Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным
программам МАОУ «Бершетская средняя школа»
1. Общие положения
1.1. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам
(далее – Положение) МАОУ «Бершетская средняя школа» (далее – ОО) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и другим федеральным и региональным законодательством в сфере
образования, в том числе федеральными образовательными программами, а также в
соответствии с основными образовательными программами начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО, СОО).
1.2. Настоящее Положение определяет порядок проведения стартовой диагностики,
формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся школы по основным образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, а также порядок ликвидации
академической задолженности.
1.3. Стартовая диагностика, текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу,
дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных
учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части
образовательной программы.
1.4. Положение является частью регулирования процедур внутренней
оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО, СОО, которая
состоит из стартовой диагностики, текущей оценки, промежуточной аттестации,
портфолио, психолого-педагогического
наблюдения, внутреннего мониторинга
образовательных достижений обучающихся.
1.5. Для обучающихся с ОВЗ в школе создаются специальные условия проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом здоровья
обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. Описание организации
и содержания специальных условий указываются в подразделе с системой оценки
достижения планируемых результатов освоения программы целевого раздела ООП. При
выборе форм оценивания учитывается мнение родителей (законных представителей)
обучающихся, пожелания обучающихся, состояние их здоровья и рекомендации ПМПК.
2. Стартовая диагностика
2.1. Стартовая диагностика проводится с целью оценки готовности обучающихся к
обучению на новом уровне общего образования и выступает как основа (точка отсчета) для
оценки динамики образовательных достижений обучающихся.

2.2. Стартовая диагностика в начале 1-го класса позволяет определить у обучающихся
сформированность предпосылок к учебной деятельности, готовность к овладению чтением,
грамотой и счетом.
2.3. Стартовая диагностика в начале 5-го и 10-го классов позволяет определить у
обучающихся структуру мотивации, сформированность учебной деятельности, владение
универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными
средствами, в том числе средствами работы с информацией, знаково-символическими
средствами, логическими операциями.
2.4. Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с
целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (модулей).
2.5. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
2.6. Мероприятия стартовой диагностики включаются в единый график оценочных
процедур школы.
3. Текущий контроль успеваемости обучающихся
3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка
образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой
и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в
целях достижения планируемых результатов освоения
ООП, предусмотренных
федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными
образовательными программами соответствующего уровня общего образования.
3.2. Цели текущего контроля успеваемости:
– определение степени освоения обучающимися ООП соответствующего уровня
общего образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) учебного плана во всех классах (группах);
– коррекция рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в
зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала;
– предупреждение неуспеваемости.
3.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы, за
исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования, либо обучающихся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также обучающихся
заочной формы обучения.
3.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) потемно
в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) с учетом:
- индивидуальных особенностей, обучающихся класса;
- содержанием основной образовательной программы;
- используемых образовательных технологий
в формах:
 письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе,
контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы);
 устного ответа (опрос, защита проекта, реферата, творческой работы, работы на
семинаре, практикуме);
 диагностики
образовательных
достижений,
обучающихся
(стартовой,
промежуточной, итоговой);

 иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным
планом).
3.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса (включая классы для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
осуществляется без балльного оценивания и домашних заданий.
3.6. Текущий контроль успеваемости осуществляется без балльного оценивания в
следующих классах:
 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 1 (I полугодие);
 Классы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 2;
 1-4 классы по предмету «Физическая культура» (подвижные игры);
 4 класс по предмету «ОРКСЭ».
Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных
достижений, обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года
к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений
обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных
достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником.
3.7. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах
осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ, результат
прохождения которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала
перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета
разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных
характеристик письменной работы.
3.8. Текущий контроль успеваемости обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) включает в себя полугодовое
оценивание результатов освоения АООП.
3.9. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости
обучающихся фиксируются педагогическим работником в журнале успеваемости и дневнике
обучающегося в сроки и порядке, предусмотренные локальным нормативным актом школы.
За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости
выставляются две отметки.
3.10. Текущий контроль успеваемости по итогам четверти осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной
программы, самостоятельно в форме письменной работы (тест, диктант, изложение,
сочинение, комплексная или итоговая контрольная работа).
3.11. Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости,
обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими
неудовлетворительную оценку за четвертную письменную работу, и проведение текущего
контроля успеваемости по итогам четверти для отсутствовавших ранее обучающихся.
3.12. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям
обучающихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости:
 в первый учебный день после каникул, для всех обучающихся школы;
 в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не
посещавших занятия по уважительной причине.
Не допускается проведение более:
 одной контрольной (проверочной) работы в день в начальной школе;
 двух контрольных (проверочных) работ в день в средней и старшей школе.
3.13. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на

дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам
текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому.
3.14. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости
подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в
порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.
3.15. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся
ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой курса внеурочной
деятельности, основной образовательной программой соответствующего уровня общего
образования. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся
осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом
школы.
3.16. Отметки за четверть (полугодие) по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным
планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля успеваемости и
выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами по
следующей шкале:
- оценка «5» выставляется, если средний балл составляет от 4,60 до 5;
- оценка «4» выставляется, если средний балл составляет от 3,60 до 4,59;
- оценка «3» выставляется, если средний балл составляет от 2,60 до 3,59;
- оценка «2» выставляется, если средний балл ниже 2,60.
4. Промежуточная аттестация обучающихся
4.1. Промежуточная аттестация – это подтверждение освоения отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
4.2. Промежуточную аттестацию в ОО в обязательном порядке проходят
обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования во всех формах обучения, включая обучающихся,
осваивающих образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам;
обучающиеся, осваивающие программу в форме семейного образования (экстерны) и в
форме самообразования (экстерны).
4.3. Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) представляет собой оценку результатов
освоения АООП и развития жизненных компетенций ребенка.
4.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных
учебным планом, в сроки, утвержденные календарным учебным графиком, и в порядке,
установленном п. 4.5 настоящего Положения.
4.5. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся:
4.5.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки,
установленные календарным учебным графиком
4.5.2. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного
плана соответствующего уровня образования обучающимся могут быть зачтены результаты
ВПР.
4.5.3. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного
плана соответствующего уровня образования обучающимся могут быть зачтены внеучебные
образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений
или портфолио.
4.5.4. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Для

проведения промежуточной аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) создается экспертная группа, состоящая
из специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. В данную
группу могут быть включены члены семьи обучающегося.
4.5.5. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительной
причине, подтвержденной документально, проходят промежуточную аттестацию в
дополнительные сроки, определяемые приказом руководителя ОО в течение одной недели с
момента непрохождения обучающимся промежуточной аттестации.
4.6. Во исполнение пункта 4.5.5 настоящего Положения уважительными причинами
признаются:
 болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей справкой медицинской
организации;
 трагические обстоятельства семейного характера;
 участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
на всероссийском и международном уровне, региональных, федеральных мероприятиях,
волонтерской деятельности;
 обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским
кодексом.
4.7. Расписание промежуточной аттестации составляется заместителем директора по
учебно-воспитательной работе не позднее чем за две недели до проведения промежуточной
аттестации, в соответствии со сроками, утвержденными календарным учебным графиком.
4.8. Расписание промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится до обучающихся и их
родителей (законных представителей) посредством размещения на информационном стенде
в вестибюле ОО, учебном кабинете, на официальном сайте ОО не позднее чем за две недели
до проведения промежуточной аттестации.
4.9. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим
Положением (раздел 6).
4.10. Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в
других ОО в качестве результатов промежуточной аттестации определяется
соответствующим локальным нормативным актом ОО.
4.11. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной
системе оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в
баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в
отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня
сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной работы.
4.12. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям
обучающихся при промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, не
допускается проведение болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей справкой
медицинской организации;
 одной письменной работы в день на уровне начального общего образования;
 двух письменных работ в день на уровнях основного и среднего общего
образования.
5. Результаты промежуточной аттестации обучающихся
5.1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся вносятся в журнал
отдельной колонкой после четвертных отметок на уровне начального общего, основного
общего образования, после полугодовых отметок – на уровне среднего общего образования.
Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных (полугодовых)
отметок и отметки за промежуточную аттестацию по правилам математического округления.

5.2. Сведения о результатах промежуточной аттестации доводятся до обучающихся и
их родителей (законных представителей) в течение двух дней с момента проведения
промежуточной аттестации посредством электронного журнала и электронного дневника
обучающегося.
5.3. Обучающиеся переводятся в следующий класс на основании положительных
результатов промежуточной аттестации и итоговых отметок.
5.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
5.5. Успешное прохождение промежуточной аттестации обучающимися 9-х и 11-х
классов является допуском к государственной итоговой аттестации. Решения по данным
вопросам принимаются педагогическим советом школы.
5.6. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно.
6. Ликвидация академической задолженности обучающимися
6.1. Права, обязанности участников образовательных отношений по ликвидации
академической задолженности:
6.1.1. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) предыдущего учебного года в сроки,
установленные приказом руководителя ОО.
6.1.2. Обучающиеся имеют право:
 пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в пределах одного года с момента
образования академической задолженности, не включая время болезни обучающегося (ч. 5
ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»);
 получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);
 получать информацию о работе комиссии по сдаче академических задолженностей;
 получать помощь педагога-психолога и других специалистов ОО.
6.1.3. ОО при организации ликвидации академической задолженности обучающимися
обязана:
 создать условия обучающимся для ликвидации академических задолженностей;
 обеспечить
контроль за своевременностью ликвидации академических
задолженностей;
 создать комиссию для проведения сдачи академических задолженностей
(промежуточной аттестации обучающихся во второй раз).
6.1.4. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
 создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности;
 обеспечить
контроль за своевременностью ликвидации обучающимся
академической задолженности;
 нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности
в сроки, установленные для пересдачи.
6.1.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в ОО создается
соответствующая комиссия:
 комиссия формируется по предметному принципу;
 Количественный и персональный состав предметной комиссии определяется
приказом руководителем ОО. В комиссию входит не менее трех человек.

