Пояснительная записка.
Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к
условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых
ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам
требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,
учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки
дошкольника к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и
освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от
учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебновоспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности
ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для
готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком
своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать
другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания
других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ,
обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет
представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурногигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система
отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?
Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их
личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение
в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
-наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
-заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
-наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к
школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать
поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим
учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его
требованиям, «почувствовал» школьные стены. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет
возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной
адаптации первоклассников.
Рабочая программа «Школа будущего первоклассника» обеспечивает полноценную
подготовку старших дошкольников к обучению в школе: способствует формированию желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников 5,5-6,5 лет. Рабочая учебная программа составлена в контексте федерального образовательного стандарта начального образования.
Цель рабочей программы курса «Я - будущий первоклассник» - формирование у
старшего дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции
школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.
Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия призваны решать
следующие задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;
-развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
-развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
-развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства
собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
-формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения;
-формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,
-заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
-воспитание культуры общения, отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
* принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
* принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность
ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
*принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном
и социальном мире должно быть единым и целостным.
*принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это
мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
*принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не
что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний
должна быть понятной детям и принимаемой ими.
*принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире
(или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
*принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают чтото новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения
игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную
мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных
трудностей развивает волевую сферу.
*принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того,
что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное,
«житейское» развитие.
*креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству,
т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в
ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному
возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется
такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и
используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на
уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной
основе.
Описание ценностных ориентиров содержания процесса подготовки дошкольников.
Посещая занятия в «Школе будущего первоклассника», старшие дошкольники начинают
осмысливать и присваивать себе систему ценностей.
*Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел
бы, чтобы поступали с тобой).
*Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
*Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума.
*Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
*Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности.
*Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
*Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким;
воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим.
Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные
результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки
является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других
людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в
глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
-учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
-учиться оценивать результаты своей работы
Познавательные УУД:
-учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
-учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные
картинки);
-классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
-учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
-учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
-учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
-учиться оформлять свои мысли в устной форме;
-строить понятные для партнера высказывания;
-уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера
по деятельности;
-совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения
и учиться следовать им;
-сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
-учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
-отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
-задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
-рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
-конструировать словосочетания и предложения;
-определять количество слов в предложении;
-составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
-выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на
заданную букву;
-делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
-различать звуки и буквы;
-узнавать и различать буквы русского алфавита;
-правильно держать ручку и карандаш;
-аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Общая схема организации занятия (30 мин).
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им
познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в
речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей,
которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет
детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из
затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к
ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует
индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к
предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и
суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Содержание
Учебные занятия «Грамотейка» (развитие речи.)
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять
развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
С целью оценки уровня интеллектуального развития старших дошкольников проводится тестирование. Работа проводится в форме диалога ребенка с учителем индивидуально.
Время проведения – последний месяц работы «Школы будущего первоклассника». Тест не
предусматривает обязательного ознакомления родителей с его результатами, но допускает
его проведение в присутствии родителей. На тестировании обязательно присутствие психолога. С целью оценки достижения будущими первоклассниками планируемых предметных
результатов на последнем занятии проводится проверочная работа. С результатами работы
должны быть ознакомлены родители. С целью оценки мотивационной готовности старших
дошкольников к обучению в школе программой предусмотрено проведение анкетирования, в
котором принимают участие воспитатель, родитель, учитель.
Учебные занятия «Умелые ручки» (развитие мелкой моторики)
«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование
коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать
их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей
дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и
умения работать в группе.
Учебные занятия «Математические ступеньки» (логика, память, внимание.
Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует, в том
случае, когда он их называет. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка.
Картинка – важное средство развития речи, мышления, воображения, памяти.
Например, у детей пятого года жизни, память носит непреднамеренный характер: ребенок
еще не умеет ставить перед собой цель запомнить – вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания, он запоминает непроизвольно.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует подготовке дошкольников к усвоению математических знаний, и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Ребёнок должен уметь выделять существенное, «гибко»
мыслить, самостоятельно решать новые задачи, нестандартно и творчески подходить ко всему.
Учебные занятия «Мир вокруг нас» (ознакомление с окружающим миром)
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное
малышом. Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения,
которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.
Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний
о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения, которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.
Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами
(например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь
и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны
природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
Название учебного занятия
«Грамотейка» (развитие речи)
«Математические ступеньки» (логика, память, внимание.
