Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Изучение предмета «Мир природы и человека» направлено на достижение следующих целей:
• формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе,
• понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основные задачи:
• формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
• расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
• обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;
• обогащать словарный запас обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи и обогащение словаря.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период,
в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение
по модулям, четвертям, триместрам).
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или
природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время
наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде детей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопрос у учащихся закрепляется
умение правильно строить предложения, описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном,
они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на
предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся
анализировать, находить сходства и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание,
наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы
и приемы обучения способствуют развитию речи мышления обучающихся.
Раздел «Неживая природа» посвящён изучению воды, её свойств и значения в жизни природы. Работа осуществляется с учётом познавательных возможностей учащихся, опыты проводятся учителем.
При изучении раздела «Сезонные изменения в природе» используются знания, полученные при
изучении воды, поэтому рекомендуется изучение этого материала в начале учебного года. В процессе
работы по изучению сезонных изменений в природе повторяется материал первого года обучения,
прежде всего роль солнца в смене времён года, но материал расширяется и дополняется, вводятся новые признаки времён года и изменений в жизни растений и животных. Учащиеся знакомятся с такими
явлениями как заморозки, снегопад и т.д.
Изучая тему «Растения» следует обратить внимание на разнообразие растений, их приспособление
к разным условиям жизни и временам года. При этом у учащихся формируются первичные представления о влаголюбивых, тенелюбивых растениях, плодах, семенах растений, расширяется словарный
запас.
Работая над разделом «Животные» следует обратить внимание на взаимосвязь внешнего вида животных, их повадок со средой обитания, приспособлению к изменению в природе.
Раздел «Человек» предполагает формирование у учащихся элементарных представлений о строении и работе пищеварительной системы человека. Внимание учителя должно быть обращено на правила питания и профилактику пищевых отравлений.
В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Уроки должны стать
интересны ребенку, приносить радость, уверенность в своих силах.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в учебный план, предметная область «Естествознание».
Согласно учебному плану на изучение предмета выделяется 68 часов в год (2 часа в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите
и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения АООП:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• формирование готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов наконец обучения в
младших классах (IV класс):
Минимальный уровень:
• представления о назначении объектов изучения;
• узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
• отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия);
• называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
• представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
• знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
• знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
• ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
• составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану;
• адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
• представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
• узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
• отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
• развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
• знание отличительных существенных признаков групп объектов;
• знание правил гигиены органов чувств;
• знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
• готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых задач.
• ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
• выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
• проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
• соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
• выполнение доступных природоохранительных действий;
• готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно- бытовых и
учебно-трудовых задач в объеме программы.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование
следующих умений:
3 класс
• правильно называть изученные объекты и явления;
• сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы,
ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее
распространенных в данной местности;
• сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
• соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
• соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных,
человека;
• определять по сезонным изменениям время года;
• определять направление ветра.
4 класс
• правильно называть изученные объекты и явления;
• различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
• правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в
быту;
• различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их
значение в жизни человека;
• соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
• определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его;
особенности жизни растений, животных, человека.
Знания и умения обучающихся по курсу «Мир природы и человека» оцениваются по результатам
их индивидуального и фронтального опроса, выполнения практических заданий по курсу.
Отметка «5» ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой
на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Отметка «4» ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным
для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала,
неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Отметка «3» ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя,
частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на
практике.
Отметка «2» применять нецелесообразно, поскольку обучающиеся с интеллектуальными нарушениями обнаруживают в этом возрасте достаточно низкую мотивацию, которая может еще больше пострадать при выставлении неудовлетворительной отметки.
Содержание учебного предмета "Мир природы и человека"
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными
явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема
предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по
той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен отдельным
блоком.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными
явлениями и жизнью человека.
3. класс
Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.
Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы, зимующие и перелетные: клест, снегирь,
соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.
Неживая природа. Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.
Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа. Растения.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3
названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды.
Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы
опасные.
Животные. Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья,
заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы
перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела
человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая
среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
4 класс
Сезонные изменения в неживой природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха,
воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о
названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней,
изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа. Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их
значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа. Растения. Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в
жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные. Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.
Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек. Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха,
забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила
поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару,
переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Тема урока
Сезонные изменения в природе (24 часа)
Осень. Растения осенью.
Осень. Растения осенью.
Животные осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Занятия людей осенью.
Зима. Растения зимой.
Зима. Растения зимой.
Животные зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Растения весной.
Весна. Растения весной.
Животные весной.
Животные весной.
Занятия людей весной.
Занятия людей весной.
Дата проведения
План
Факт
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Лето. Растения летом.
Лето. Растения летом.
Животные летом.
Животные летом.
Занятия людей летом.
Занятия людей летом.
Неживая природа (10 часов)
Солнце в разные времена года.
Солнце в разные времена года.
Восход и закат солнца.
Календарь
Календарь.
Воздух.
Значение воздуха.
Термометр.
Термометр.
Ветер. Направления ветра.
Живая природа (34 часа)
Растения. Сравнение растений.
Части растений.
Растения сада.
Растения сада.
Плоды и семена.
Плоды и семена.
Грибы.
Грибы.
Травы.
Травы.
Животные. Дикие животные.
Животные. Дикие животные.
Домашние животные.
Домашние животные.
Птицы.
Птицы.
Перелётные птицы.
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Зимующие птицы
Хищные птицы.
Певчие птицы.
Промежуточная аттестация.
Человек. Дыхание человека.
Человек. Дыхание человека.
Профилактика простудных заболеваний.
Профилактика простудных заболеваний.
Кровь.
Сердце. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.
67
68
№
п/п
Питание человека.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Тема урока
1
2
3
4
5
Сезонные изменения в природе осенью (6 часов)
Влияние Солнца на смену времен года.
Признаки осени.
Растения осенью.
Животные осенью.
Труд людей осенью.
6
Труд людей осенью.
Неживая природа (8 часов)
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Почва
Состав почвы.
Обработка почвы.
Правила обращения с садовым инструментом.
Песок.
Глина.
Рельеф. Горы, холмы.
Равнины, овраги.
Растения (10 часов)
Растения. Огород.
Лес.
Как ориентироваться в лесу.
Сад.
Растения культурные и дикорастущие.
Лекарственные растения.
Красная книга.
Парки.
Растения полей. Поле в разное время года.
Что мы узнали о растениях.
Сезонные изменения в природе зимой (4 часа)
Признаки зимы.
Растения зимой.
Животные зимой.
Труд людей зимой.
Животные, птицы, насекомые (14 часов)
Домашние животные.
Домашние животные. Лошадь.
Домашние животные. Корова.
Домашние животные. Свинья, овца.
Правила ухода за домашними животными.
Птицы.
Польза и вред птиц.
Водоплавающие птицы.
Дикие птицы.
Домашние птицы.
Дикие и домашние птицы - сходство и различия.
Насекомые.
Пчелы.
Что мы узнали о животных.
Дата проведения
План
Факт
Человек (10 часов)
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Человек. Мозг человека.
Профилактика травм головного мозга.
Режим дня.
Часы.
Профилактика переутомления.
Загрязнение воздуха.
Загрязнение воды.
Загрязнения почвы.
Заповедники.
Зоопарк
Сезонные изменения в природе весной (5 часов)
Признаки весны.
Растения весной.
Животные весной.
Труд людей весной.
Труд людей весной.
Безопасное поведение (7 часов)
Правила поведения в быту.
Правила поведения в школе.
ПДД. Дорога.
ПДД. Пешеходный переход.
ПДД. Пешеходный переход.
Транспорт. Мы – пассажиры.
Промежуточная аттестация.
Сезонные изменения в природе летом (4 часа)
Растения летом.
Животные летом.
Труд людей летом.
Обобщающий урок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 3
класс (2 части). Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение.
2. Матвеева Н.Б., Попова М.А. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение.
3. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 4
класс (2 части). Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение.
4. Матвеева Н.Б., Попова М.А. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение.
5. Технические средства: интерактивная доска; персональный компьютер (ноутбук, планшет).
6. Печатные пособия: плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные
(природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.); таблицы природоведческого содержания в
соответствии с образовательной программой; иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
7. Дидактический раздаточный материал: карточки с заданиями, дидактическими играми и
игровыми упражнениями.