Окружающий социальный мир_7

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Обучение детей с тяжёлыми нарушениями развития в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети
с тяжёлыми нарушениями развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном
уровне в жизнь общества.
Цель обучения: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения по программе у обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития формируются представления о родном городе, в котором они проживают, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, учащиеся учатся выделять их характерные признаки, объединять в группы
по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в
которую они включены, учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Дети учатся ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование
определенным правилам.
Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам
«Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия
проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым
нормам поведения.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится

быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения
соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная
работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной
ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу
«Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить,
сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия
проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.)
Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими
услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
- слушание учителя;
- слушание и анализ ответов обучающихся;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение заданий;
- наблюдение;
- работа с раздаточным материалом;
- самостоятельная работа, работа в парах;
- оценивание своих учебных достижений.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий
мир» обязательной части учебного плана.
Количество часов, отводимых на изучение предмета составляет 68 часов в год (2 часа в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда:
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты по учебному предмету
Личностные результаты:
- положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к совместным
действиям с учителем;
- положительное отношение к игровым и предметным действиям (к практическим заданиям).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1) Представления о мире, созданном руками человека.
• Интерес к объектам, созданным человеком.

• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование,
одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
• Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте,
в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
• Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач,
водитель и т.д.).
• Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
• Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
• Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
• Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
• Умение находить друзей на основе личных симпатий.
• Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
• Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
• Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в
хозяйственно-бытовой деятельности.
• Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
• Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
• Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
• Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
• Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
• Представление о значимых исторических событиях.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Окружающий социальный мир» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам

выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания»,
«Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Школа
- соблюдение распорядка школьного дня; знание правил поведения в школе, в классе, на перемене;
- знание правил дежурного, его обязанностей;
- различение педагогов и воспитателей школы, сотрудников школы.
Квартира, дом, двор
- различение частей дома, типов домов; помещений квартиры;
- знание функционального назначения помещений квартиры;
- различение коммунальных удобств (отопление, водоснабжение, электроснабжение);
- знание и соблюдение правил безопасности и поведения во время чрезвычайных ситуаций
Предметы быта
- различение и назначение электроприборов;
- знание правил техники безопасности при использовании электробытовым прибором;
- различение и назначение предметов мебели; предметов интерьера (скатерть, ваза, люстра, зеркало,
т.п.).
Продукты питания
- различение напитков по внешнему виду, на вкус;
- различение молочных, мясных, мучных, кондитерских, рыбных продуктов, круп, правила хранения.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
- узнавание и различение предметов, изготовленных из бумаги, дерева, ткани, стекла, металла,
пластмассы, резины.
Село
- различение зданий села;
- различение профессий;
- различение частей территории улицы (проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка);
- узнавание дорожных знаков;
- знание правил перехода улицы.
Транспорт
- различение наземного, воздушного, водного, специального, общественного транспорта; назначение;
- знание правил поведения в общественном транспорте (в автобусе).
Страна
- знание названия государства, в которой мы живем, символику, столицу;
- узнавание Кремля и Красной площади;
- знание достопримечательностей городов, стран.
Традиции, обычаи
- узнавание и различение праздников (Новый, год, Масленица, День космонавтики, Пасха, 8 марта,
23 февраля, 9 мая).

№
п\п
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

8
9
10
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.

18.

19
20.
21.
22.

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Виды деятельности
Профессии работников школы.

Краткий рассказ об людях, которые работают в школе (учителя,
директор, охрана, уборщицы). Их
обязанности.
Профессии работников столовой.
Краткий рассказ об людях, которые работают в столовой (повар,
посудомойщик, рабочий столовой). Их обязанности.
Квартира, дом, двор (7 часов)
Дом. Типы домов. Квартира.
Какие бывают дома по материалу,
по количеству этажей. Квартира часть дома.
Помещения в квартире. Назначение. Назначения каждого помещения
квартиры.
Коммунальные удобства в квартире. Электричество,
водоснабжение,
газоснабжение, отопление.
Места общего пользования в доме.
Лифт, домофон, почтовый ящик.
Территория двора.
Детская площадка, площадка для
мусорных контейнеров, парковка
для машин, проезжая и пешеходная часть дороги.
Аварийные ситуации в квартире.
Техника безопасности, телефоны
служб спасения.
Вредные насекомые и грызуны, жи- Тараканы, клопы, мыши, крысы.
вущие в доме.
Представления о вреде.
Предметы быта (1 час)
Электроприборы. Назначение.
Виды. Техника безопасности.
Продукты питания (6 часов)
Молочные продукты питания. Пра- Продукты, сделанные из молока.
вила хранения.
Хранение.
Мясные продукты питания. Правила Продукты, сделанные из мяса.
хранения.
Хранение.
Мучные и кондитерские продукты Продукты, сделанные из муки.
питания. Правила хранения.
Хранение.
Рыбные продукты питания. Правила Продукты, сделанные из рыбы.
хранения.
Хранение.
Крупы. Правила хранения.
Виды круп. Как хранить. Что можно приготовить.
Полезные и вредные продукты пита- Группировка продуктов.
ния.
Предметы и материалы, изготовленные человеком (6 часов)
Предметы, изготовленные из бумаги. Рассматривание, разрывание, смиСвойства бумаги.
нание, сгибание, разрезание разной бумаги (картон, калька, салфетки, гофрированная и т.п.). Что
делают из бумаги и как делают.
Предметы, изготовленные из дерева. Рассматривание деревянных брусСвойства дерева.
ков. Что делают из дерева и как
делают.
Предметы, изготовленные из стекла. Что делают из стекла и как делаСвойства стекла.
ют. Свойства.
Предметы, изготовленные из метал- Что делают из металла и как делала. Свойства металла.
ют. Свойства.
Предметы, изготовленные из пласт- Что делают из пластмассы и как
массы. Свойства пластмассы.
делают. Свойства.
Предметы, изготовленные из резины. Что делают из резины и как дела-

Дата проведения
План
Факт

Свойства резины.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.
36.
37.

