Окружающий природный мир_7

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на
основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям
природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного
речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной
жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектнообъектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться
различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического
экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето,
осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты
из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных
предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка,
гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится
их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и
групповыми.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.
Предмет «Окружающий природный мир» находит свое логическое продолжение в содержании
разделов «Окружающий социальный мир», «Человек», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области «Альтернативная коммуникация».
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
- слушание учителя;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение упражнений, дидактических игр;
- наблюдение;
- работа с учебником, раздаточным материалом;
- прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» включен в учебный план, предметная область «Окружающий мир».
Согласно учебному плану на изучение предмета выделяется 68 часов в год (2 часа в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения
- владение способами социального взаимодействия (диалог, подражание, высказывание, совместное обсуждение проблемы и результата), речевых коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности (ориентация на общие цели, правила, взаимодействия), эмоциональная саморегуляция в ситуациях (сопереживание, сдерживание негативных эмоциональных
проявлений)
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,
учитель-класс)
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями
- устанавливать видородовые отношения предметов
Базовые учебные действия:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на
сохранные анализаторы
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- осознавать свою неразрывную связь с природой
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о
распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Окружающий природный мир» проводится на
основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР
и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения
важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по
итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной
физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка).
Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно,
направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Содержание учебного предмета
Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительноориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный
мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления». В процессе формирования
представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь,
туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях (утро, день, вечер, ночь). Он знакомится с разнообразием растительного и животного
мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Раздел «Растительный мир»
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание
строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина,
боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик,
абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок,
перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника,
ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и
садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик,
опенок, поганка, вёшенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни
человека. Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин,
тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочнодекоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш);
знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочнодекоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в
природе и жизни человека.
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива).
Знание значения трав в жизни человека.

Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание
значения лекарственных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения
растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека.
Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох,
фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека.
Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза).
Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание
особенностей растений природных зон жаркого пояса
Раздел «Животный мир»
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги,
копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление
связи строения тела животного с его образом жизни.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей
домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан,
тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый
медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его
местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон,
жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание
питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в
группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание
(различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание
питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения
птиц в жизни человека, в природе.
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб
(сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе.
Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом
жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения
насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской
конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения

тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе.
Раздел «Объекты неживой природы»
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны.
Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и
жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в
природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение)
суши (водоема).
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека.
Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина
и др.), знание способов их добычи и значения в жизни человека.
Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека.
Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил
поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере (пруду).
Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения
огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Раздел «Временные представления»
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Определение частей суток по расположению солнца.
Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7
дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами
деятельности.
Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года.
Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре
(определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.).
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман,
гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Природа нашей местности,вокруг нас.
Живая и неживая природа.
Сезонные изменения в природе. Листопад.
Одежда и обувь человека осенью.
Что нам осень принесла.
Дары природы.
Что мы видели в лесу?
Осенние явления природы.
Природные изменения осенью. Цветы осени.
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.

Дата проведения
План
Факт

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

49
50
51
52

Труд людей осенью.
Перелетные птицы.
Птицы зимующие.
Животные готовятся к зиме.
В зоопарке.
Природные изменения зимой. Зимние изменения в природе.
Одежда и обувь человека зимой.
Экскурсия. Наступают холода.
Зимние явления природы.
Труд людей зимой.
Природные изменения зимой. Игры со снегом и льдом.
Где растет елка?
Новый год. Изготовление открытки.
Животные зимой.
Птицы зимой.
Домашние животные. Взаимодействие с человеком.
Дикие животные жаркого пояса (жираф). Узнавание по внешнему виду, питание.
Дикие животные жаркого пояса (обезьяна). Распознавание по
внешнему виду, питание.
Дикие животные жаркого пояса (зебра). Узнавание по внешнему
виду, питание.
Дикие животные леса. Распознавание по внешнему виду, питание.
Дикие животные холодного пояса (северный олень). Узнавание
по внешнему виду, питание.
Дикие животные холодного пояса (тюлень, морж). Распознавание по внешнему виду, питание.
Дикие животные холодного пояса (пингвин). Распознавание по
внешнему виду, питание.
Речные рыбы (щука). Распознавание по внешнемувиду.
Речные рыбы (окунь). Распознавание по внешнему виду.
Морские обитатели (кит, дельфин, медуза). Распознавание по
внешнему виду .
Представления об огне.
Значение огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения согнем.
Представление о воздухе.
Значение воздуха в жизни человека.
Представления о солнце.
Значение солнца в жизни человека.
Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в
природе.
Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли
из космоса.
Узнавание воды. Знание свойств воды
Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь,
гранит, известняк, песок, глина и др.), знание способов их добычи и значения в жизни человека.
Приметы весны.
Одежда и обувь людей весной.
Экскурсия. Наблюдения за природой.
Весенние изменения в природе.

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Труд людей весной.
Небесные тела: планеты и звёзды.
Глобус – модель Земли.
Различение земли, неба. Определение месторасположения земли
и неба.
Поверхность суши: равнины, холмы, горы.
Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема).
Приметы лета.
Одежда и обувь людей летом.
Летние изменения летом.
Труд людей летом.
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток
с видами деятельности.
Дни недели. Соотнесение дней недели с определенными видами
деятельности.
Месяцы. Календарь (настенный, настольный).
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Итоговое занятие.

Материально-техническое обеспечение
- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации
обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу
за растениями, животными; различные календари;
- изображения сезонных изменений в природе;
- рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
- аудио- и видеоматериалы;
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
- компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»);
- технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».