Пояснительная записка
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают
возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою
индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы «По дороге к знаниям»
идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь
могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы «По дороге к
знаниям» является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание
сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование
детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов:
внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала
каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
Развивать коммуникативные отношения ребенка;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Формировать полезные привычки;
Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
Воспитывать чувство коллективизма;
Программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются:
Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
Создания условий для всестороннего развития личности ребенка
(эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного,
эстетического);
Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на
становление (совершенствование) всех видов деятельности: самоподготовки,
игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Системность.
Доступность.
Научность.
Создание развивающей ситуации
Занимательность.
Сознательность и активность.
Наглядность
Связь теории с практикой
Преемственность.
Природосообразность
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 8 – 11 лет
5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок - игра.
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире,
сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра
является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует
закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки,
стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым
снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем
предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры –
соревнования, игры – праздники.
В своей деятельности группа «По дороге к знаниям» руководствуется «Гигиеническими
требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.1178-02», уставом МАОУ «Бершетская средняя школа».
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам
Развитие самостоятельности
Формирование полезных привычек
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Задачи направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их
интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития.
1. Беседа с учителями.
Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы уч-ся в рамках непрерывности учебновоспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью
учащихся.
2.Приём в группу.
Цель: сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по групповой комнате, выявление причины
опоздания.
3.Беседа или предобеденная прогулка.
Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры
поведения.
4.Обед.
Цель: привитие навыков культурного поведения в школе, в столовой, за столом; соблюдение личной гигиены.
5. Прогулка, экскурсия.
Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора учащихся, развитие их
познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе, привитие
любви к труду, к природе.
6. Самоподготовка.
Цель: развитие умственных способностей учащихся, формирование общеучебных навыков и умений,
потребности самостоятельного добывания знаний; воспитание чувства взаимопомощи, товарищества
Физкультпаузы – поддержание активного внимания, повышение производительности учебного труда,
выполнение двигательной активности.
7. Подвижные игры.
Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание
организованности, дисциплинированности.
8. Спортивный час, клубные часы, работа кружков, утренники, праздники.
Цель: физическое совершенствование и укрепление здоровья учащихся, развитие интересов и способностей
детей, воспитывать организованность, коллективизм, дружбу, чувство прекрасного, расширение кругозора
учащихся.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
1. Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
2. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и
характеру занятия.
3. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков
физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.
4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение
организма детей.
5. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное двигательной
деятельностью, снизилось. Занятия завершаются умыванием.
Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе.
Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования
должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:
- Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).
- Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
- У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.
- Дети должны находиться на воздухе не менее 1,5 часов.
- Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут.
- Приготовление домашнего задания.
- Перерывы между занятиями10–15 минут.
- В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.
Виды занятий на неделю
День недели
Занятия на воздухе
Клубные часы
Понедельник
Подвижные игры
Вторник
Тематические экскурсии
Среда
Народные игры
Четверг
Целевые прогулки
Природа. Экология. Беседа по темам,
экскурсии, праздники; формирование
здорового
образа
жизни,
профилактика вредных привычек.
По
страницам
любимых
произведений
чтение,
прослушивание
аудиозаписей,
обсуждение, викторины, конкурсы
рисунков
к
произведениям,
сочинения.
Родной край (из истории и
современной жизни страны, области,
города)
Почемучка (загадки, викторины,
ребусы, кроссворды, шарады)
Девиз дня:
Понедельник – «Учимся жить среди людей»
Вторник – « Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!»
Среда – « Развиваем способности и таланты»
Четверг – « Будем делать хорошо и не будем плохо!»
Примерная тематика клубных часов
Клуб «Сказочник».
1. Что за чудо эти сказки.
(Волшебные сказки, в чём их отличие от других?) – 2 занятия.
2. Бытовые сказки. Кто герои этих сказок? – 2 занятия.
3. Сказки о животных. – 2 занятия.
4. Утренник или викторина по сказкам. – 1 занятие.
5. Посещение комнаты сказок в пос. библиотеке. – 1 занятие.
Клуб «Почемучка».
Цель занятий – привлечь внимание детей к тому, что находится рядом с нами, мимо чего мы
проходим не замечая.
1. Что растёт вокруг нас?
(Викторина «Что такое? ) – 2 занятия.
2. Почемучкин тупик.
(Вечер вопросов и ответов.) – 1 занятие.
3. Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать.
(по усмотрению учителя)
Уроки Деда Всеведа.
