Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бершетская средняя школа»
Структурное подразделение-детский сад «Умка»
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом № 1
(протокол № 1 от 30.08.2024
УТВЕРЖДЕНА
Директор
МАОУ «Бершетская средняя школа»
____________Е.Ф. Саввина
приказ № 572 от 30.08.2024
Основная образовательная программа
МАОУ «Бершетская средняя школа»
структурное подразделение – детский сад «Умка»,
разработана на основе Федеральной образовательной программы
дошкольного образования (утв. Приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028),
составлена с учетом примерной программы «От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой
Срок реализации 2024-2025 учебный год
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования МАОУ «Бершетская
средняя школа» структурное подрахделение-детский сад «Умка» (далее – ООП ДО) состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе
части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Объем обязательной части ООП ДО соответствует федеральной образовательной программе
дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022
№ 1028, (далее – ФОП ДО) и составляет не менее 60% от общего объема ООП ДО. Объем
части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Пояснительная записка, описывающая обязательную часть ООП ДО, приведена в ФОП ДО.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на
развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или
культурных практиках. Эта часть в том числе предусматривает включение воспитанников в
процесс ознакомления с региональными особенностями Пермского муниципального округа.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о городе, в
котором живут дети, через решение следующих задач:
приобщение к истории возникновения родного города (улицы, парки, скверы);
знакомство со знаменитыми людьми;
формирование представлений о достопримечательностях родного города и района,
его символах;
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру
ремесел в родном городе, районе;
формирование представлений о животном и растительном мире города, о Красной
книге;
ознакомление с районом где расположен детский сад, его историей и
достопримечательностями.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает
современную социокультурную ситуацию развития ребенка:
открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка, больше
источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и
игрушек).
культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности
с многоязычностью, противоречивость предлагаемых разными культурами
образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
сложность и быстрая изменяемость окружающей среды с технологической точки
зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных,
комплексных качеств личности ребенка;
понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации,
отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите
ребенка от негативного воздействия излишних источников познания;
агрессивность
окружающей
среды
и
ограниченность
механизмов
приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям,
наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на
здоровье детей как физическое, так и психическое.
роль инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм
поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Планируемые результаты освоения ООП ДО
Планируемые результаты освоения обязательной части ООП ДО приведены в ФОП ДО.
Планируемые результаты освоения части ООП ДО, формируемой участниками
образовательных отношений, представлены в виде целевых долгосрочных ориентиров в
каждой парциальной образовательной программе. Также к каждой парциальной
образовательной программе прилагается карта наблюдения развития детей с критериями
отслеживания динамики развития ребенка.
За период реализации части ООП ДО, формируемой участниками образовательных
отношений, где фиксируются его достижения в ходе образовательной деятельности.
2. Содержательный раздел
Содержание обязательной части ООП ДО, за исключением рабочей программы воспитания и
коррекционной работы с детьми с ОВЗ, приведено в ФОП ДО.
Рабочая программа воспитания
Целевой раздел рабочей программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в детском саду «Умка» – личностное развитие каждого ребенка с
учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
с
Общие задачи воспитания детского сада «Умка»
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях
о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования
и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания.
1. Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных
качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране – России, своему краю, малой
родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду,
семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой
родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела,
направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а
в дальнейшем – на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в
целом).
2. Духовно–нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно–нравственного направления воспитания – формирование способности к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному поведению.
2) Ценности – жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно–нравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
3. Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей
к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими
людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам,
нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей.
Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется
личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство –
уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
4. Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных
качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовнонравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как
знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение
к миру, людям, природе, деятельности человека.
5. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания – формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими
навыками и правилами безопасности.
2) Ценности – жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
6. Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил
для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд
постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в
выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои
действия.
7. Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения
творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС дошкольного образования оценка результатов воспитательной
работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Духовнонравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Социальное
Человек,
семья, Испытывающий чувство удовольствия в случае
дружба,
одобрения и чувство огорчения в случае
сотрудничество
неодобрения
со
стороны
взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно
играть
рядом
с
ними.
Проявляющий
позицию
«Я
сам!».