38.

39.
40.
41.

42.

ют. Свойства.
Страна, мир (4 часа)
Государство, в котором мы живем. Работа с картой. Рассказ про симСимволика. Столица.
волы России, про Москву.
Север нашего государства.
Достопримечательности.
Занятость людей.
Юг нашего государства.
Достопримечательности.
Занятость людей.
Национальности народов России.
Традиции, национальная одежда.
Традиции и обычаи (1 час)
Праздник Новый год.
Традиции.
Страна, мир (2 часа)
Страны мира – Япония, Франция, Достопримечательности,
традиИталия, Германия.
ции.
Праздник Рождество.
Традиции, игры.
Село (9 часов)
Село, в котором мы живем.
Название, достопримечательности.
Социальные объекты в селе. Почта. Назначение, иллюстрации, виртуПрофессия - почтальон.
альная экскурсия.
Социальные объекты в селе. Вокзал. Назначение, иллюстрации, виртуПрофессия - работник кассы на вок- альная экскурсия.
зале.
Профессия – машинист поезда, ра- Виды деятельности.
ботники железной дороги.
Социальные объекты в селе. Больни- Назначение, иллюстрации, виртуца, поликлиника. Профессия – врач.
альная экскурсия.
Социальные объекты в селе. Банк. Назначение, иллюстрации, виртуПрофессия – работник банка.
альная экскурсия.
Социальные объекты в селе. Парик- Назначение, иллюстрации, виртумахерская. Профессия – парикмахер. альная экскурсия.
Социальные объекты в селе. Мага- Назначение, иллюстрации, виртузин. Профессия – кассир, работник в альная экскурсия.
торговом зале.
Социальные объекты в селе. Столо- Назначение, иллюстрации, виртувая. Профессии – повар, работник в альная экскурсия.
столовой.
Традиции и обычаи (1 час)
Праздник 23 февраля.
История праздника, традиции.
Село (2 часа)
Социальные объекты в селе. Жилые Назначение, иллюстрации, виртуздания. Профессия - строитель.
альная экскурсия.
Социальные объекты в селе. Библио- Назначение, иллюстрации, виртутека.
альная экскурсия.
Традиции и обычаи (1 час)
Праздник 8 марта.
История праздника, традиции.

Село (2 часа)
43.

44.

45.

Социальные объекты в селе. Дом Назначение, иллюстрации, виртукультуры. Концерт. Профессии – пе- альная экскурсия.
вец, музыкант.
Социальные объекты в селе. Поли- Виды деятельности.
ция. Профессия – полицейский.
Традиции и обычаи (1 час)
Праздник Масленица.
История праздника, традиции, игры.

Село (3 часа)
46.
47.

Улица, проезжая часть, тротуар, обо- Понятия, нахождение на иллючина, пешеходный переход.
страциях, правила безопасности.
Знаки дорожного движения.
Правила перехода улицы.

48.

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

61.
62.

63.
64.
65.
66
67
68

Знакомства с различными дорожны- Различие, называние, раскраски.
ми знаками для водителей и пешеходов.
Традиции и обычаи (1 час)
День космонавтики.
История праздника, традиции.
Транспорт (6 часов)
Наземный транспорт. Назначение.
Виды. Назначения.
Воздушный транспорт. Назначение.
Виды. Назначения.
Водный транспорт. Назначение.
Виды. Назначения.
Специальный транспорт. Назначе- Виды. Назначения.
ние.
Общественный транспорт. Назначе- Виды. Назначения.
ние.
Знакомство. Космический транспорт. Виды. Назначения.
Традиции и обычаи (2 часа)
Пасха.
История праздника, традиции.
9 мая.
История праздника, традиции.
Страна, мир (3 часа)
Наш помощник – телефон.
История возникновения. Назначение. Экстренные вызовы.
Достопримечательности
городов Совместная деятельность.
России.
Достопримечательности
городов Вопросы, задания, упражнения.
России.
Повторение (8 часов)
Викторина «В мире профессий».
Вопросы, задания, упражнения.
Повторение пройденного материала. Вопросы, задания, упражнения.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Повторение пройденного материала. Вопросы, задания, упражнения.
Продукты питания.
Повторение пройденного материала.
Страна, мир.
Повторение пройденного материала.
Традиции и обычаи.
Повторение пройденного материала.
Транспорт.
Повторение пройденного материала.
Село.
Повторение пройденного материала.
Предметы быта.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- натуральные объекты, муляжи, макеты;
- предметные сюжетные картинки,
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила
поведения в общественных местах;
- дидактические игры: «Одежда», «Лото профессий», «Пазлы профессий», «Транспорт»;
- интерактивная доска;
- презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила
поведения в общественных местах и т.д.;
- изображения (картинки, фото, пиктограммы) с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.;
- натуральные объекты, муляжи, макеты в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания,
вырезания, наклеивания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».