1. Пословицы и поговорки.
2. Загадки.
3. Считалки и дразнилки.
4. Скороговорки и потешки – все по одному занятию.
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Направления
Тема занятия
1.
Родной край
2.
Почемучка
I четверть
День знакомств. Разучивание игр на свежем воздухе:
«Волк во рву»
Викторина «Загадки осени»
3.
Природа. Экология.
Экскурсия «В рябиновом сентябре»
4.
По страницам любимых Конкурс рисунков на асфальте на тему «Осень произведений
волшебница»
5.
Родной край
Чтение и обсуждение русских народных сказок
6.
Почемучка
Разучивание игр на свежем воздухе: «Успей взять
кеглю»
7.
Спорт и мы
Эстафета «Весёлые старты»
8.
Природа. Экология.
Урок здоровья. Советы доктора Воды.
9.
По страницам любимых Экскурсия в библиотеку
произведений
10. Родной край
11. Почемучка
12. Спорт и мы
13. Природа. Экология.
Экскурсия по селу.
Беседа «Сентябринка в гостях у ребят»
Разучивание игр на свежем воздухе: «Прятки»,
«Хитрая лиса»
Урок здоровья. Друзья Вода и Мыло.
14. По страницам любимых Прослушивание аудиозаписи.
произведений
15. Родной край
День работников леса. «Не оставляй костёр в лесу»
16. Почемучка
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Уроки занимательного труда. Поделки из природного
материала.
Спорт и мы
Разучивание игр на свежем воздухе: «Пятнашки»»,
«Пятнашки по кругу».
Природа. Экология.
Урок здоровья. Глаза - главные помощники человека.
II четверть
Родной край
Правила хорошего тона на тему «Обращение к
незнакомому и знакомому взрослому».
Почемучка
Беседа «Твой внешний вид»
Спорт и мы
Разучивание игр на свежем воздухе: «Два Мороза»».
Международный день пожилых людей. Изготовление
открыток.
По страницам любимых Конкурс стихов об осени
произведений
Почемучка
Поём школьные песни.
Спорт и мы
Разучивание игр на свежем воздухе: «Третий
лишний», «С места на место»
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Чтобы уши слышали.
По страницам любимых Чтение и обсуждение рассказов о животных
произведений
Почемучка
Устный журнал « В мире интересного»
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: « Третий лишний»,
«Пятнашки»
29. Природа. Экология.
Урок здоровья.
Почему болят зубы.
30. По страницам любимых Чтение и обсуждение книг о дружбе
произведений
31. Родной край
Праздник «В гостях у Осени».
32. Почемучка
Час загадок
33. Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «С места на
место»
34. Природа. Экология.
Экскурсия «Наш друг – природа»
35. По страницам любимых Чтение и обсуждение книг М. Пришвина, В. Бианки
произведений
36. Родной край
Разучивание новых считалок, народных игр
37. Почемучка
Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»
38. Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Меж двух огней», «Защити
крепость»
39. Природа. Экология.
Экологическая игра « Лукошко грибника»
40. По страницам любимых Чтение и обсуждение любимых книг
произведений
41. Почемучка
Замысловатые вопросы для любознательных
42. Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Рыба, зверь, птица»
43. Природа. Экология.
Урок здоровья. «Рабочие инструменты» человека.
44. Родной край
Экскурсия «Поможем птицам»
45. Природа. Экология.
Работа в мастерской Деда Мороза
III четверть
46. Природа. Экология.
Урок здоровья. Зачем человеку кожа.
47. По страницам любимых Конкурс рисунков « Моя любимая сказка»
произведений
48. Родной край
Праздник книги
49. Почемучка
Конкурс «Отгадай, загадку!»
50. Спорт и мы
Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые»
51. Природа. Экология.
Уход за комнатными растениями
52. По страницам любимых Конкурс стихов «Любимой маме»
произведений
Изготовление открыток.
53. Родной край
Экскурсия « Лесные диковинки»
54. Почемучка
Кроссворд «Жители Простоквашино»
55. Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Живые мишени»
56. Природа. Экология.
Урок здоровья. Если кожа повреждена.
57. По страницам любимых Игра- викторина «Герои сказки А. Толстого «Золотой
произведений
ключик, или Приключения Буратино»
58. Родной край
ПДД. Тема: Светофор - наш верный друг».
59. Почемучка
Викторина « Мир вокруг нас»
60. Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Не ходи на гору», «Живые
мишени»
61. Природа. Экология.
Урок здоровья. Как сохранить улыбку красивой.