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Познавательное
Познание
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья – физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Трудовое
Поддерживающий
элементарный
порядок
в
окружающей
обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых
действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
Труд
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Эстетическое
Культура
красота
и Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной,
декоративно-оформительской,
музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и
другое).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения ООП ДО.
Направления
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране – России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Духовно–
нравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий
и
уважающий
традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю,
проявлять
заботу;
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные
и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Социальное
Человек,
семья, Проявляющий ответственность за свои действия и
дружба,
поведение; принимающий и уважающий различия
сотрудничество
между
людьми.
Владеющий
основами
речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел.
Познавательное
Познание
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной
и
продуктивных
видах
деятельности
и
в
самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий
основными способами укрепления здоровья –
занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта
и активного отдыха.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
при
выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Эстетическое
Культура
красота
и Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в
быту,
природе,
поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
Содержательный раздел рабочей программы воспитания.
1. Уклад детского сада «Умка».
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни детского сада «Умка», определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности
детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных
отношений: заведующего, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного
окружения детского сада.
Основные характеристики детского сада «Умка»
Цель
и
смысл
деятельности Реализация ООП ДО в соответствии с целями,
детского сада, его миссия
задачами и принципами законодательства РФ в сфере
образования
Принципы жизни и воспитания в Принципы жизни и воспитания строятся в
соответствии с локальными нормативными актами
детском саду
МАОУ
«Бершетская
средняя
школа»
и
законодательством РФ
Образ детского сада, особенности, Есть символика, изображаемый на бланках писем, при
входе в здание и других местах
символика, внешний имидж
Отношения к воспитанникам, их
родителям
(законным
представителям), сотрудникам и
партнерам
Культура поведения воспитателя – основополагающая
часть
уклада.
Педагог всегда выходит навстречу родителям и
приветствует
родителей
и
детей
первым.
Улыбка
–
обязательная
часть
приветствия.
Педагог описывает события и ситуации, но не дает им
оценки.
Тон общения ровный и дружелюбный, исключается
повышение
голоса.
Придерживается внешнего вида, соответствующего
общепринятому деловому стилю
Ключевые правила детского сада
Относится друг к другу с уважением и уметь слышать
потребности других
Традиции и ритуалы, особые Традиционным является проведение:
нормы этикета в детском саду
общественно–политических
праздников
(«День
Победы»,
«День
защитника
Отечества»,
«Международный женский
день», «День народного единства»);
сезонных праздников («Осенины», «Новый
год», «Масленица»);
тематических
мероприятий
(«День
Здоровья», «День открытых дверей»,
«Неделя безопасности», «Книжкина неделя»,
«Театральная неделя»);
социальных
и
экологических
акций
(«Открытка для ветерана», «Бессмертный
полк», «Чистые дорожки», «Кормушка для
птиц»)
Особенности РППС, отражающие Оформлен патриотический уголок, где представлена
символика
Пермского
края,
Пермского
образ и ценности детского сада
муниципального округа и детского сада
Социокультурный
контекст, Детский сад находится в сельской местности, что
внешняя
социальная
и делает окружение размеренным и относительно
спокойным.
культурная среда детского сада
Детский
сад
сотрудничает
с
социальными
партнерами:
МБУ «Библиотека» – проводит совместные
акции, экскурсии;
МАОУ «Бершетская средняя школа» –
проводит
совместные
мероприятия,
экскурсии, открытые уроки
2. Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих
возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к
традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого
происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и
структурированность.
Воспитательная среда тесно связана с РППС (развивающая предметно-пространственная
среда» и педагогическим коллективом МАОУ «Бершетская средняя школа». Они
определяют:
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к
окружающему миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
3. Общности образовательной организации.
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели
совместной деятельности.
В Детском саду следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители (законные
представители) – ребенок (дети), педагог – родители (законные представители).
Ценности и цели профессионального
сообщества и детско-взрослой общности:
сообщества,
профессионально-родительского
быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и
поведения;
побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей.
Профессионально-родительская общность включает работников Детского сада и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка
сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими
взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий,
которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая
общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному
человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом
возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. В детском
саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими
детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам,
нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка
стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.
4. Задачи воспитания в образовательных областях.
Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления
воспитания и образовательные области. Содержание рабочей программы воспитания
реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей,
обозначенных в ФГОС ДО:
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с
патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями
воспитания;
образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным
и патриотическим направлениями воспитания;
образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и
эстетическим направлениями воспитания;
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с
эстетическим направлением воспитания;
образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и
оздоровительным направлениями воспитания.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья»,
«Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это
предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей
стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о
добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
активной личностной позиции;
создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам
своего труда и труда других людей.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и
«Природа», что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования
для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям
родной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям – представителям разных народов России независимо
от их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу,
гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной
страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и
нормы культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту
языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», «Человек»,
«Природа», что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к
различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового,
социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в
соответствии с возрастными особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей
«Красота», «Природа», «Культура»;
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала
каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к
творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и
физической культуре;
становление эмоционально–ценностного отношения к здоровому образу жизни,
интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к
овладению гигиеническими нормами и правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых
качеств.
Формы совместной деятельности в образовательной организации.
1. Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного
окружения детского сада.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей
(законных представителей), используемые в детском саду в процессе воспитательной
работы:
родительское собрание;
педагогические лектории;
родительские конференции;
круглые столы;
родительские клубы, клубы выходного дня;
мастер-классы.
2. События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому
педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым
ребенком.
События в Детском саду проводятся в следующих формах:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций
народов России;
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ООП ДО, в рамках
которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в детском саду.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях
относятся:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды–
инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детских поделок и тому подобное);
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный
контакт, похвала, поощряющий взгляд).
6. Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может
предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе. Части среды, которые используются в воспитательной работе:
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и детского сада;
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится детский сад;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие
красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную
картину мира;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта;
компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского
народа.
Вся среда в детском саду является гармоничной и эстетически привлекательной.
7. Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники,
торжественные мероприятия и тому подобное);
участие представителей организаций–партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий, событий и
акций воспитательной направленности;
реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами
с организациями–партнерами.
Организационный раздел рабочей программы воспитания.
В основе процесса воспитания детей в Детском саду лежат традиционные ценности
российского общества. Особые условия воспитания создаются для отдельных категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети
с ОВЗ, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей
мигрантов и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Предполагаются следующие условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в
работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств ее реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми
образовательными потребностями, с учетом необходимости развития личности ребенка,
создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовно–нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой
категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности,
охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных
потребностей ребенка; речь идет не только о физической доступности, но и об
интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны
быть понятны ребенку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Коррекционная работа с воспитанниками с ОВЗ
Коррекционная работа, являющаяся частью ООП ДО, проводится в отношении
воспитанников с ОВЗ, которым психолого-медико-педагогическая комиссия не
рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе. Основное
содержание коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ приведено в ФОП
ДО. Конкретные мероприятия коррекционной работы содержатся в методических
документах соответствующих специалистов – педагога-психолога, учителя-логопеда,
учителя-дефектолога и других.
Коррекционная работа с воспитанниками с ОВЗ согласно их нозологическим группам,
которым психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала обучение по
адаптированной образовательной программе, осуществляется в соответствии с
адаптированной образовательной программой, составленной на основе федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования.
Содержание
части
ООП
ДО,
образовательных отношений
Парциальная образовательная программа
формируемой
участниками
3. Организационный раздел
Материально-техническое
методическими
обеспечение
материалами
и
и
средствами
обеспеченность
обучения
и
воспитания
В Детском саду созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП ДО;
2) выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических
нормативов, содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21:
к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
оборудованию и содержанию территории;
помещениям, их оборудованию и содержанию;
естественному и искусственному освещению помещений;
отоплению и вентиляции;
водоснабжению и канализации;
организации питания;
медицинскому обеспечению;
приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
организации режима дня;
организации физического воспитания;
личной гигиене персонала;
3) выполнение требований пожарной безопасности и электробезопасности;
4) выполнение требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников
Детского сада;
5) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детейинвалидов к объектам инфраструктуры детского сада.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ учитываются особенности
их физического и психического развития.
Детский сад оснащен полным набором оборудования для различных видов детской
деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками,
озелененной территорией.
