Изобразительная деятельность_7

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя
различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками, дидактическими пособиями и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью;
формировать умение изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи программы:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- формирование умений активно реагировать на предложение взрослого полепить, порисовать. поклеить;
- освоение действий при работе с изобразительными средствами - рисовать карандашами, фломастерами, красками;
- освоение действий выполнения по образцу аппликации и изображений простых предметов;
- освоение действий наклеивания предметов, составляя их из отдельных частей;
- освоение действий передачи при лепке формы знакомых предметов, сравнивая её с основной формой-эталоном, работая по образцу;
- формирование умений пользоваться инструментами;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- развитие художественно-творческих способностей.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью изобразительной деятельности продиктовано не
только традиционном подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью введения таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями, обеспечивает развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений
обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире.
Овладение простейшими изобразительными навыками укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения – формирование представлений у обучающихся об алгоритмах выполнения различных этапов изобразительной деятельности, а также, максимальная индивидуализация процесса ее выполнения в зависимости от психофизических особенностей.
Основные задачи:
- формирование интереса к изобразительной деятельности и ее результатам, формирование представлений о назначении материала изобразительной деятельности;
- формирование умений обращаться с ними (с учетом психофизических особенностей);

- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, освоение действий и
приёмов (раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания в лепке, выполнение
аппликации по образцу, по речевой инструкции,
- пользование изобразительными средствами и приспособлениями-карандаши, краски, подставки для
кисточки, создание декоративных рисунков по образцу.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование",
"Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у
обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его
творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению
к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и
знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь
обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного
достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки
необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.
Навыки изобразительной деятельности применяются на уроках труда при изготовлении изделий из
керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительная деятельность» входит в предметную область «Искусство» учебного
плана.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно
уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика,
сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих
целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения программы по предмету, она направлена на
формирование двух групп результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу,
осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и
т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты по предмету «Изобразительная деятельность» планируются с учётом
индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование аппликация);
- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации.
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной
деятельности;
- стремление к собственной творческой деятельности умение демонстрировать результаты работы;
- умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях:
- готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
- умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в
выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
• слушание учителя;
• просмотр видеоматериалов и иллюстраций;
• выполнение упражнений, дидактических игр;
• наблюдение;
• работа с раздаточным материалом;
• прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
Система оценки достижения планируемых результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце
учебного года и заносится в дневник наблюдений или СИПР, что позволяет не только представить
полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных
результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ
изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.
Оценивание проводится по результату наличия динамики у обучающегося с помощью следующих
критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет
действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической
помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка).
Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно,
направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их
применять.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных
в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной
деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно

учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Формой промежуточной аттестации по итогам учебного года является итоговая выставка рисунков.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность" представлено следующими
разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация".
Лепка
Пластичные материалы: пластилин, тесто, глина. Инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, форма, валик, подложка, штамп. Разминание пластилина
(теста, глины). Основные приёмы работы с пластичными материалами. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура). Лепка с натуры. Дополнение изделия мелкими деталями Лепка изделий с
нанесением орнамента.
Аппликация
Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Основные приёмы работы с бумагой. Декоративная аппликация. Предметная аппликация. Сюжетная аппликация.
Рисование
Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти, мольберт, ёмкость для
воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши. Основные приёмы рисования. Прорисовывание деталей готового предмета. Дорисовывание части предмета. Декоративное рисование. Рисование приближённого и удалённого объекта. Рисование с использованием нетрадиционных техник: «по-сырому»,
солью, шариками, граттаж. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению.
№

1

2
3
4
5
6

7

8

9
10

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Лепка (33 часа)
Лепка. Пластичные материалы. Инструменты и приспособления
для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка,
форма, валик, подложка, штамп. Санитарно-гигиенические правила работы с пластичными материалами.
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Моё любимое животное».
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура).
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Портрет человека».
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Автопортрет».
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Портрет любимого человека».
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры:
«Геометрические тела: шар, цилиндр, куб, конус, усечённый конус».
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры
предмета, собранного из геометрических тел: «Великан и мальчикс-пальчик».
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры
предметов. Кувшин и яблоко.
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры.
Настольная лампа.