«Мир вокруг нас» (ознакомление с окружающим миром)
«Умелые ручки» (развитие мелкой моторики)
Итого:
Всего часов
1
1
1
1
4ч
Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.
Занятия курса проводятся 1 раз в неделю по субботам в период с октября по апрель текущего
учебного года. В один день – 4 занятия. Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут.
Прогнозируемые результаты программы.
К концу обучения учащиеся должны:
1. называть:
· свое полное имя, домашний адрес, город,
· основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
· основные правила здорового образа жизни;
· основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения;
· улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
· основные достопримечательности родного города.
2. различать (сопоставлять):
· знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
· основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
· различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу
движения и т.п.);
· времена года;
· животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут
уметь:
•
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
•
понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;
•
проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
•
видеть друг в друге сходные черты и различия;
•
свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
•
знать «соседей» числа;
•
на слух выделять звуки в слове;
•
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
•
пересказывать небольшие тексты;
•
пользоваться элементарными правилами поведения в городе и природе;
•
называть свой адрес, название страны, населённого пункта;
•
определять родственные отношения;
•
определять сезонные изменения в природе;
•
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
•
выполнять на слух инструкции для обучающихся;
•
ориентироваться в пространстве и времени;
•
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группе подготовки к школе проводится диагностика,
включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
•
наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
•
формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста.
•
взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Календарно - тематическое планирование
«Грамотейка» (развитие речи. )
1 занятие в неделю. 28 занятий в год
Наименование раздела, темы
Кол- Основные виды учебной деяво ча- тельности учащихся
сов
Произношение звуков. Чистоговорки.
4
-распознавать первый звук в
Выделение звуков на слух.
словах;
-внимательно слушать литературные произведения;
Укрепление и развитие артикуляции.
3
- называть персонажей, основСкороговорки.
ные события;
- отвечать на вопросы учителя
Использование интонационных
3
по содержанию, делать элеменсредств в речи. Детские потешки,
тарные выводы;
стихи.
-пересказывать произведение
близко к тексту, по ролям, по
Использование слов в прямом и пере3
частям;
носном значении.
- составлять элементарный расРазучивание и составление загадок.
3
сказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стоСказка. Пересказ сказок с опорой на
3
роны поступков людей;
иллюстрации.
- участвовать в коллективных
разговорах;
Театр. Разыгрывание сказок по ролям.
3
- использовать принятые нормы
вежливого речевого общения.
Составление рассказов по опорным
3
картинкам.
Составление рассказов об эпизодах из
жизни на заданную тему.
3
Календарно-тематическое планирование
«Мир вокруг нас» (ознакомление с окружающим миром)
1 занятие в неделю, 28 занятий в год
№ занятия Тема занятия
Часы
1.
Воспоминание о лете.
1
2.
Береги природу.
1
3.
Наш общий дом.
1
4.
Путешествие по улицам города.
1
5.
Я – гражданин России.
1
6.
Собираясь в путь.
1
7.
Путешествие в Европу.
1
8.
Путешествие в Азию.
1
9.
В краю рисовых полей.
1
10.
Путешествие в Америку.
1
11.
В гостях у индейцев.
1
12.
Маски на лице и в жизни.
1
13.
Путешествие в Африку.
1
14.
Что скрывали пирамиды.
1
15.
Путешествие в Австралию.
1
16.
Великое равновесие.
1
17.
Полярники и метеорологи.
1
18.
Путешествие в Антарктиду.
1
19.
По морю, по океану.
1
20.
Путешествие на морское дно.
1
21.
На прогулку в зоопарк.
1
22.
Почему люди такие разные.
1
23.
«Орешек знаний».
1
24.
Чудеса, да и только.
1
25.
Космическое путешествие.
1
26.
Путешествие в будущее.
1
27.
И помнит мир спасённый…
1
28.
Голубая планета.
1
№
занятия
1.
2.
Календарно - тематическое планирование
«Математические ступеньки» (логика, память, внимание).
1 занятие в неделю. 28 занятий в год
Тема занятия
Часы
1. Выяснение простейших числовых представлений у детей,
умение различать предметы по цвету, форме, расположению.
Игра «Танграм».
2. Развитие внимания, наблюдательности. Игра «Пчелка».
1. Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете
и числе предметов. Игра «Танграм».
2. Ориентировка в пространстве, определение места предмета,
умение определить размер (величину).
3. Развитие внимания, наблюдательности. Игра «Ракетчики».
1
2
Дата
1. Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка».
2. Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких.
Игра «Построй домик». Развитие внимания, воображения.
1. Развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный
анализ. Формирование пространственных представлений детей,
закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого»,
«налево», «направо», «слева», «справа», «между», «вверх»,
«вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете
прямом и обратном. Игра «Заведем ракету», «Оглянись». Развитие памяти, внимания, воображения.
2
5.
1. Сравнение групп предметов, их составление.
2.Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках.
3. Развитие памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической 2задачей. Игра «Танграм»
2
6.
12. Установления соответствия между числом предметов и
цифрой. Понятия «один»- «много».
2. Объединение предметов в множества по определённым
свойствам. Игра «Зигзаг». Развитие внимания и памяти.
2
1. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету»
2. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. Игра «Танграм».
3. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой»,
«маленький», «сколько-столько». Игры «Угадай-ка», «Магазин». Развитие внимания.
8. 1. Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже»,
«больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее».
Игры «Где чей дом?», «Заполни строчку».
9. 1. Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Игра
«Поезд».
2. Решение задач «Сколько всего?». Развитие внимания, мышления. Игра «Сколько фигур не достает?». Развитие мышления,
памяти, воображения.
10. 1. Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. « Игры «Сколько всего?»
На сколько больше? Составление примеров. Игры: «Цепочка»,
«Составь пример»
2. Развитие внимания, мышления.
2
11. 1. Упражнять в умении работать при помощи линейки, умение
чертить отрезки, в узнавании цифр.
2. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон»
12. 1. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон»
2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания.
13. 1. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка»
2. Развитие памяти и внимания.
2
3.
4.
7.
2
2
2
2
2
2
14. 1. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Формирование отрицательного ответа с
частицей «не» по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам в
классификации фигур. Игры «Какой фигуры не достаёт?»,
«Почта», «Квадратики и ромбики».
2. Развитие внимания, мышления.
15. 1. Проверка знаний. Развитие внимания, мышления, наблюдательности. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка»,
«Угадай-ка».
№ занятия
Календарно - тематическое планирование
«Умелые ручки». Развитие мелкой моторики.
1 занятие в неделю. 28 занятий в год
Тема занятия
2
1
Часы
1.
Обведение по контуру предметов прямоугольной формы.
1
2.
Пальчиковые игры.
1
3.
4.
5.
Обведение треугольных фигур и букв.
Обведение овальных фигур.
Пальчиковые игры. Конструирование фигур разной формы.
1
1
1
6.
7.
8.
Обведение фигур в клетке. Пальчиковые игры.
Обведение зигзагов. Пальчиковые игры
Обведение по контуру рисунков. Разукрашивание фигурок.
1
1
1
9.
10.
11.
12.
13.
Обведение объёмных букв и цифр.
Выполнение штриховки по контуру.
Обведение фигур по контуру и штриховка.
Пальчиковые игры. В гостях у Совы.
Игра «Кто в домике живёт»? Штриховка по контуру.
1
1
1
1
1
14.
Пальчиковые игры. Складывание из бумаги конвертика.
1
1
Обведение Ёлочки. Штриховка Ёлочки.
Черепашки. Игра по штриховке.
Путь в магазин. Дорожные знаки.
Строим дом. Обводим кирпичики.
Игра «Для чего нужен светофор?» Обведение рисунка светофора.
Пальчиковые игры. Штриховка нарисованных фигур.
1
1
1
1
1
1
22.
Движение карандаша вправо, влево, вверх, вниз по клеточкам.
Игра «В саду». Штриховка по контуру.
23.
Путешествие в АКВАРИУМ.
1
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
1
1
Дата
24.
25.
26.
Обведение знакомых букв. Штриховка.
Путешествие в лес. Штриховка кроны дерева.
Путешествие в зоопарк.
1
1
1
27.
28.
В школе у Совушки. Штриховка по контуру.
Обведение объёмных букв и их штриховка.
1
1
Методическое оснащение
1. Макаревич Г.В. «Весёлая азбука с заданиями» 5-6 лет с наклейками, азбукатренажёр для занятий с детьми в игровой форме «Экзамен», 2018г.
2. «Изучаем грамоту» Тетрадь с заданиями для развития детей. 1, 2 части. «Дом печати – ВЯТКА» 2021г.
3. «Окружающий мир. Предметы». Часть 1.Тетрадь с заданиями для развития детей.
«Окружающий мир. Природа». Часть 2.Тетрадь с заданиями для развития детей.
«Дом печати – ВЯТКА» 2021г.
4. «Изучаем математику» Тетрадь с заданиями для развития детей. 1, 2 части. «Дом
печати – ВЯТКА» 2021г.
5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования». Москва: Издательство АСТ, 2019г.