Детский сад имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной
и образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов),
педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
1) помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру,
общение, познавательно–исследовательскую деятельность и другие формы активности
ребенка с участием взрослых и других детей;
2) оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного
возраста, содержания Федеральной программы;
3) мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь
для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты;
4) административные помещения, методический кабинет;
5) помещения для занятий специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагогпсихолог);
6) помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического
здоровья, в том числе медицинский кабинет;
7) оформленная территория и оборудованные участки для прогулки воспитанников.
Детский сад использует обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные
материалы, подписки на актуализацию периодических и электронных ресурсов,
методическую литературу, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности
средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного
оборудования, услуг связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети
Интернет.
Инфраструктурный лис Детского сада составляется по результатам мониторинга ее
материально-технической базы: анализа образовательных потребностей обучающихся,
кадрового потенциала, реализуемой ООП ДО и других составляющих (с использованием
данных цифрового сервиса по эксплуатации инфраструктуры) в целях обновления
содержания и повышения качества дошкольного образования.
Распорядок и/или режим дня
Режим дня предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в
соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и
активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.
Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21,
условий реализации ООП ДО, потребностей участников образовательных отношений.
Основными компонентами режима в Детском саду являются: сон, пребывание на открытом
воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по
собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена.
Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные
возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и
особенности.
Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно
вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает
организму ребенка физиологически переключаться между теми или иными видами
деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке,
занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей:
они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют
аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Детей приучают к выполнению режима дня с раннего возраста, когда легче всего
вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и
правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делается это
постепенно, последовательно и ежедневно.
Режим дня гибкий, однако неизменным остается время приема пищи, интервалы между
приемами пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко
сну; проведение ежедневной прогулки.
При организации режима предусматривается оптимальное чередование самостоятельной
детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и
индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня,
обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной
деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее
насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью
детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в
чередовании с музыкальной и физической активностью.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного
возраста, условия организации образовательного процесса соответствуют требованиям,
предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается
ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная
деятельность переносится на прогулку (при наличии условий).
Содержание
Время
Холодный период года
Утренний прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, 8.00 – 8.20
самостоятельная деятельность
Утренняя зарядка (гимнастика)
8.20 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30 – 9.00
Занятие 1
9.00 – 9.15
Перерыв между занятиями (физкультурные минутки)
9.15 – 9.25
Занятие 2
9.25 – 9.40
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое)
9.40
10.00
–
Самостоятельная деятельность детей
10.00
10.30
–
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак
10.30
11.00
–
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
11.00
12.00
–
Подготовка к обеду, обед
12.00
12.30
–
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и 12.30
гигиенические процедуры
15.30
–
Подготовка к полднику, полдник
15.30
16.00
–
Подготовка к прогулке, прогулка
16.00
16.10
–
Активное бодрствование детей время прогулки (подвижные игры)
16.10
16.30
–
Продолжение прогулки, уход домой
16.30
18.00
–
Теплый период года
Утренний прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, 8.00 – 8.20
самостоятельная деятельность
Утренняя зарядка (гимнастика)
8.20 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30 – 9.00
Подготовка к прогулке, прогулка
9.00 – 9.20
Образовательная
Занятие 1
нагрузка
во
время
прогулки 9.20 – 9.35
Перерыв между занятиями (физкультурные минутки)
9.35 – 9.45
Занятие 2
9.45
10.00
–
Активное бодрствование детей время прогулки (подвижные игры)
10.00
10.20
–
Возвращение с прогулки
10.20
10.30
–
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак
10.30
11.00
–
Самостоятельная деятельность детей
11.00
12.00
–
Подготовка к обеду, обед
12.00
12.30
–
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и 12.30
гигиенические процедуры
15.30
–
Подготовка к полднику, полдник
15.30
16.00
–
Подготовка к прогулке, прогулка
16.00
16.10
–
Активное бодрствование детей время прогулки (подвижные игры)
16.10
16.30
–
Продолжение прогулки, уход домой
16.30
18.00
–
Режим дня группы полного дня для детей от 3 до 4 лет
Оздоровительные процедуры (закаливание) проводятся при наличии письменных согласий
родителей (законных представителей) воспитанников.
