Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на
основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека в сочетании
с аутистическими расстройствами. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение
интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования
форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей
с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует
или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи программы:
- формирование потребности в общении,
- развитие сохранных речевых механизмов,
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов,
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения,
- формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач,
- формирование умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях,
- обучение глобальному чтению в доступных пределах.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более
сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее
программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых
психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных
компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них затруднено
или невозможно формирование устной и письменной речи, также характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним
речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне
отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с
аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
В основу разработки программы «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант) предполагает
учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка
практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка
проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных
ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения
норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в
уходе и присмотре.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств
коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,
смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей
развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетноролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация),
которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие
дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует
дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях,
направленных на развитие коммуникативных действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что
может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся. Органи-
зация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на
обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые,
коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного
развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной
культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективнораспределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством
организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за
период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение,
упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Освоение содержания осуществляется на доступном для ребёнка уровне. Используются следующие
методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен в предметной области «Язык и речевая практика».
Рабочая программа предмета рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю, 34 учебных недели).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с
учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В
связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с
физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение
в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов
и жизненного опыта.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта
ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и
коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для
выражения индивидуальных потребностей;
- Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с
изображением, либо другим доступным способом;
- Общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Личностные учебные действия:
- индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах
и правилах поведения в современном обществе.
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,
учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- читать, писать
- устанавливать видородовые отношения предметов.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других
носителях)
Базовые учебные действия.
Учащиеся должны уметь:
- контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными
средствами коммуникации (включая альтернативные):
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
- откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и
ближайших родственников.
- различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;
- подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных
ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводится на
основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика
развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
•
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
•
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
•
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, усвоения и
умения их применять.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,
«Чтение и письмо».
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет
эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника
звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая
её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием
мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов,
обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание
слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание
сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние
(употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного
имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление)
слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление)
слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление)
простых предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ
текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова.
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного
устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения.
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание
(различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Выявление представлений о празднике школы 1 сентября.
Здравствуй, к знаниям дорога! Здравствуй, праздник сентября!
Работа с сюжетными картинками
Миновало лето, осень наступила. Работа с предметными картинками (узнавание, называние).
Миновало лето, осень наступила. Работа с предметными картинками (узнавание, называние).
Беседы «Утро школьника». Работа с сюжетными картинками.
Беседы «Режим дня школьника». Работа с сюжетными картинками.
Узнавание и различение пройденных графем (букв). Обводка,
штриховка, печатание букв.
Узнавание и различение пройденных графем (букв). Обводка,
штриховка, печатание, написание букв.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Повторение понятий «слог», «слово».
Повторение понятий «слог», «слово».
Различение заданного звука в словах: выделение слова, начинающегося с заданного звука.
Понимание и составление простых по звуковому составу слов
(мама, папа, дядя и др.).
Запись простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и
др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.), их запись.
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.), их запись.
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.), их запись.
Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Овощи. Работа с предметными картинками (узнавание, называние, запись). Составление предложений по теме.
Дата проведения
План
Факт
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Фрукты. Работа с предметными картинками (узнавание, называние, запись). Составление предложений по теме.
Одежда. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Обувь. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Посуда. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Мебель. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Бытовые приборы. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Школьные принадлежности. Работа с предметными картинками
(узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Продукты. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Транспорт. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Птицы. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Составление предложений по теме.
Различение заданного звука, слога в словах: выделение слова,
начинающегося с заданного звука.
Различение заданного звука, слога в словах: выделение слова,
начинающегося с заданного звука.
Понятие предложение. Повторение за учителем предложений с
правильным интонированием с опорой на сюжетные картинки.
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением).
Задавание вопросов предложением.
Задавание вопросов предложением.
Называние своего имени и фамилии. Составление и запись своего имени, фамилии.
Составление рассказа о себе.
Имена родных и друзей. Составление и запись имен.
Имена одноклассников и учителей. Составление и запись имен.
Слушаем сказки. В. Сутеев «Под грибом». Работа над содержанием произведения.
С. Михалков «Овощи». Работа над содержанием стихотворения.