62. По страницам любимых КВН « Сказки водят хоровод»
произведений
63. Родной край
Конкурс « Природа и детская фантазия»
64. Почемучка
Загадки к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»
65. Спорт и мы
Игры на свежем воздухе. Лепим снежные скульптуры
66. По страницам любимых Игра- викторина «Сказки Андерсена»
произведений
67. Родной край
Разучивание хороводов, песен
68. Почемучка
Викторина «Загадки зимы»
69. Спорт и мы
Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни!»
79 Родной край
Смотр «Твоё рабочее место»
80 Родной край
Разучивание русских народных хороводов, песен
81 Почемучка
Игровое занятие. В гостях у геометрических фигур
82 Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Быстрые и меткие»
83 Природа. Экология.
Экскурсия «Мы - друзья птиц»
84 По страницам любимых Игровое занятие. Ларчик со сказками.
произведений
85 Родной край
Знакомство с русскими поговорками.
86
Почемучка
Устный журнал «Хочу всё знать»
87
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Снежками в круг», «Под
обстрелом»
88
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Здоровая пища для всей семьи.
89
По страницам любимых Игра-викторина «Сказки А. С. Пушкина»
произведений
90
Родной край
Заочное путешествие по экологической тропе.
91
Почемучка
Кроссворд «Произведения К. И. Чуковского
92
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Живые мишени», «Защитим
снеговиков»
IV четверть
93
Природа. Экология.
Беседа «Пожар - стихийное бедствие»
94
По страницам любимых Мы и домашние животные. Тема: Кошка и собакапроизведений
наши четвероногие друзья»
95
Родной край
Игровое занятие «В гостях у радуги»
96
Почемучка
Кроссворд « Произведения Н. Носова»
97
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Живые мишени»
98
Природа. Экология.
Трудовой десант «Чистые парты»
99
По страницам любимых Конкурс « Любимые литературные сказки»
произведений
100
Родной край
Операция «Забота» (открытка ветеранам)
101
Почемучка
Устный журнал «Это интересно»
103
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Сон- лучшее лекарство.
104
По страницам любимых Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
произведений
105
Почемучка
Кроссворд «Правила дорожного движения»
106
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке»,
«Живые мишени»
107
Природа. Экология.
Урок здоровья. Как настроение?
108
По страницам любимых Игровое занятие. Дюймовочка рассказывает о птицах.
произведений
109
Родной край
Операция «Наш класс»
110
Почемучка
Викторина «На загадку – есть отгадка»
111
Спорт и мы
112
Природа. Экология.
Конкурс «Коса – девичья краса» Урок здоровья.
Вредные привычки.
113
Родной край
Конкурс рисунков ««Я, ты, он, она – вместе целая
семья»
114
Спорт и мы
Проведение эстафеты «Весёлые старты»
115
Родной край
Праздник-игра «В гостях у Берендея!»
116
Почемучка
Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.
117
Спорт и мы
118
Весёлые состязания
малоподвижные игры.
Игровая прогулка.
Игры на свежем воздухе: «Пустое место», «Два
Мороза»
Русская народная игра «Городки»
и Детское чтение. Стихи и рассказы о ВОВ.
Занятие по искусству. Тема «Пусть всегда будет
солнце!»
120
Разучивание новой игры Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина
«Казаки - разбойники».
«Товарищи» о взаимопонимании.
121
Отдых детей на свежем Игра «Словарный аукцион».
воздухе.
122
Весенний кросс.
Санитарная уборка в классе. Ухаживание за
комнатными цветами.
12 Командные игры.
«Практикум доброты и вежливости. Путешествие по
3
маршруту добрых чувств, поступков, дел отношений»
119
124
125
126
127
128
129
130
Отдых детей на свежем
воздухе.
Игровая прогулка. «Море
волнуется».
Отдых детей на свежем
воздухе.
Групповые игры. Забытые
игры.
Подвижные
игры
на
свежем воздухе.
Игровая прогулка. Игра
«Испорченный телефон».
Спортивная
прогулка.
«Делай как я, делай как
мы, делай лучше нас!»
Игра «Капуста – редиска».
День семьи. «Мама – хранительница тепла
семейного очага».
Задачи по сказочным сюжетам.
и
Сочинение на тему: «Если бы я был бы…»
Путешествие в Волшебную страну. Литературный
кроссворд. Игра «Словарный аукцион».
«Природа-наш дом родной». Устный журнал.
Последний звонок. Утренник. «До свидания, школа!
Здравствуй, лето!»