Дата проведения
План
Факт

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры.
Игрушки (машина, самолёт – по выбору).
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры.
Игрушки (машина, самолёт – по выбору).
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка предметов. Сказочный богатырь.
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка предметов, объединённых сюжетом. Сказочный город.
Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка предметов, объединённых сюжетом. Современный город.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия
мелкими деталями. Ветка рябины.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия
мелкими деталями. Яблоня с листочками и яблоками.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия
мелкими деталями. Птички на ветке.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия
мелкими деталям. Бабочка на цветке.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия
мелкими деталями. Избушка на курьих ножка».
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента. Хохлома.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента. Хохлома.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента. Жостовский поднос.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента. Жостовский поднос.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента. Гжель.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента. Гжель.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента. Городецкая роспись.
Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента. Городецкая роспись.
Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка.
Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка.
Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка.
Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка.
Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка.
Аппликация (34 часа)
Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Аппликация «Кувшины разной формы».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Кофейник,
чашка, яблоко».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Кринка с молоком и стакан».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Букет в вазе и
оранжевый апельсин».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Ветка рябины».

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Птички на
ветке».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Яблоня с листочками и яблоками».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Бабочка на
цветке».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Избушка на курьих ножках».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Дома в городе»
(с дорисовыванием деталей фломастером).
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Улица современного города».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Сказочный город».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Семёновская
матрёшка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Семёновская
матрёшка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Загорская матрёшка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Загорская матрёшка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Полхов-майданская матрёшка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Полхов-майданская матрёшка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Городецкая игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Городецкая игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Городецкая игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Дымковская игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Дымковская игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Дымковская игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Каргопольская
игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Каргопольская
игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Каргопольская
игрушка».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Посуда
Гжели».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Посуда
Гжели».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Посуда
Гжели».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Посуда Хохломы».

65
66
67

68

69

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Посуда Хохломы».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Городецкая
роспись».
Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация «Городецкая
роспись».
Рисование (35 часов)
Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски,
кисти, мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки,
карандаши. Санитарно-гигиенические нормы занятий рисованием.
Палитра цветов. Работа «Букет в вазе».
Основные приёмы рисования. Прорисовывание деталей готового
предмета. Осенние листья и плоды (листья и плоды разного оттенка).
Основные приёмы рисования. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). Портрет мамы.
Основные приёмы рисования. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). Портрет папы.
Основные приёмы рисования. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). Портрет друга.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Семёновская матрёшка.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Загорская
матрёшка.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Полховмайданская матрёшка.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Городецкая игрушка.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Дымковская игрушка.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Каргопольская игрушка.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Полховмайданская матрёшка.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Посуда
Гжели.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Посуда
Хохломы.
Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. Городецкая роспись.
Основные приёмы рисования. Рисование приближённого и удалённого объекта. Машина и самолёт.
Основные приёмы рисования. Рисование приближённого и удалённого объекта. Скворечник и конура.
Основные приёмы рисования. Рисование приближённого и удалённого объекта. Чайки над кораблём.
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Ветка мимозы (акварель «по-мокрому»).
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Красивая ваза (акварель «по-мокрому»).
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Портрет человека (акварель «по-мокрому»).

89

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Вечер. Улица. Фонарь (акварель «по-мокрому»).
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Рисование солью. Подводный мир.
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Рисование солью. Праздничный салют.
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Рисование шариками. Маки и незабудки.
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Граттаж. Красивые цветы.
Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Граттаж. Ракета в космосе.
Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного
рисунка по представлению. Весна в деревне.
Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного
рисунка по представлению. Дождь в городе.
Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного
рисунка по представлению. Верблюды в пустыне.
Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного
рисунка по представлению. На оленях по снегу.
Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного
рисунка по представлению. Дом Бабы-Яги в сказочном лесу.
Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного
рисунка по представлению. Корабли на море.
Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного
рисунка по представлению. Праздник.
Итоговое занятие.

Материально-техническое оснащение учебного предмета
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы
специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- репродукции картин;
- изделия из глины;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
- рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- оборудование: мольберты, планшеты, компьютер, проекционное оборудование;
- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся;
- магнитная доска; расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная,
папиросная, цветной ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры,
маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
- пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».