Понятие предложение. Повторение за учителем предложений с
правильным интонированием с опорой на сюжетные картинки.
Запись предложений.
Звук и буква «Ш», «ш». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «ш». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Слоги открытые: ша, шо, шу. Слоги закрытые: аш, уш, ош. Чтение и запись.
Составление предложений из данных слов с опорой на сюжетные картинки, их запись.
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
Осень поздняя несет первый снег и первый лед. Беседа по предметным картинкам.
«Гуси – лебеди». Ответы на вопросы по содержанию. Предложение. Выделение заданного предложения из текста.
Звук и буква «Л», «л». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «л». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Беседа на тему «В лесу». Слова, начинающиеся со звука «л».
Чтение буквы. Копирование с образца буквы.
Узнавание и различение образов пройденных графем (букв).
Предложение. Большая буква. Точка.
«Зимовье зверей». (Русская народная сказка). Предложение.
Большая буква. Точка.
Пословицы и поговорки. Правила написания предложений.
Большая буква. Точка.
Загадки. Правила написания предложений. Большая буква.
Точка.
Чтение коротких предложений. Предложения – вопросы и предложения – ответы.
Чтение коротких предложений. Предложения – вопросы и предложения – ответы.
Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.).
Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.).
Слушаем сказки. «Три медведя». Работа по содержанию сказки.
Пересказ.
Игровые песни. Небылицы. Составление рассказа с опорой на
свой опыт.
Игровые песни. Небылицы. Составление рассказа с опорой на
свой опыт.
Потешки. Интонационное оформление предложения. Составление предложений по вопросам учителя.
«В ледяной карете мчится зимушка-зима!» Работа с предметными картинками (узнавание, называние).
«Лиса и козёл». Ответы на вопросы по содержанию, прослушанного и прочитанного. Предложения по цели высказывания.
С. Михалков «Снег кружится, снег ложится...» Работа над содержанием стихотворения.
«У страха глаза велики». Выделение заданных предложений из
текста.
Звук и буква «Н», «н». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «н». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.
Текст. Основные признаки текста. Слушание и чтение коротких
текстов.
Слушание и чтение коротких текстов.
«Жихарка». Деление текста на предложения.
«Заюшкина избушка». Деление текста на предложения.
«Петушок и бобовое зёрнышко». Выразительное чтение. Деление текста на предложения.
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
Узнавание и различение пройденных графем (букв). Обводка,
штриховка, печатание букв.
«Лисичка со скалочкой». Ответы на вопросы по содержанию
прослушанного, прочитанного.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
«Вершки и корешки». Работа с текстом по сюжетным картинка.
А. Барто. «Дело было в январе...» Работа над содержанием стихотворения.
«Осень поздняя несет первый снег и первый лед». Беседа по
предметным картинкам. Слова, отвечающие на вопросы кто?
что?
«Пришла зима веселая с коньками и салазками». Беседа по сюжетным картинкам о зимних забавах детей.
Беседа на тему «В лесу». Слушание звуков природы. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Звук и буква «Р», «р». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «р». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Узнавание и различение образов пройденных графем (букв).
Составление слогов и слов из разрезной кассы.
Дикие животные. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Домашние животные. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Изменение слов, обозначающих предметы по родам.
Изменение слов, обозначающих предметы по родам.
«Курочка, мышка и тетерев». Одушевлённые и неодушевлённые
слова, обозначающие предметы.
«Храбрый баран». Одушевлённые и неодушевлённые слова,
обозначающие предметы.
Слушаем сказки. «Заюшкина избушка». Работа по содержанию
сказки.
«Как лиса училась летать». Изменение слов, обозначающих
предметы по числам.
Изменение слов, обозначающих предметы по числам.
Изменение слов, обозначающих предметы по числам.
Звук и буква «ы». Выделение звука, знакомство с буквой. Обводка, штриховка, печатание буквы.
«Полкан и медведь». Слушание рассказа, работа по содержанию. Заглавная буква в словах обозначающих имена, клички.
Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей.
Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей.
Большая буква в кличках животных.
Большая буква в кличках животных.
Большая буква в географических названиях.
Большая буква в географических названиях.
Практические упражнения в написании слов с большой буквой
в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных.
Практические упражнения в написании слов с большой буквой
в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных.
Составление рассказа о себе с использованием графического
изображения.
