Программа Эскиз

Пояснительная записка
Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической
направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических
навыков.
Актуальность

программы

обусловлена

тем,

что

происходит

сближение

содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит

изобразительному искусству.

Умение видеть

и понимать красоту

окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно
эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
Направленность

образовательной

программы

«Юный

художник»

–

художественная. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить
детей к творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую
деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественнопрактической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного
искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более
глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая
деятельность

ребёнка направлена на отражение доступными

для

его возраста

художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
-

художественное восприятие,

-

информационное ознакомление,

-

изобразительная деятельность,

-художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных
произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым
материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование
всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского
языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда,
музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

-

выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор

цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого
развития

воспитанников

дифференцированный

на

различных

подход,

зависящий

возрастных
от

степени

этапах

и

учитывается

одаренности

и

возраста

воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от
простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном
творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на
применение

широкого

комплекса

различного

дополнительного

материала

по

изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было
направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение
обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения
изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и
приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Адресат программы: обучающиеся 1-8 классов 7-14 лет.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в развитии
личностных качеств обучающихся. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное,
решать проблему, способность к самосовершенствованию и умению дать адекватную
самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с
чем ребенку необходимо войти в этот мир, что и является основой нового стандарта
образования.
Учебные задания кроме формирования навыков и знаний направлены на общее
развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во
время изготовления подарков, формируется осознание необходимости думать и понимать,
а не просто повторять определённые движения.
И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного
вкуса и чувств радости и удовольствия. Выполняя практические задания, дети развивают у

себя произвольные и непроизвольные двигательные функции, которые необходимы для
успешного обучения в школе.
Цель и задачи реализации программы:
Цель:

раскрытие

творческого потенциала ребёнка

художественно

– изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная

–

формировать эмоционально-ценностное отношение

к

окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта
человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение,
образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в
реализации творческих идей; техническая – осваивать практические приемы и навыки
изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 70 часов: 1 раз в
неделю по 2 часа.
Формы обучения:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся –
это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания
в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного
художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов,
мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы
используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное
положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение
в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов
работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для
общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если
развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания
с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик.
Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых
занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве.
Применяются

такие

методы,

как

репродуктивный

(воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки,
праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические
занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки
натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным
относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия
и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко
применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися
выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения,
задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя
ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым
прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Планируемые результаты:

Должны знать:
особенности материалов,

применяемых

в

художественной

деятельности;

разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина,
В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой; основы графики;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в
пятне.
Должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью;
пользоваться графическими материалами и инструментами (гелиевыми ручками,
фломастерами, карандашами); различать и передавать в рисунке
ближние и дальние предметы; рисовать кистью элементы
орнамента; проявлять творчество в создании работ.
Учебный план Теоретическая часть:
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо –
ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера.
Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Виды изобразительного искусства (живопись, графика, ДПИ).
№

1

2
3
4

5
6

Практическая часть
Тема занятия

Кол- Содержание занятия
Сроки
во
часов
Вводное занятие, введение в тему. Сентябрь
Графические материалы и 1
Условия безопасной работы,
приспособления.
инструктаж
Разнохарактерные линии. 1
Упражнения по выполнению линий
разного характера
Красота формы листьев. 1
Рисование разных листьев простыми и
Графика «Листья».
цветными карандашами и ручками.
Красота формы листьев. 1
Техника печати с оттиска листа:
Живопись.
«Осенние
композиция и использование живых
листья».
листьев в качестве матриц.
Рисуем небо
1
Тоновая растяжка цвета, акварель.
Рисуем небо. Закат.
1
Растяжка цвета. Гуашь.

7

«Фантастический

лес». 1

Деревья акварелью.
8

«Фантастический
Деревья гуашью.

лес». 2

«Фантастический
лес». 1
Рисование
деревьев
карандашом, гелиевыми
ручками и фломастерами.
10 Русские
народные 1
промыслы
11, Русская матрешка
2
12
12, Дымковская игрушка
2
13
13, Хохломская роспись
2
14
14, Городецкая роспись
2
15
16, Жостово
2
17
18, Гжель
2
19
20 «Вернисаж»
1
9

«Родная
природа
в 1
творчестве
русских
художников.
Красота
зимней природы».
22, «Красавица
зима». 2
23 Рисование
зимнего
пейзажа
акварелью,
гуашью.
24, Портрет Снегурочки.
2
25
21

26, Открытка – поздравление. 2
27
28,
29
30,
31

Рисование
снегиря. 2
Анималистический жанр.
Стихия – вода. «На 2
берегу»

Выполнение рисунка фантастических
деревьев
ограниченной
палитрой (акварелью).
Выполнение рисунка фантастических
деревьев ограниченной палитрой
(гуашью).
Графика. Упражнения на выполнение Октябрь
линий
разного
характера.
Изобразительный
язык
графики:
линия, штрих, пятно, точка.
Беседа
с
показом
произведений искусства.
Беседа. Гуашь. Роспись матрешки
Беседа. Гуашь. Роспись игрушки
Беседа. Гуашь. Роспись тарелки
Беседа. Гуашь. Роспись разделочной
Ноябрь
доски
Беседа.
Гуашь.
Роспись
черного подноса
Беседа. Гуашь. Роспись чайного
сервиза
Подготовка работ учащихся к
выставке по блоку занятий «Русские
народные промыслы»
Теоретический час. Пейзаж. Беседа.
Презентация.

