Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика», реализуется в 5 – 9 классах.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
- формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества;
- формирование умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия при выполнении действий хозяйственно-бытового характера (сервировка стола, посадка семян в горшочки и пр.);
- формирование умения пересчитывать предметы в каждой конкретной ситуации;
- формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий;
- изучение цифр с целью закрепления сведений о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телепередач и др.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут
овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. Важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое
количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке
стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в
горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, домашней уборке, совершении мелких покупок и т.д. Изучая цифры,
ребенка закрепляет сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах,
номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается в каждый урок математики. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, ТСО. Устный
счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока.
Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация,
наблюдение, физические упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану предмет «Математические представления» входит в предметную область
«Математика».
На ее изучение отводится 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по математике составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и
т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2) предметные результаты по математике планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления.
• умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удалённости;
• умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
• умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение элементарных арифметических задач с опорой на наглядность.
• умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
• умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
• умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
• умение обозначать арифметические действия знаками;
• умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:
• умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.;
• умение определять длину, вес, объём, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными
приёмами;
• умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
• умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
• умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять, прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и
концом деятельности.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математические представления» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных в
СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине",
"Пространственные представления", "Временные представления".
Раздел «Пространственные представления»
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около), далеко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди,
сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, между, в середине. Перемещение в пространстве
в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху
(верх), внизу (низ), в середине, справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя
(нижняя, правая, левая) часть листа. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу-вверх, сверху вниз. Определение
отношения порядка следования: первый, последний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Определение, месторасположения предметов в ряду.
Раздел «Представление о форме»
Узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение
формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, по точкам). Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Знакомства с циркулем (частей циркуля), его назначение.
Раздел «Представления о величине»
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение
двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного
ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины
отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Раздел "Количественные представления"
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое
множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду.
Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа (от 2 до 8) из двух слагаемых. Сложение
(вычитание) предметных множеств в пределах 8. Запись арифметического примера на увеличение
(уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8. Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач
на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 8. Выполнение арифметических действий на
калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр).
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.
Раздел «Временные представления»
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на
следующий день, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
№
п/п
1
2
3
4
5
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Пространственные представления (35 часов)
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу).
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около), далеко.
Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху
(вверху), снизу (внизу).
Определение месторасположения предметов в пространстве: впереди,
сзади.
Дата проведения
План
Факт
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Определение месторасположения предметов в пространстве: справа,
слева.
Определение месторасположения предметов в пространстве: на, в,
внутри.
Определение месторасположения предметов в пространстве: перед, за,
над, под.
Определение месторасположения предметов в пространстве: между, в середине.
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около), далеко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа,
слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, между, в середине.
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около), далеко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа,
слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, между, в середине.
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около), далеко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа,
слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, между, в середине.
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около), далеко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа,
слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, между, в середине.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперёд, назад.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вправо, влево.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине.
Ориентация на плоскости: справа, слева.
Ориентация на плоскости: справа, слева.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине, справа,
слева.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине, справа,
слева.
Ориентация на плоскости: верхний (нижний, правый, левый) край листа,
верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа.
Ориентация на плоскости: верхний (нижний, правый, левый) край листа,
верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу
вверх, сверху вниз.
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу
вверх, сверху вниз.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, перед,
после, за, следующий за, следом, между.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, перед,
после, за, следующий за, следом, между.
Определение, месторасположения предметов в ряду.
Определение, месторасположения предметов в ряду.
Представление о форме (23 часа)
Узнавание (различение) геометрических тел: шар, куб.
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, прямоугольник.
Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник).
Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник).
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счётных палочек.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счётных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Построение геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, по точкам).
Построение геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, по точкам).
Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Знакомство с циркулем, частями циркуля, его назначением.
Представление о величине (22 часа)
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов
по величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов
по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения.
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения.
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных
предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных
предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение
предметов по длине.
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение
предметов по длине.
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее
назначение.
Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Количественные представления (37 часов)
Нахождение одинаковых предметов.
Нахождение одинаковых предметов.
Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество.
Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто").
Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто").
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание).
Пересчет предметов по единице.
Пересчет предметов по единице.
Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Знание отрезка числового ряда 1–8.
Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду.
Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду.
Счет в прямой (обратной) последовательности.
Счет в прямой (обратной) последовательности.
Состав числа (от 2 до 8) из двух слагаемых.
Состав числа (от 2 до 8) из двух слагаемых.
Состав числа (от 2 до 8) из двух слагаемых.
Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8.
108 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8.
109 Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну
(несколько) единиц в пределах 8.
110 Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну
(несколько) единиц в пределах 8.
111 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8.
112 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8.
113 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 8.
114 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 8.
115 Выполнение арифметических действий на калькуляторе.
116 Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства
монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными
единицей измерения стоимости.
117 Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства
монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными
единицей измерения стоимости.
Временные представления (19 часов)
118 Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей
суток.
119 Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей
суток.
120 Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней
недели.
121 Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней
недели.
122 Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
123 Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
124 Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом,
вчера, сегодня, завтра, на следующий день, давно, недавно.
125 Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом,
вчера, сегодня, завтра, на следующий день, давно, недавно.
126 Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом,
вчера, сегодня, завтра, на следующий день, давно, недавно.
127 Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
128 Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
129 Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в
году.
130 Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в
году.
131 Сравнение людей по возрасту.
132 Определение времени по часам: целого часа. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
133 Определение времени по часам: целого часа. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
134 Определение времени по часам: целого часа. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
135 Механические часы. Электронные часы.
136 Итоговое занятие.
Материально-техническое обеспечение
- дидактический материал (цифры, геом. фигуры и др.);
- счетный материал;
- набор «Геометрические фигуры»;
- различные по форме, величине, цвету наборы материала;
- шнуровки;
- бусины;
- предметные картинки;
- различные по форме, величине, цвету наборы материала;
- наборы предметов для занятий;
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы - вкладыши;
- мозаики;
- игрушки разных размеров;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклейки и другой материал.