Русский язык_3-4

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит
успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения
языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Ведущее место предмета «Русский язык» обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того,
что правильная речь - это показатель культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач.
Целью предмета является формирование академических и жизненных компетенций.
Формирование академических компетенций:
- формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
- умение различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
- умение дифференцировать оппозиционные согласные;
- умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
- уточнение и обогащение словаря с уточнением представления об окружающем мире;
- с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательные знаки);
- делить текст на предложение;
- выделять тему текста (о чем идет речь) озаглавливать его.
- формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность;
- совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
Формирование жизненных компетенций:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие письменной и устной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту
и развитию ребенка, отработка для реализации этой цели четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства
объектом осознания обучающимися;
- научить обучающихся читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное
отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и
письму, и в целом русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Целью обучения русскому языку обучающихся с интеллектуальными нарушениями является формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам максимально реализоваться в
самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
- развитие у обучающихся познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
- совершенствование устной речи обучающихся на уровне языковых единиц; закрепление правильного
произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащения
словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
- обучение обучающихся применению изученных орфографических правил;
- формирование у обучающихся первоначальных умений в письменных высказываниях.
Нарушения всех сторон психики умственно отсталых обучающихся, особенно дефекты мышления
и речи, обуславливают специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только
в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе, весь процесс обучения в коррекционной школе носит элементарнопрактический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи обучающихся, особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в
течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность,
«пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно коммуникационные, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: комбинированный урок, урок совершенствования знаний и умений, урок изучения
нового материала, урок обобщения и систематизации, урок проверки знаний. Во время уроков проводится фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, предмет «Русский язык» неразрывно связан со всеми учебными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными умениями. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые
во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Программа по русскому языку рассчитана на 136 часов в год в каждом классе (4 часа в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по русскому языку составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых

приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
3 класс
Личностные результаты:
Критерий
Параметры оценки
Индикаторы
Владение навыками комму- сформированность навыков
способность инициировать и
никации и принятыми ритуа- коммуникации со взрослыми поддерживать коммуникацию с
лами социального взаимодейвзрослыми
ствия (т.е. самой формой поспособность применять адекватведения его социальным риные способы поведения в разсунком), в том числе с исных ситуациях
пользованием информационспособность обращаться за поных технологий
мощью
сформированность навыков
способность инициировать и
коммуникации со сверстни- поддерживать коммуникацию
ками
со сверстниками
способность применять адекватные способы поведения в
разных ситуациях
способность обращаться за помощью
владение средствами комму- способность использовать разникации
нообразные средства коммуникации согласно ситуации
адекватность применения ри- способность правильно приметуалов социального взаимо- нить ритуалы социального взаидействия
модействия согласно ситуации
Предметные результаты:
Минимальный уровень
- составление предложений, установление
связи между словами с помощью учителя или
ориентацией на серию сюжетных картинок;
- постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак) с помощью учителя;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- письмо под диктовку текстов, включающих
слова с изученными орфограммами (20-25
слов);

Достаточный уровень
- составление предложения, выделение
предложений из речи и текста, восстановление нарушенного порядка слов в предложении;
- постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- списывание печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- самостоятельная запись 3-4 предложений
из составленного текста после его анализа.

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора
заголовка к нему. деление слов на слоги для переноса

- письмо под диктовку текстов, включающих (20—25 слов), включающих изученные
орфограммы;
- дифференциация и подбор слов различных
категорий по вопросу и грамматическому
значению (название предметов, действий и
признаков предметов);
- деление текста на предложения с помощью
учителя;
- выделение темы текста (о чём идет речь),
озаглавливание его; анализ слов по звуковому
составу;
- дифференциация гласных и согласных,
сходных согласных, гласных ударных и
безударных;
- определять количество слогов в слове по
количеству гласных, делить слова на слоги,
переносить части слова при письме

Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах
и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- обращаться за помощью и принимать помощь - участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе;
- с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями
- плавно читать простые слова целыми словами, по слогам сложные слова, предложения, короткие
тексты заданий, из учебников;
- использовать знако-символические средства с помощью учителя;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста.
4 класс
Личностные результаты:
Критерий
Параметры оценки
Индикаторы
Владение навыками комму- сформированность
навыков способность инициировать и
никации и принятыми ритуа- коммуникации со взрослыми
поддерживать коммуникацию
лами социального взаимос взрослыми
действия (т.е. самой формой
способность применять адекповедения, его социальным
ватные способы поведения в
рисунком), в том числе с исразных ситуациях
пользованием информационспособность обращаться за
ных технологий
помощью
сформированность навыков
способность инициировать и
коммуникации со сверстни- поддерживать коммуникацию
ками
со сверстниками
способность применять адекватные способы поведения в
разных ситуациях
способность обращаться за
помощью
владение средствами коммуни- способность
использовать
кации
разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
адекватность применения риту- способность правильно приалов социального взаимодей- менить ритуалы социального
ствия
взаимодействия согласно ситуации
Предметные результаты:
Минимальный уровень
- различение гласных и согласных звуков и
букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-

Достаточный уровень
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков
с опорой на образец и опорную схему;

глухости, твердости-мягкости; деление слов
на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с
рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление
в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора
заголовка к нему.