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
Звук и буква «К», «к». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «к». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
«Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною». Работа с
предметными картинками.
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.).
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.).
Слова, обозначающие признак предмета. «Пузырь, соломинка и
лапоть». Ответы на вопросы по содержанию
Ф. Тютчев «Зима недаром злится, прошла ее пора...» Работа над
содержанием стихотворения.
Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и
называние (употребление).
Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и
называние (употребление).
И. Токмакова «К нам весна шагает быстрыми шагами». Заучивание стихотворения.
Слова, обозначающие признак предмета, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Слова, обозначающие признак предмета, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Слова, начинающиеся со звука «п». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Составление слогов и слов из разрезной кассы.
Узнавание и различение образов пройденных графем (букв).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Пересказ по
картинкам.
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Различение предметов по их признакам.
В Осеева «Сыновья». Слушание, чтение, пересказ по опорным
картинкам.
В Осеева «Печенье». Слушание, чтение, пересказ по опорным
картинкам.
«Три медведя». Работа по содержанию сказки. Пересказ.
Птицы и животные. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Признак предмета.
Одежда и обувь. Работа с предметными картинками (узнавание,
называние). Признак предмета.
Продукты. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Признак предмета.
Звук и буква «Т», «т». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «т». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Слова, обозначающие действия предмета. Названия действий.
Различение их по вопросам что делает? что делают?
Различение названия действий по вопросам что делает? что делают? Нахождение в предложении названия действий.
Составление и написание слов: «муха», «шар», «сыр», «ухо»,
«усы», «сом», «кот». Подбор слов, обозначающих действие
предмета.
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?
Узнавание и различение образов графем (букв). Обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.
Я рисую лето, а какого цвета? Работа с предметными картинками (узнавание, называние).
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным предложением.
Звук и буква «К», «к». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «к». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
«Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною». Работа с
предметными картинками.
Работа с предметными картинками. Выборочное письмо слов,
обозначающих предмет, признак, действие.
Работа с предметными картинками. Выборочное письмо слов,
обозначающих предмет, признак, действие.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится, прошла ее пора...» Работа над
содержанием стихотворения.
Заучивание короткого стихотворения (потешка).
Заучивание короткого стихотворения (считалка).
Заучивание стихотворения (загадка).
Птицы. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Насекомые. Работа с предметными картинками (узнавание,
называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет,
признак, действие.
Дикие животные. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Домашние животные. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих
предмет, признак, действие.
Транспорт. Работа с предметными картинками (узнавание,
называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет,
признак, действие.
Посуда. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
Мебель. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Обувь. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Одежда. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Бытовые приборы. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Продукты. Работа с предметными картинками (узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Школьные принадлежности. Работа с предметными картинками
(узнавание, называние). Выборочное письмо слов, обозначающих предмет, признак, действие.
Звук и буква «Т», «т». Выделение звука, знакомство с буквой.
Обводка, штриховка, печатание буквы.
Слова, начинающиеся со звука «т». Чтение буквы. Копирование
с образца буквы.
Обводка, штриховка, письмо слогов, слов с изученными буквами.
Обводка, штриховка, письмо слогов, слов с изученными буквами.
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
«Как трое котят к бабушке в гости ходили». Слова, обозначающие число, количество предметов.
«Старик и волк». Слова, обозначающие число, количество предметов.
Составление рассказа о прошедших событиях.
Составление рассказа о прошедших событиях.
Составление рассказа о планируемых событиях.
Составление рассказа о планируемых событиях.
Слушание и чтение рассказов. Работа над содержанием текста.
«Пастушья дудочка»
В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?
Мир насекомых, животных и птиц. Чтение произведений о мире
животных. Забота о животных. Безопасное поведение с животными.
Мир насекомых, животных и птиц. Чтение произведений о мире
животных. Забота о животных. Безопасное поведение с животными.
Мир растений. Чтение сказок о растениях.
Мир растений. Чтение сказок о растениях.
Выражение своих желаний жестом, звуком, словом.
Выражение своих желаний жестом, звуком, словом.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
202
203
204
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Дай мне ответ – да или нет.
Повторение изученного за год.
Материально-техническое обеспечение
1. Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
2. Дидактические игры
3. Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
4. Карандаши, ручки.
5. Прописи. Раскраски. Тетради.
6. Обучающие компьютерные программы, аудио и видеоматериалы.