1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Методических рекомендаций. География 6-9 классы. Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2020 год.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
4. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и
Программы воспитания школы.
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и
общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение
географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни
для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «География» входит в обязательную часть программы и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который
выдвигает на первый план обеспечение:
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с
различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
2
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций;
- закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний
и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной
деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширения характеристик предмета познания,
преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения географического материала у обучающихся развиваются и корригируются
наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Человек и общество» и является
обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «География» рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по географии составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов:
личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «География» включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
На уроках географии будут формироваться личностные результаты, отражающие
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
- формирование навыков работы с учебными пособиями (карта, глобус, компас, рабочая тетрадь,
словарь, учебник);
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
3
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни;
- воспитание навыков безопасного поведения в природе.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "География".
Минимальный уровень:
- представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
- владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков
карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба;
умение описывать географический объект по карте;
- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
- использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
- применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для
получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего
родного края.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний
контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать
окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в
жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
4
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по географии
Критерии оценки устного ответа:
Оценка «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и обучающийся, может им оперировать;
Оценка «4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа;
Оценка «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Оценка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы
теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно.
Оценка «4». Работа выполняется обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются
отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий
или стран и т. д.). Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание обучающихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка «3». Работа выполняется и оформляется обучающимися при помощи учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение
работы затрачивается много времени. Обучающиеся показывают знания теоретического материала,
но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами.
Содержание учебного предмета "География"
Начальный курс физической географии. 6 класс
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения
о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и
их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы.
Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб
карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий.
Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и
моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
География России. 7 класс
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте
мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа.
Острова и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в
разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России.
5
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и
пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
География материков и океанов. 8 класс
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный
Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое
положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства.
Государства Евразии. 9 класс
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная
Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые
и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов.
Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи,
традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Тема урока
Что изучает география.
Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды.
Явления природы.
Обобщающий урок по теме «Введение».
Горизонт, линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование по местным признакам природы.
Обобщающий урок по теме «Ориентирование на местности».
Равнины, холмы.
Овраги, их образование.
Горы.
Землетрясение.
Извержение вулканов.
Обобщающий урок по теме «Формы поверхности Земли».
Вода в природе.
Родник, его образование.
Колодец, водопровод.
Части реки. Равнинные и горные реки.
Как люди используют реки.
Озёра. Водохранилища. Пруды.
Болота, их осушение.
Океаны и моря.
Острова и полуострова.
Водоёмы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Обобщающий урок по теме «Вода на Земле».
Рисунок и план предмета.
План и масштаб.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
6
Дата проведения
план
факт
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты.
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Обобщающий урок по теме «План и карта».
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус – модель земного шара.
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий.
Первые кругосветные путешествия.
Значение солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.
Понятие о климате. Его отличие от погоды.
Основные типы климата.
Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Обобщающий урок по теме «Земной шар».
Географическое положение России на карте.
Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Реки: Волга с Окой и Камой.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки: Лена и Амур.
Озёра России.
Наш край на карте России.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Дата проведения
план
факт
Тема урока
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей
России.
Обобщающий урок по теме «Особенности природы и хозяйства России».
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Обобщающий урок по теме «Зона арктических пустынь».
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат, водоёмы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города тундры: Мурманск, Архангельск.
Города тундры: Нарьян – Мар, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры.
Обобщающий урок по теме «Зона тундры».
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озёра, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо – Западной России.
Города: Новгород, Санкт-Петербург, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по теме «Лесная зона».
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Курск, Воронеж, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Обобщающий урок по теме «Зона степей».
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
8
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.
Обобщающий урок по теме «Зона полупустынь и пустынь».
Положение на карте.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города–
курорты.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Горы Восточной Сибири.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Дата проведения
план
факт
Тема урока
Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан. Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Обобщающий урок по теме «Мировой океан».
Африка. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра.
Растительность тропических лесов.
Животные тропических лесов.
Растительность саванн.
Животные саванн.
Растительность и животные пустынь.
Население и государства.
Египет. Эфиопия.
Танзания. Демократическая республика Конго.
Нигерия. Южно – Африканская республика (ЮАР).
Обобщающий урок по теме «Африка».
Австралия. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский союз. Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок по теме «Австралия».
Антарктида. Географическое положение.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир. Охрана природы.
Современные исследования Антарктиды.
Обобщающий урок по теме «Антарктида».
Открытие Америки.
Северная Америка. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озёра.
9
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединённые Штаты Америки (США).
Канада.
Мексика. Куба.
Обобщающий урок по теме «Северная Америка».
Южная Америка. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озёра.
Растительность тропических лесов.
Животные тропического леса.
Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животные саванн, степей, полупустынь, гор.
Население и государства.
Бразилия.
Аргентина.
Перу.
Обобщающий урок по теме «Южная Америка».
Евразия. Географическое положение.
Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озёра Европы.
Реки и озёра Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Евразии.
Обобщающий урок по теме «Евразия».
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Тема урока
№
п/п
1 Политическая карта Евразии.
2 Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии): географическое положение, природа, экономика.
3 Великобритания: население, культура, обычаи и традиции.
4 Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика.
5 Франция: население, культура, обычаи и традиции.
6 Германия (Федеративная Республика Германия).
7 Австрия (Австрийская Республика).
8 Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
9 Обобщающий урок по теме «Западная Европа».
10 Испания (Королевство Испания).
11 Португалия (Португальская Республика).
12 Италия (Итальянская Республика): географическое положение, приро10
Дата проведения
план
факт
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
да, экономика.
Италия: население, культура, обычаи и традиции.
Греция (Греческая Республика).
Обобщающий урок по теме «Южная Европа».
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Обобщающий урок по теме «Северная Европа».
Польша (Республика Польша).
Чехия (Чешская Республика).
Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия.
Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария).
Сербия (Республика Сербия). Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Белоруссия).
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Обобщающий урок по теме «Восточная Европа».
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан).
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Обобщающий урок по теме «Центральная Азия».
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Обобщающий урок по теме «Юго-Западная Азия».
Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика.
Индия: население, культура, обычаи и традиции.
Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение,
природа, экономика.
Китай: население, культура, обычаи и традиции.
Монголия.
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).
Республика Корея.
Япония: географическое положение, природа, экономика.
Япония: население, культура, обычаи и традиции.
Обобщающий урок по теме «Восточная Азия».
Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия).
Обобщающий урок по темам «Южная Азия» и «Юго-Восточная Азия».
11
62
63
64
65
66
67
68
Контрольная работа по теме «Евразия»
Границы России.
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица и крупные города России.
Обобщающий урок по теме «Россия».
Обобщающий урок.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (с приложением). М., Просвещение, 2021 год.
2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (с приложением). М., Просвещение, 2021 год.
3. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (с приложением). М., Просвещение, 2023 год.
4. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (с приложением). М., Просвещение, 2024 год.
5. Т.М. Лифанова. География 6 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.,
Просвещение, 2021 год.
6. Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.,
Просвещение, 2018 г.
7. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение,
2018 г.
8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение,
2021 г.
9. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал: глобус Земли, модель «Планетная система», модель «Круговорот воды в природе», физическая карта, карта полушарий, компас.
12