6.1.6. Решение комиссии оформляется протоколом промежуточной аттестации
обучающихся по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
6.1.7. Обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность по
образовательным программам соответствующего уровня общего образования в течение года
с момента ее появления, по усмотрению их родителей (законных представителей) и на
основании их заявления могут быть:
 оставлены на повторное обучение;
 переведены на обучение по АООП в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК);
 переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в пределах
осваиваемой образовательной программы) в порядке, установленном положением об
индивидуальном учебном плане ОО.
7. Промежуточная аттестация экстернов
7.1. Обучающиеся, осваивающие ООП соответствующего уровня общего образования
в форме самообразования, семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном
промежуточную аттестацию в ОО.
7.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе
выбрать школу для прохождения аттестации на один учебный год, на весь период получения
общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации.
7.3. Экстерны при прохождении промежуточной и государственной итоговой
аттестации пользуются академическими правами обучающихся.
7.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а
также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с
экстернами устанавливаются локальными нормативными актами школы.
7.5. Школа утверждает график прохождения промежуточной аттестации экстерном,
который предварительно согласует с экстерном или его родителями (законными
представителями). Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более чем одному
учебному предмету (курсу) в день.
7.6. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником,
реализующим соответствующую часть образовательной программы, в формах,
определенных учебным планом, и в сроки, утвержденные календарным учебным графиком.
7.7. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по
вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с
графиком, утвержденным приказом о зачислении экстерна.
7.8. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном
локальным нормативным актом школы.
7.9. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими
работниками в протоколах, которые хранятся в личном деле экстерна.
7.10. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну
выдается справка с результатами прохождения промежуточной аттестации по
образовательной программе соответствующего уровня общего образования по форме
согласно приложению, к настоящему Положению.
7.11. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.

7.12. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного
образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность,
продолжают получать образование в школе в соответствии с законодательством РФ и
локальными нормативными актами школы.
7.13. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в
течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.
7.14. Срок подачи заявления на зачисление в школу для прохождения
государственной итоговой аттестации составляет:
 по образовательным программам основного общего образования – не менее чем за
две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1
марта;
 по образовательным программам среднего общего образования – не менее чем за
две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.
7.15. Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования при условии получения на
промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие
результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования при условии получения на промежуточной
аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за
итоговое сочинение (изложение).
8. Особенности текущего контроля и промежуточной аттестации при организации
образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
8.1. При организации образовательного процесса с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий взаимодействие между педагогом и
обучающимся может происходить в oнлайн и (или) офлайн режиме.
8.2. В рамках текущего контроля педагогические работники вправе:
 проводить онлайн-опросы на информационной платформе «Учи.ру», в Skype и
др.;
 проводить тестирование, контрольные работы;
 давать обучающимся задания в виде реферата, проекта, исследования с
последующим выставлением отметки в журнал.
9. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
9.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение
может исходить от органов коллегиального управления, представительных органов
работников, советов обучающихся, родителей, администрации ОО.
9.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому
общественному обсуждению на заседаниях коллегиальных органов управления ОО и
указанных в пункте 8.1 представительных органов, органов самоуправления.
9.3. Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения органами,
указанными в пункте 8.1, и утверждаются приказом руководителя ОО.
9.4. Внесенные изменения вступают в силу с учебного года, следующего за годом
принятия решения о внесении изменений.

Приложение
к Положению о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
обучающихся
Форма справки
с результатами прохождения промежуточной аттестации по образовательной
программе соответствующего уровня общего образования
Дана __________________________________________________, дата рождения,
обучающейся ______ класса, получающей семейное образование.
В период с _______________ по _______________пройдена промежуточная
аттестация за _______________ учебный год:
п/п
1
2
3

Учебный предмет, курс,
дисциплина (модуль)
Русский язык

Форма промежуточной
аттестации
Контрольная работа

Отметка
4 (хорошо)

Академическая задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) отсутствует.
Директор школы
М.П.

_______________ /_______________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».