- списывание рукописного и печатного текста
целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего
слова с изученными орфограммами (30-35
слов);
- дифференциация и подбор слов различных
категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания
в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь),
выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из
составленного текста после его анализа.

Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах
и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- обращаться за помощью и принимать помощь - участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе;
- с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями
- плавно читать целыми словами по слогам сложные слова, предложения, короткие тексты заданий,
из учебников;
- использовать знако-символические средства с помощью учителя;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях;
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Использование в учебном процессе разного рода проверочных работ – это та форма контроля, который помогает учителю вовремя зафиксировать момент перехода знаний каждого отдельного ученика из зоны ближайшего в зону актуального развития. Большое разнообразие проверочных работ и
предлагаемая частота их использования на уроках связана с пониманием самой мучительной для учителя проблемы выработки орфографической зоркости у учащихся. Необходимо на каждом уроке найти
время и место для письма под диктовку хотя бы одного предложения с последующим подчёркиванием
в словах знакомых орфограмм.
В течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых
результатов, а также промежуточный и итоговый контроль предметных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется преимущественно пятибалльная система. Определяющим фактором для выставления оценки является динамика образовательных достижений обучающегося по учебному предмету, расширение его жизненных компетенций.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их
в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо

ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по
данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом
результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических
задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при
выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком
уровне осознанного усвоения пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений, навыков обучающихся с недоразвитием интеллекта. При оценке устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» - ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает
неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» - ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных ответов
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по карточкам учителя, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные
работы перед написанием изложения или сочинения.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды
контрольных работ в 3-4 классах - диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение
частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов
по грамматическим признакам.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать
включения в него слов на правила, которые не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. Контрольные диктанты должны содержать по 23 орфограммы на каждое правило.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в
начертании букв и их соединений оценка снижается на 1 балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в
классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
Оценка «5» - ставится за работу без орфографических ошибок.
Оценка «4» - ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» - ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» - ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие
трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды в конце написано
ы). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она учитывается;
- две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы, недописывание слов, пропуск
одной части слова при переносе, повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое
искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» - ставится ученику, если он обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процесс грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или с 1 ошибкой, допускает исправления.
Оценка «4» - ставится ученику, если он в основном обнаруживает усвоение изученного материала,
умеет применять свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» - ставится ученику, если он обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4- 5 ошибок или не справляется с одним из
заданий.
Оценка «2» - ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, допускает более 5 ошибок.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса
их формирования на протяжении всего времени обучения.
Содержание учебного предмета "Русский язык"
3 класс
Повторение.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е,
ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости
буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча. ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласию на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).
Слово.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от
связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих
названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по
вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать
их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества),
в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение
двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение.
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или
дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение
ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь.
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание.
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я; 5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа - У, Н, К, Ю, Р,
В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов
и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию
учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное
высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.
4 класс
Повторение.
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов
в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений;
восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово
Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт,
явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях
городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
«Слова друзья». «Слова враги».
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий
по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов действий со
словами предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога
в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
(имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных
на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в
корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение.
Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной
речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами. Связная письменная речь.
Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение
текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений
и сочинений (3 4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание.
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением
темпа письма.
Четкое и графически, правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа - О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; 3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание
предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по
указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в
алфавитном порядке.
Устная речь.
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов
и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи
вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами
с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Повторение пройденного за год.
№ п/п

Календарно-тематическое планирование 3 класс
Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8-9
10-11
12-13
14
15
16
17-18
19
20-21
22-23
24-25
26-27
28
29
30
31-33
34
35
36-38
39
40
41-42
43-44
45-46
47-48
49
50-51
52-53
54-55

Выделение предложений из текста.
Выделение предложений из текста.
Предложение и его схема.
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
Завершение начатого предложения.
Завершение начатого предложения.
Различение набора слов и предложения.
Порядок слов в предложении.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольное списывание по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Знакомство с алфавитом.
Звуки гласные и согласные.
Ударение в словах.
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
Деление слов на слоги.
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
Перенос части слова при письме.
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
Работа над ошибками.
Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, я, ю.
Мягкий знак на конце слова.
Мягкий знак в середине слова
Различение твердых и мягких согласных
Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные».
Работа над ошибками.
Написание жи – ши в словах.
Написание ча – ща в словах.
Написание чу – щу в словах.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Составление пар звонких и глухих согласных.
Различение Б-П, В-Ф.
Различение Д-Т, Г-К.
Различение Ж-Ш, З-С.

