рассматривание рисунка. Нахождение
соответствия. Составление рассказа по
рисунку. Прогулка в зоомагазин.
Человек – 12 часов
Гигиена тела человека,
Рассматривание рисунков. Составление
рассказа. Отработка навыков
закаливание. Питание
физического воспитания
человека. Органы
Рассматривание рисунка. Нахождение и
пищеварения: ротовая
показ объекта. Отработка навыков
полость, пищевод, желудок,
личной гигиены
кишечник (элементарные
Рассматривание рисунков.
представления). Значение
Классификация предметов. Показ
овощей и фруктов для
объектов на рисунках. Ответы на
вопросы. Составление рассказа по
правильного питания
рисунку. Чтение стихотворения
человека. Пища человека.
Отработка навыков правильного питания
Правильное питание.
Профилактика пищевых
Отработка навыков профилактики
отравлений.
отравлений
Комбинированный урок.

Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Сезонные изменения в природе (20 часов)
Влияние Солнца на смену времен года
Сутки. Долгота дня зимой и летом
Занятия семьи в течение суток Телефоны экстренных служб.
Звонок по телефону
Осень
Растения и животные осенью
Занятия людей осенью. Правила поведения на улице
Зима
Растения и животные зимой.
Занятия людей зимой
Весна
Растения и животные весной
Занятия людей весной
Лето.
Растения и животные летом.
Занятия людей летом. Профилактика укусов насекомых
Неживая природа (12 часов)
Вода. Вода в природе.
Вода горячая и холодная. Температура воды.
Значение воды. Правила обращения с горячей водой (в кране,
чайнике)
Живая природа. Растения (12 часов)

План

Факт

33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44

45-47
48-49
50-51
52-54
55-56
57-59
60-61
62-63
64-65
66-68

Части растений. Жизнь растений
Растения: влаголюбивые и засухоустойчивые, Светолюбивые и
тенелюбивые растения.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
Овощи. Огород. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.
Уход за растениями сада и огорода. Правила безопасного использования садового инструмента.
Животные (12 часов)
Дикие и домашние животные.
Кошка и рысь. Породы кошек.
Собака и волк. Породы собак.
Правила поведения при контакте с домашними животными.
Рыбы.
Человек (12 часов)
Тело человека.
Органы пищеварения.
Питание человека.
Правила питания.
Профилактика отравлений.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 2
класс (2 части). Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2017 год.
2. Матвеева Н.Б., Попова М.А. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
3. Технические средства: интерактивная доска; персональный компьютер (ноутбук, планшет).
4. Печатные пособия: плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные
(природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.); таблицы природоведческого содержания в
соответствии с образовательной программой; иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
5. Дидактический раздаточный материал: карточки с заданиями, дидактическими играми и
игровыми упражнениями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».