Содержание
Время
Холодный период года
Утренний прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, 7:45–8:20
самостоятельная деятельность
Утренняя зарядка (гимнастика)
8:20–8:30
Подготовка к завтраку, завтрак*
8:30–9:00
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.)
9:00–9:20
Занятие 1
9:20–9:35
Перерыв между занятиями (физкультурные минутки)
9:35–9:45
Занятие 2
9:45–
10:00
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
10:00–
12:00
Подготовка к обеду, обед
12:00–
12:30
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и 12:30–
гигиенические процедуры
15:30
Подготовка к полднику, полдник
15:30–
16:00
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.)
16:00–
16:30
Самостоятельная деятельность детей
16:30–
17:00
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, 17:00–
возвращение с прогулки
18:30
Подготовка к ужину, ужин
18:30–
19:00
Игры, уход домой
19:00–
19:45
Теплый период года
Утренний прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, 7:45–8:20
самостоятельная деятельность
Утренняя зарядка (гимнастика)
8:20–8:30
Подготовка к завтраку, завтрак*
8:30–9:00
Подготовка к прогулке, прогулка
9:00–9:20
Образовательная
Занятие 1
нагрузка
во
время
прогулки 9:20–9:35
Перерыв между занятиями (физкультурные минутки)
9:35–9:45
Занятие 2
9:45–
10:00
Активное бодрствование детей время прогулки (подвижные игры)
10:00–
10:20
Самостоятельная деятельность детей во время прогулки, возвращение с 10:20–
прогулки
12:00
Подготовка к обеду, обед
12:00–
12:30
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и 12:30–
гигиенические процедуры
15:30
Подготовка к полднику, полдник
15:30–
16:00
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.)
16:00–
16:30
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей
16:30–
17:00
Малоподвижные игры на прогулке, возвращение с прогулки
17:00–
18:30
Подготовка к ужину, ужин
18:30–
19:00
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
19:00–
19:45
Особенности
организации
развивающей
предметно–
пространственной среды (РППС)
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие
детей. РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей,
содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
РППС включает организованное пространство (территория детский сад, групповые комнаты,
специализированные, технологические, административные и иные помещения), материалы,
оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания,
охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации
самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учета
особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета
целей и принципов ООП ДО, возрастной и гендерной специфики для реализации
образовательной программы.
РППС Детский сад создается как единое пространство, все компоненты которого, как в
помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу,
художественному решению.
При проектировании РППС Детский сад учитывает:
местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и
природно-климатические условия, в которых находится Детский сад;
возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание
образования;
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их
семей, педагогов и других работников Детского сада, участников сетевого
взаимодействия и других участников образовательной деятельности).
РППС соответствует:
требованиям ФГОС ДО;
ООП ДО;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в
Детском саду;
возрастным особенностям детей;
воспитывающему характеру обучения детей в Детском саду;
требованиям безопасности и надежности.
РППС Детского сада обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной
и
коллективной
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
познавательно–
исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями
каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной;
трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной. РППС должна
обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы
педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
В Детском саду созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого
в групповых и прочих помещениях имеется оборудование для использования
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. При наличии
условий может быть обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений к
сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования сетью Интернет и психологопедагогической экспертизы компьютерных игр.
В оснащении РППС используются элементы цифровой образовательной среды,
интерактивные площадки как пространство сотрудничества и творческой самореализации
ребенка и взрослого (кванториумы, мультстудии, роботизированные и технические игрушки
и другие).
Для детей с ОВЗ используется специально приспособленная мебель, позволяющая
заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками.
В наибольшей степени эффективному познавательному развитию способствует интеграция
содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Культурно-досуговая деятельность
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Отдых. Развивать культурно-досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечивать
каждому ребенку отдых (пассивный и активный),эмоциональное благополучие.
Формировать
умение занимать себя игрой.
Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать
прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной
тематики. Вызывать интерес к новым темам,стремиться к тому,чтобы дети получали
удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.
Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные
праздники ( Новый год, «Мамин день»).
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.
Самостоятельная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной
деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры,
разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки,обыгрывать народные
песенки,потешки.
Поддерживать желание детей петь,танцевать, играть с музыкальными игрушками.
Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной
деятельности детей.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Отдых. Поощрять желание детей в свободное время заниматься интересной самостоятельной
деятельностью,любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц,шум
дождя,музыку,мастерить,рисовать,музицировать и т.д.
Развлечения. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и
получения новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным
развлечениям,знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.
Вовлекать детей в процес подготовки разных видов развлечений; формировать желание
участвовать в кукольном спектакле, музыкальных концертах,с портивных играх и т.д.
Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание заниматься
интересным творческим делом ( рисовать, лепить и т.д.)
Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Развивать желание
принимать участие в праздниках.
Организовывать утренники,посвященные Новому году, 8 Марта, Дню защитника
Отечества, праздникам календаря.
Самостоятельная деятельность. Содействовать развитию индивидуальных предпочтений в
выборе разнообразных видов деятельности, занятий различного содержания. Побуждать
детей к самостоятельной организации выбранного вида деятельности.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной
деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение
книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т.д.)
Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей,
интересов,запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений
для
проведения досуга.
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях.
Вызывать
эмоционально положительное отношение к праздникам,желание активно участвовать в их
подготовке ( украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и
т.д.).Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными
событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками
Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных
способностей и интересов детей( наблюдения, экспериментирование и т.д.). Развивать
умение
взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.
Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании.
Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной
деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.
Подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет)
Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности
(игры,спорт,рисование,лепка,моделирование,слушание музыки, просмотр
мультфильмов,рассматривание книжных иллюстраций и т.д.).
Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться,быть
доброжелательными и отзывчивыми.
Развивать творческие способности,любознательность,память,воображение,умение правильно
вести себя в различных ситуациях.
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов
России,закреплять умение использовать полученные навыки и знания в жизни.
Праздники. Расширять представления детей о международных и государственных
праздниках.
Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
Привлекать детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его
проведении.
Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной
деятельности.Формировать основы праздничной культуры.
Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможности для проведения опытов с
различными материалами (водой, песком, глиной и т.п.); для наблюдения за растениями,
животными, окружающей природой.
Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры.
Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции (открытки. фантики и
т.п.),рассказывать об их содержании.
Формировать умение планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и
познавательную деятельность.
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых
целях,занимаясь различной деятельностью : музыкальной, изобразительной, театральной и
др.
Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
1. Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия
и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и
обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
2. При создании предметной среды учитываются принципы, определенными во ФГОС
дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед
детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного
процесса
и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью
предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации,
вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от
монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным
пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы,
разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям
детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности.
3. При создании предметной развивающей среды учитывается гендерная специфика и
обеспечивает среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие
закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности
ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе
дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для
организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
6. Материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими
качествами:
7.1. Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с
замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует
развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
122
7.2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна
быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные
постройки, совместные игры и др.;
7.3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка
конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы
программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные
игры и игрушки;
7.4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются
средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства
и
знакомят его с народным художественным творчеством.
8. При подборе материалов и определении их количества педагоги учитывают условия
каждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и
подсобных помещений.
9. Подбор материалов и оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации
образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми
является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах:
сюжетная
игра и игра с правилами.
10. Материал для сюжетной игры включает предметы оперирования, игрушки – персонажи
и маркеры (знаки) игрового пространства.
11. Материал для игры с правилами должен включает материал для игр на физическое
развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.
12. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности представлены двумя
видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также
включают оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения
(доска для рисования мелом и маркером, магнитные планшеты, доска для размещения работ
по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной
программы.
13. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности
включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной
(конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов,
бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
14. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
включает материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии,
образносимволический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование
поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательноисследовательской деятельности (н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские минилаборатории, головоломки конструкторы и т.д.).
14.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени включает
различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши –
формы,
объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные
объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и
научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян
растений и т.п.).
14.2. Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными
пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
123
14.3. Группа нормативно-знакового материала включает разнообразные наборы букв и цифр,
приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мультиразделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.
14.4. Материалы и оборудование для двигательной активности включают следующие типы
оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли;
для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
При проектировании предметной развивающей среды учитываются следующие факторы:
- психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной
развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления,
психомоторики ребенка;
- психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной
развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям
комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды
учитываются контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при
взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды;
- зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы
эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и
информационного источника. При выборе и расположении источников света учитываются
следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях,
цвет света (длина волны);
- слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
- тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов
предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при
контакте с кожей ребенка;
- физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной
развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных
характеристик параметрам предметной развивающей среды.