Дата проведения
План
Факт

56
57-58
59-60
61-62
63
64
65-66
67
68
69
70-71
72
73
74-75
76
77
78
79-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89
90
91
92
93
94
95
96-98
99
100
101102
103105
106108
109110
111112
113115
116
117
118119
120121

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
Правила правописания в словах. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
Работа над ошибками.
Различение названий предметов по вопросам кто? что?
Обобщающее название для групп однородных предметов.
Выделение названий предмета из предложения.
Выделение названий предметов из предложения.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.
Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что
сделал? что сделала?
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что
делали? что сделал? что сделала? что сделали?
Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?
Постановка вопросов к названиям действий.
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Различение предметов по их признакам.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Выделение названий признаков предмета из предложения.
Названия предметов, действий и признаков.
Контрольный диктант по теме «Слово».
Работа над ошибками.
Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.
Предлоги К, ПО со словами.
Предлог ОТ со словами.
Предлоги НАД, ПОД, со словами.
Предлог О со словами.
Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами.
Контрольный диктант по теме «Предлог».
Работа над ошибками.
Выделение предложения из текста.
Предложение законченное и незаконченное.
Распространение предложений.
Слова в предложении.
Порядок слов в предложении
Составление предложений.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Повторение. Слово. Правила правописания в слове.
Повторение. Названия предметов и признаков.

122123
124125
126127
128129
130
131
132133
134
135
136
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Повторение. Название действий.
Предложение.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.
Гласные после шипящих Ш, Щ, Ч, Ж.
Итоговый контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.
Составление предложений по картинкам и схемам.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Тема урока
Предложение.
Предложение. Выделение его из текста.
Предложение законченное.
Предложение законченное и незаконченное.
Завершение начатого предложения.
Предложение и его схема.
Распространение предложений.
Порядок слов в предложении.
Выделение в предложении названий предметов.
Выделение в предложении названий предметов и действий.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Составление предложений по сюжетной или предметной картинке.
Алфавит. Расположение слов по алфавиту.
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.
Ударные и безударные гласные. Их различие.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Контрольный диктант по теме «Ударные и безударные гласные».
Работа над ошибками.
Твёрдые и мягкие согласные. Их различие перед гласными.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я.

Дата проведения
План
Факт

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Различие твёрдых и мягких согласных.
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах.
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах.
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах.
Различение правил правописания в словах.
Различение правил правописания в словах.
Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные».
Работа над ошибками.
Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я. Знакомство.
Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я.
Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь) и без него.
Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь) и без него.
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь).
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь).
Различие сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком (ь) и
без него.
Различие сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком (ь) и
без него.
Мягкий знак (ь) для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак (ь).
Мягкий знак (ь) для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак (ь).
Разделительный мягкий знак (ь). Закрепление знаний.
Разделительный мягкий знак (ь). Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак».
Работа над ошибками.
Звонкие и глухие согласные. Их различие в словах.
Наблюдение за парными согласными на конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные».
Работа над ошибками.
Название предметов, действий и признаков предмета.
Название предметов. Различие их по вопросам кто? что?
Различие названий предметов по вопросам кого? чего?
Различие названий предметов по вопросам кого? чего?
Различие названий предметов по вопросам кому? чему?

73
74
75
76
77
78
79
80
81
72
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113

Различие названий предметов по вопросам кому? чему?
Различие названий предметов по вопросам кем? чем?
Различие названий предметов по вопросам кем? чем?
Различие названий предметов по вопросам о ком? о чём?
Различие названий предметов по вопросам о ком? о чём?
Выделение названий предметов в предложении.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.
Название предметов. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Названия предметов».
Работа над ошибками.
Названия признаков предмета. Определение их по вопросам какой? какая?
какое? какие?
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Различие признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал,
вкус предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.
Определение предмета по его признакам.
Различие названий предметов, действий и признаков.
Постановка вопросов к словам в предложении.
Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета.
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и
признаки предмета, по вопросам.
Контрольный диктант по теме «Распространение предложений».
Работа над ошибками.
Предлоги по, к, от, над, под, в, на со словами.
Предлог из со словами.
Предлог за со словами.
Предлог без со словами.
Предлог до со словами.
Предлог про со словами.
Предлоги. Закрепление знаний.
Предлоги. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Предлоги со словами».
Работа над ошибками.
Выделение предложения из текста.
Деление текста на предложения.
Деление текста на предложения.
Завершение начатого предложения.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.

114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения.
Разные по интонации предложения.
Разные по интонации предложения.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Правописание гласных и согласных в слове.
Правописание гласных и согласных в слове.
Правописание гласных и согласных в слове.
Правописание гласных и согласных в слове.
Название предметов, действий и признаков.
Название предметов, действий и признаков.
Название предметов, действий и признаков.
Название предметов, действий и признаков.
Предложение.
Предложение.
Предложение.
Предложение.
Промежуточная аттестация.
Работа над ошибками.
Обобщающий урок.

Учебно-методическое обеспечение
1. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 3 класс (2 части). Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
Просвещение.
2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. 3 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. М., Просвещение.
3. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 4 класс (2 части). Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
Просвещение.
4. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. 4 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. М., Просвещение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».