Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель изучения учебного предмета: повышение двигательной активности детей, обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Разнородность состава обучающихся по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания. Основные задачи изучения предмета:
- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
- формирование умения, ходить на лыжах, играть в спортивные игры;
- укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни;
- соблюдение индивидуального режима питания и сна;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
- формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и
других;
- формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной
подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы;
- воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно ценностные ориентации, культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая оптимальное
физическое состояние) и знания. Данная цель конкретизируется в виде последовательного решения
следующих задач:
- образовательные задачи включают овладение техникой основных движений, гимнастических,
легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и формированием основ знаний в
области физической культуры.
- воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного отношения к
физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
- развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических
способностей ребенка.
- оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а также
профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.
- коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие волевой
сферы.
Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных.
Решение каждой из задач возможно только в комплексе.
Общая характеристика учебного предмета
Приведенные выше задачи определяют место физической культуры не только в учебном плане, но
и в организации жизнедеятельности школьников, так как непосредственно связаны с сохранением и
укреплением их здоровья и развитием возможностей систем организма ребенка, как наиболее важной
составляющей процесса образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Спектр обозначенных задач может быть решен только всей совокупностью урочной и
внеурочной деятельности, приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения
массовых спортивных событий, а также участием ребенка в физкультурно-оздоровительных
мероприятий в режиме учебного дня.
Программа по адаптивной физкультуре включает 6 разделов: "Коррекционные подвижные игры",
"Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".
Адаптивная физкультура рассматривается, как часть общей культуры, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на удовлетворение потребностей лиц с ограниченными возможностями
в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного
развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни,
социализации и интеграции в общество.
Отличительной особенностью любой культуры является
творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что физическая культура,
представляет
творческую
деятельность
по
преобразованию
человеческой
природы,
«окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей,
привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности,
самореализации индивидуальных способностей. Адаптивная физкультура во всех ее проявлениях
должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым
необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на
жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. Методика адаптивной
физической культуры для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и
психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических
и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических
нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией
детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные
подходы к построению и содержанию методик физической культуры.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Адаптивная физическая культура» представлен в предметной области
«Физическая культура».
Рабочая программа предмета рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по адаптивной физической культуре составлено с учетом программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
2. Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять,
передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
3. Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных
способностей.
4. Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
5. Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
6. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью.
7. Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые
ощущения и др.
8. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.
9. Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах,
спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.
10. Умение ходить на лыжах, играть в подвижные игры и др.
Связь учебного предмета с базовыми учебными действиями.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному:
• умение понимать мимику и пантомимику сверстников;
• направленность взгляда на говорящего взрослого/задание;
• умение оценивать состояние сверстников, взрослых по мимике, пантомимике.
Формирование учебного поведения:
• умение выполнять инструкции педагога;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
• умение использовать по назначению учебный материал.
Формирование умения выполнять задание:
• умение выполнять задание в течение определенного периода времени;
• умение выполнять задание от начала до конца;
• умение выполнять задание с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
• умение пошагово выполнять задание;
• умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога;
• умение следовать словесной инструкции педагога;
• умение самостоятельно выполнять задание.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
•
слушание учителя;
•
выполнение упражнений;
•
наблюдение;
•
повтор по показу;
•
оценивание своих достижений;
•
проектная деятельность.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным
результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых
является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками. Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: практические задания (исходя из возможностей ребенка).
Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно,
направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения
их применять.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Адаптивная физкультура» проводится на основании
выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными
и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной
деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Адаптивная физкультура" представлено следующими разделами:
«Теоретические сведения», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Катание на санках и лыжная подготовка», «Коррекционные подвижные игры», общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
— беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и
коррекции нарушенных функций;
— выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
— выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
— самостоятельное выполнение упражнений;
— занятия в тренирующем режиме;
— развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Теоретические сведения. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка.
Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение
травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура,
физическое воспитание.
B раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на
различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития.
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических
снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг.
Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с
помощью средств гимнастики.
Практический материал. Построения и перестроение.
Упражнения без предметов, коррегирующие и общеразвивающие упражнения основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; упражнения для
мышц шеи; упражнения для укрепления мышц спины и живота; упражнения для развития мышц рук
и плечевого пояса; упражнения для мышц ног; упражнения на дыхание; упражнения для развития
мышц «нетей рук и пальцев; упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для
укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; с флажками; с малыми обручами; с малыми мячами; с большим мячом; с набивными мячами (все 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье
и перелезание; упражнения для развития пространственно–временной дифференцировки и точности
движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Раздел «Лёгкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание мяча. Занятия лёгкой атлетикой помогают преподавателю обучать школьником всем этим жизненно важным двигательным
навыкам. Обучение элементам лёгкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на
основе развития y детей быстроты, ловкости гибкости, силы и выносливости, a также использовании
в занятиях специальных упражнений.
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся
с правилами дыхания вовремя ходьбы и бега. Ознакомление детей с правильным положением тела во
время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал. Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в
умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на
носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стоны. Ходьба с сохранением правильной осанки.
Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением
рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и
командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра.
Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т д. Ходьба
шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15-20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки,
бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы па расстоянии. Бег па
носках. Бег па месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезания под сетку,
обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость.
Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 2
м. Подпрыгивание вверх на месте е захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в
длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага.
Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с
разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги».
Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание
малых и больших мячей в стену. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малою мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками изза головы и снизу с места в стену. Броски набивною мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель.
Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность. Броски набивного мяча двумя руками.
При проведении уроков лыжной подготовки катание на санках особое внимание должно быть
уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников. (Выбор места занятий,
форма одежды, обувь, передвижение к месту занятий, двигательная нагрузка.)
Одним из важнейших разделов программы является раздел "Игры", куда включены подвижные и
спортивные игры.
Включённые в программу подвижные игры направлены на развитие физических качеств детей, a
также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, восприятия, пространственных и временных ориентиров, последовательности движений.
Основное содержание этих разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:
• первый этап - ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные
методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).
• второй этап - начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словесным, метод физического сопровождения и т.д.
• третий этап - углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.
• четвертый этап – повторение используются словесный метод (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.
• пятый этап - закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Теоретические сведения (6 часов)
Техника безопасности на уроках. Правила поведения, форма одежды,
правила личной гигиены.
Двигательный режим учащегося.
Построение в шеренгу, колонну по одному, равнение в затылок.
Построение по показу и по словесной инструкции учителя, равнение
по начерченной линии.
Перестроение из шеренги, в круг, взявшись за руки, по словесной
инструкции учителя.
Выполнение команд: «Становись!», .«Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!», «Стой!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», выполнение
поворотов на месте по ориентирам, по показу, по команде учителя.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения (12 часов)
Дыхание во время ходьбы и бега с произношением звуков на выдохе.
Дыхательная гимнастика во время ходьбы и бега.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с малыми и
большими мячами, с набивными мячами, с гимнастическими палками.
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие точности движений.
Упражнения в лазание, перелезании, способствующие развитию силы, ловкости, совершенствованию координационных способностей.
Упражнения, направленные на коррекцию психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты, неадекватность
поведения в сложных двигательных ситуациях) средствами АФК.
Использование и развитие сохранных анализаторов.
Коррекция согласованности движений.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации, вестибулярного аппарата.
Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки.
Упражнения на коррекцию плоскостопия.
Упражнения на профилактику зрения.
Лёгкая атлетика (11 часов)
Ходьба, свободный бег, бег на носках.
Ходьба с различными положениями рук по следовой дорожке, по
ориентирам.
Дата проведения
План
Факт
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Ходьба по линии, ходьба в колонне по одному.
Ходьба по два взявшись, за руки.
Ходьба змейкой, сохраняя дистанцию и темп выполнения (под хлопки учителя).
Прыжки на одной, двух ногах на месте и с продвижением вперёд по
разметкам.
Прыжки на двух ногах с поворотом на 90 градусов и 180 градусов.
Метание теннисного мяча с места в цель.
Метание теннисного мяча в движущуюся цель.
Метание теннисного мяча с места в цель на дальность.
Прыжки в длину с места.
Оздоровительная и корригирующая гимнастика (16 часов)
Упражнения на дыхание (вдох носом, выдох ртом) в различных исходных положениях.
Тренировка правильного дыхания во время ходьбы и бега.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с малыми и
большими мячами.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с набивными мячами.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с гимнастическими палками и др. предметами.
Упражнения на развитие координации движений: ходьба по начерченным линиям, прямо.
Упражнения на развитие координации движений: правым, левым боком с различными положениями рук.
Упражнения на развитие координации движений на гимнастической
скамейке с различным положением рук.
Лазание, перелезание: лазание вверх и спуск вниз по гимнастической
стенке.
Подлезания под препятствие и перелезание через него с опорой на
руки и с помощью учителя.
Лазание и перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на
руки.
Подлезание под натянутый шнур высотой 50 см.
Пролезание через гимнастический обруч.
Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения для профилактики органов зрения.
Лыжная подготовка (9 часов)
Организующие команды: «Лыжи к ноге!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «На лыжи становись!».
Переноска лыж на плече и под рукой; в колонне по одному, соблюдая дистанцию.
Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить их
на ногах, правильно взять палки.
Подводящие упражнения.
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом без палок
и с палками, соблюдая дистанцию.
Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок, соблюдая дистанцию.
Передвижение на лыжах ступающим шагом с палками, соблюдая дистанцию.
Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок, соблюдая ди-
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
станцию.
Передвижение на лыжах скользящим шагом с палками, соблюдая
дистанцию.
Коррекционные и подвижные игры с элементами спортивных игр (14 часов)
Игры на развитие внимания, памяти.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с прыжками.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с бегом.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с перебежками.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с метанием.
Игры, направленные на развитие быстроты реакции, точности движений и дифференцировки усилий.
Игры, направленные на умение ориентировать в пространстве.
Игры, направленные на совершенствование функции дыхания.
Игры, направленные на формирование и коррекцию осанки.
Игры «Аист ходит по болоту», «Мяч по кругу».
Игры «Не урони мешочек», «Совушка».
Игры «Подпрыгни и подуй на шарик», «Круговое вышибало».
Игры «Посадка и сбор овощей», «Догоняй мяч».
Итоговое занятие.
Материально-техническое оснащение учебного предмета
- инвентарь для подвижных и спортивных игр и др.
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря;
- спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки,
гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики,
корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи,
ленты; сетки, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, тренажёры, и т.д.