Основные принципы организации предметно-пространственной среды:
Оборудование помещений ДОУ является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически
привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки —
обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для
совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей,
отвечающей
потребностям детского возраста.
Пространство групп организовывается в виде хорошо разграниченных зон («центры»,
«уголки»,
«площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги,
игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны
детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для
себя
занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать
образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение
уголков
меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок ряжения (для театрализованных игр);
книжный уголок;
зона для настольно-печатных игр;
124
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок НРК (национально-регионального компонента);
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности
детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда Дошкольного отделения выступает как
динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная
устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности,
привычности,
особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками,
ящик с
полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый
каждый раз
должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у
малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная
полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они
всякий раз
по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули,
ширмы,
занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку
взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве
места игры и предвидеть ее результаты.
Материально-техническое обеспечение Программы
В ДОУ имеется:
- 16 групповых помещений с приёмными и туалетными комнатами;
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- сенсорная комната;
- кабинет робототехники;
- кабинет учителя-логопеда;
- кабинет педагога-психолога;
- методический кабинет;
- медицинский кабинет.
Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда,
пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической
безопасности учреждения дошкольного образования.
Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского
кабинета, музыкального и спортивного залов, игры, игрушки и дидактический материал
подобраны в соответствии с реализующейся в ДОУ ООП, разработанной на основе
примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС дошкольного
образования.
На территории дошкольного отделения имеются:
- игровые площадки для прогулок;
- спортивная площадка.
В дошкольном учреждении имеется современная информационно–техническая база:
кабинет робототехники, интерактивные доски, технические средства обучения, музыкальное
оборудование, дающие возможность выполнения современных требований по
125
делопроизводству, документоведению, организации педагогической деятельности.
Разносторонне используются возможности мультимедиа- и слайд проектирования. Создана
страница ДОУ на сайте.
III.2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Методические материалы и средства обучения
-обеспечивающие повышенный уровень условий организации совместной и
самостоятельной деятельности детей по приоритетному направлению:
1. Добро пожаловать в экологию + CD Парциональная программа автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
2. Добро пожаловать в экологию Комплексно-тематическое планирование 3-4 л автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
3. Добро пожаловать в экологию Комплексно-тематическое планирование 4-5л автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
4. Добро пожаловать в экологию Комплексно-тематическое планирование 5-6л автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
5. Добро пожаловать в экологию Комплексно-темататическое планирование 6-7л автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
6. Добро пожаловать в экологию 3-4 л Дидактический материал .Коллажи автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
7. Добро пожаловать в экологию 4-5 л Дидактический материал. Коллажи автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
8. Добро пожаловать в экологию 5-6 л .. Дидактический материал Коллажи автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
9. Добро пожаловать в экологию 6-7л . Дидактический материал. Коллажи автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
10. Добро пожаловать в экологию 5-6 л Дневник занимательных экспериментов/ автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
11. Добро пожаловать в экологию 6-7 л Дневник занимательных экспериментов/ автор
/Воронкевич/Детство-пресс,Санкт-Петербург, 2019
12. Валеологический дневничок «Путешествие в мир физической культуры и здоровья»/
Т.Э. Токаева– Пермь, 2002 г. -обеспечивающие повышенный уровень условий организации
совместной и самостоятельной деятельности детей по физическому развитию:
13. Региональная программа физического и валеологического развития дошкольного
возраста «Азбука здоровья» / Автор Т.Э. Токаева – П., 1997 г.
14. Будь здоров, малыш» педагогическая технология развития ребенка как субъекта
физкультурно-оздоровительной деятельности. Токаева, Т.Э. - П., 2008 г.
15. «Будь здоров, дошкольник» » педагогическая технология развития ребенка как
субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Токаева, Т.Э. - П., 2008 г.
16. «Будь здоров, старший дошкольник» » педагогическая технология развития ребенка
как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Токаева, Т.Э. - П., 2008 г.