Выполнение пейзажа
без
предварительного наброска.

Декабрь

Портрет как жанр изобразительного
искусства. Гармония теплых и
холодных цветов. Гуашь. Пропорция
человеческого тела.
Использование
аппликации,
подручных материалов, орнаментики.
Шрифт. Творческая работа.
Формирование графических навыков и
умений при рисовании птиц.
Акварель. Рисование по методу Январь
ассоциаций.
Выполнение
линий

разного характера: прямые, волнистые
линии красоты, зигзаг.
32, Стихия
огонь. 2
33
«У костра».

Теплые цвета. Акварель (гуашь).
Рисование по методу ассоциаций.
Выполнение линий разного характера:
прямые, волнистые линии красоты,
зигзаг.

34, «Дворец
35 королевы»
36 Натюрморт.
композиции

Ритм геометрических форм. Холодная
цветовая гамма. Гуашь.
Теоретический
час.
Натюрморт. Февраль
Беседа о натюрморте, как о жанре
живописи. Презентация.
Натюрморт – набросочный характер
рисунков с разных положений,
положение предметов в пространстве.
Свет и тень – падающая собственная.
Понятие «тон». Одноцветная акварель
–«гризайль». Тоновая растяжка.

37

Снежной 2
Основы 1

Натюрморт в графике.

1

38, «Гризайль».
39
Натюрморт из трёх
предметов.
40, «Чаепитие».
41 Декоративный
натюрморт.

2

42, «Город»
43,

2

44

«Город»

1

45,
46
47,
48
49,
50

«Домики,
которые 2
построила природа»
Изображение насекомых
2

51

«Цветы
Подмалевок

52

«Цветы весны».

«Цветы весны». Набросок

2

2

весны». 2

1

53, «Цветы
весны». 2
54 Прорисовка деталей

Графический натюрморт. Рисование
разными
инструментами,
нетрадиционными приемами
рисования.
Техника монотипии. Дома – линиями,
штрихами. Люди – силуэты. Цвет как
выразитель настроения.
Завершение работы. Прорисовка Март
деталей
Рисование сказочных домиков в форме
овощей и фруктов, грибов.
Линия, штрих, пятно (темное и светлое)
и художественный образ.
Натюрморт с букетом цветов. Беседа о
натюрморте, как о жанре живописи.
Презентация. Набросок с натуры.
Рисунок
простым
карандашом,
прорисовка деталей.
Рисование натюрморта с
натуры. Подмалевок.
Изобразительные свойства
акварели. Иллюстративный материал.
Общая
форма
цветов.
Апрель
Акварель, гуашь.
Прорисовка
деталей.
Завершение
работы. Организация выставки.

55
56

«Прогулка по весеннему
саду».

57

«Прогулка по весеннему 1
саду»

58

«Прогулка по весеннему
саду».
Открытка на 9 мая
Пальцевая живопись.
«Ветка рябины».

59
60

Рисование свечой.
Рисование
на
«Звёздное небо».
66 «Вернисаж»
61

Итого

2

Набросок. Композиция с фигурами в
движении. Пропорция человеческой
фигуры.
Рисунок
простым
карандашом, прорисовка деталей.
Изобразительные свойства акварели.
Иллюстративный материал.

2

Общая форма. Акварель, гуашь.

1
1

Рисование открытки к 9 мая
Знакомство
с
новым приёмом
рисования.
Введение
понятия
«композиция».
Введение «симметрия».

2
тему
2

Отчетная выставка работ учащихся по
изобразительному искусству,
праздник

70

Содержание учебного плана
Личностные результаты:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного
языка;

осознавать

значимые

художественно-творческой

темы

искусства

деятельности;

и

узнавать,

отражать

их

воспринимать,

в

собственной
описывать

и

эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных
явлений.
Метапредметные результаты:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании; выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения
объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи,
графике, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения; осознанно подбирать доступные материалы для выполнения
работы; выбирать и использовать оптимальные техники рисования Предметные
результаты: различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними
для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических
искусств, понимать их
специфику; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой
деятельности; создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла; создавать средствами
живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика.

Формы аттестации
В программу заложены требования, предъявляемые к знаниям дополнительной
общеобразовательной программы, умениям и навыкам, которым дети должны научиться в
течение учебного года и в течение всего курса обучения.
Текущий контроль (по итогам занятия, темы, блока) – проверка изученного
материала. Осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом
контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень
физической нагрузки. Формы контроля: тестирование, опрос, анализ выполненного
задания.
Промежуточный контроль (по итогам 1 года обучения) проводится с целью
выявления уровня освоения обучающимися программы 1 года обучения и определения
уровня развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается: знание
теоретических и практических основ. Форма контроля – практическая работа.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Формирование
личностных

результатов

обеспечивается

в

ходе

реализации

всех

компонентов

образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и
школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность
универсальных учебных действий, включаемых в следующие два основных блока:
1.

сформированность основ художественной идентичности личности;

2.

готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-

познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору художественного
образования;
В

текущем

образовательном

процессе

возможна

ограниченная

оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1)

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном

учреждении;
2)

участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего

социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3)

прилежании и ответственности за результаты обучения;

4)

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной

траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование
индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5)

ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами

различных предметов в рамках системы общего образования.
Оценочные материалы
1. Выставочная деятельность
Для понимания

усвоения

данной

программы

учащимися

неоднократно проводятся выставки в течение года, на которых виден уровень усвоения
полученных знаний и навыков.
2. Контрольный срез освоения программы Характеристика уровней:
5 уровень – очень высокий – освоение методов и техник, безошибочное
применение их на практике. Умение грамотно прочувствовать и проиллюстрировать суть
литературного произведения.
4 уровень – высокий – освоение методов и техник, применение их на практике.
Умение прочувствовать и проиллюстрировать суть литературного произведения.
3 уровень – средний - освоение методов и техник, применение их на практике.
Умение прочувствовать и проиллюстрировать суть литературного произведения с
подсказками преподавателя.
2 уровень – низкий – частичное освоение методов и техник, применение их на
практике. Выполняет под руководством преподавателя.
1 уровень - очень низкий – неполное освоение методов и техник, применение их на
практике. Работает только под руководством преподавателя.
3.Анализ творческих работ
Проводится анализ выполненных изделий по следующим критериям:
•

поэтапное выполнение работы;

•

сюжетная взаимосвязь литературы и изобразительного искусства;

•

правильная компоновка на листе бумаги;

•

цветовое видение различных оттенков;

•

техническое исполнение;

•

художественная оригинальность;

•

интересные, самобытные техники исполнения работ.

4.Выставка творческих работ по итогам темы, по итогам года
На выставку выбираются качественно выполненные работы и наиболее
интересные, соответствующие вышеприведенным критериям.
Методические материалы
Основные методы, используемые в
работе:
•

словесные;

•

наглядные;

•

практические.

В зависимости от возраста детей и уровня развития зависит и место каждого метода
обучения.
Например, словесный метод, может быть использован при:
•

изложении нового материала (теории);

•

инструктаже, пояснениях и консультировании обучающихся в момент

выполнения задания.
Важным методом является и наглядный метод.
С помощью практического метода отрабатываются все знания и умения детей,
происходит закрепление знаний и умений, формируется и совершенствуется мелкая
моторика, формируются мыслительные операции.
Условия реализации программы
1.

Кабинет имеет постоянно действующую выставку работ педагога и

обучающихся.
2.

Методическая и учебная литература (см. список литературы).

3.

Материально-техническое обеспечение (основные средства):

• доска
• стол учительский, стул учительский;
• столы и стулья ученические;
• шкаф с наглядными пособиями;
• персональный компьютер (ноутбук);
• мультимедийный проектор.
В работе используется материал (средства обучения):
o листы бумаги форматов А4 и А3,
o краски акварель и гуашь,

o цветные карандаши,
o баночки для воды.
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству.
Репродукции картин.

Список литературы
Данная программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ;
2.Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;

Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в

3.

действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №

4.
1726р;

Приказом Министерства Просвещения об утверждении порядка организации и

5.

осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам от 9 ноября 2018 г. N 196;
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных

6.

общеобразовательных программ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09;
Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О

7.

реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием

дистанционных

образовательных технологий”;
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020

8.

г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020

9.
№28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.

3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
10.Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности от 18.08.2017 № 09-1672;
11. Письмом Минобрнауки от 18.11.2015 09-3242 "О направлении информации" (вместе с
"Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
12. Программой инновационного развития МБОУ СШ № 6 «Наше завтра – духовность,
образование, гражданственность» на 2020-2025 годы.
13. Рабочей программой воспитания МБОУ СШ №6

Используемая литература:
Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой,
А. Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2006
Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А.
Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2010
Изобразительное искусство.

1-8

классы:

опыт творческой

деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград:
Учитель, 2009 Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. - М.: Педагогика, 1980.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост.
В.С.Кузин.
Салмина Н. Г., Глебова А. О. Графика, живопись и народные промыслы: рабочая
тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.- М.: Вентана-Граф, 2008
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для
учителей (infourok.ru)
Уроки ИЗО Как научиться рисовать, делать оригами и поделки, азы изобразительного
искусства, современные художники, (urokizo.ru)
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Бесплатные видео уроки рисования для детей (risuemdoma.com)
Рисование необычными техниками. 25 описаний нетрадиционных методов детского
творчества (academy-of-curiosity.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».