Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Труд (технология)» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе
требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с
различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по
изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета «Труд
(технология)», однако в наибольшей мере предмет способствует формированию следующих учебных
действий:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
– направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
– умение выполнять инструкции педагога;
– использование по назначению учебных материалов;
– умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала
до конца, с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на
групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных
коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий
по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий
изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие
интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к
результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У
обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование
операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять
задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми
материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или
самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок,
схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта;
контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с
своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой
деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного
времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и
производить его в установленные сроки.
Воспитательный потенциал предмета «Труд (технология)» реализуется через:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений, событий через обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный
момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования
у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей
через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение на уроке интерактивных
форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и
учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Труд (технология)» включен в учебный план, предметная область
«Технология».
Согласно учебному плану на изучение предмета выделяется 68 часов в год (2 часа в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих
целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: к труду как
основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
На уроках труда (технологии) формируются следующие личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)".
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение
умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки
для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами
трудовой деятельности, например, керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство,
деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды
работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать
необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями,
изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать
результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных
технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи
близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое
жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
- действия по подражанию взрослому;
- действия совместно со взрослым;
- действия по образцу;
- практические действия с различными материалами и предметами;
- выполнение заданий по словесной инструкции;
- слушание учителя;
- просмотр видеоматериалов;
- выполнение упражнений;
- наблюдение;
- работа раздаточным материалом;
- проектная деятельность;
- оценивание своих учебных достижений.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся АООП 2
вариант, на основе которой разрабатывается СИПР, отражающую взаимодействие следующих
компонентов:
– что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
– что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
– насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Входящий (начало года) контроль обучающихся включает в себя оценивание результатов
начального уровня освоения АООП 2 вариант или СИПР и развития жизненных компетенций
ребёнка.
Промежуточный (середина года) контроль представляет собой оценку результатов освоения АООП
2 вариант или СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка к середине учебного года.
Итоговый (конец года) контроль освоения отраженных в АООП 2 вариант или СИПР результатов и
развития жизненных компетенций обучающегося на конец года.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение
результатов освоения СИПР последнего года обучения и отражать динамику развития жизненной
компетенции обучающихся.
При оценке результативности обучения учитываются следующие факторы и проявления:
– особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
– выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического
развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др.;
– в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться
помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
– при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности
ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей
осуществляются в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам
практических действий:
– «выполняет действие самостоятельно»;
– «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
– «выполняет действие по образцу»;
– «выполняет действие с частичной физической помощью»;
– «выполняет действие со значительной физической помощью»;
– «действие не выполняет»;
– «узнает объект»;
– «не всегда узнает объект»;
– «не узнает объект».
Содержание учебного предмета
Вводное занятие
Правила поведения в кабинете. Организация рабочего места
Работа с нитками
Виды ниток, назначение. Рабочий инструмент – ножницы. Тренировочные упражнения по
разрезанию бумаги по намеченным линиям. Тренировочные упражнения по наматыванию ниток на
шаблон. Тренировочные упражнения по завязыванию ниток. Упражнения в плетении косички.
Плетение косичек из толстых ниток. Определение длинны косички методом прикладывания.
Приклеивание косички на шаблон (с помощью учителя). Правила безопасной работы с клеем.
Работа с тканью
Сведения о ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Определение лицевой и изнаночной
стороны ткани. Правила безопасной работы с ножницами. Резание ткани ножницами по намеченной
линии. Изготовление бахромы по краям ткани (салфетка). Изготовление бахромы по краям ткани.
Окончательная отделка изделия.
Аппликация из ниток и ткани
Разметка ткани (с помощью учителя). Правила т/б с ножницами. Вырезание из ткани
геометрических и других фигур (с помощью учителя). Приклеивание деталей аппликации. Т/б с
клеем.
Работа иглой
Правила отмеривания ниток. Упражнения в отмеривании и отрезании ниток (с помощью учителя).
Упражнения по вдеванию нитки в иголку (с помощью учителя). Упражнения в завязывании узелка на
конце нитки (с помощью учителя). Шитьё по проколам на картоне швом «игла вверх-вниз» Шитьё по
проколам с последующим раскрашиванием. Шитьё по проколам изученных букв, имен. Вышивание
швом «вперед иголка» простейших узоров по намеченной линии (геометрических фигур).
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
п/п
1 Вводное занятие
Правила поведения в кабинете. Организация рабочего места.
Работа с нитками (8 часов)
2 Виды ниток, назначение.
3 Оформление в альбоме «Виды ниток»
4 Рабочий инструмент - ножницы
5 Правила безопасности при работе с ножницами
6 Тренировочные упражнения по разрезанию бумаги по намеченным
линиям
7 Тренировочные упражнения по разрезанию бумаги по намеченным
линиям
8 Тренировочные упражнения по наматыванию ниток на шаблон
9 Тренировочные упражнения по завязыванию ниток
Панно из косичек ( «Улитка») (7 часов)
10 Анализ образца
11 Плетение косичек из толстых ниток (с помощью учителя)
12 Плетение косичек из толстых ниток (с помощью учителя)
13 Определение длинны косички методом прикладывания.
14 Правила безопасной работы с клеем.
15 Приклеивание косички на шаблон (с помощью учителя)
16 Оформление изделия
Работа с тканью (11 часов)
17 Сведения о ткани
18 Лицевая и изнаночная сторона ткани
19 Определение лицевой и изнаночной стороны ткани
20 Правила безопасной работы с ножницами.
21 Резание ткани ножницами по намеченной линии
22 Резание ткани ножницами по намеченной линии
23 Изготовление бахромы по краям ткани (салфетка)
24 Изготовление бахромы по краям ткани.
25 Изготовление бахромы по краям ткани.
26 Окончательная отделка изделия.
27 Окончательная отделка изделия.
Аппликация из ниток и ткани (10 часов)
28 Разметка ткани (с помощью учителя)
29 Правила т/б с ножницами
30 Вырезание из ткани геометрических и других фигур (с помощью
учителя)
31 Вырезание из ткани геометрических и других фигур.
32 Предварительная раскладка деталей аппликации на основе
33 Приклеивание деталей аппликации. Т/б с клеем.
34 Приклеивание деталей аппликации (с помощью учителя)
35 Приклеивание деталей аппликации.
36 Окончательное оформление работы
37 Окончательное оформление работы
Работа иглой (31 час)
Дата проведения
Факт
План
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Правила отмеривания ниток
Упражнения в отмеривании и отрезании ниток (с помощью учителя)
Упражнения по вдеванию нитки в иголку (с помощью учителя)
Упражнения по вдеванию нитки в иголку
Упражнения в завязывании узелка на конце нитки (с помощью
учителя)
Упражнения в завязывании узелка на конце нитки
Шитьё по проколам на картоне швом «игла вверх-вниз» косые
палочки, заборчик (с помощью учителя)
Шитьё по проколам на картоне швом «игла вверх-вниз» косые
палочки, заборчик
Шитьё по проколам на картоне «игла вверх-вниз»: уголки, башни,
заборчик.
Шитьё по проколам на картоне «игла вверх-вниз»: уголки, башни,
заборчик.
Шитьё по проколам с последующим раскрашиванием: лодочка,
цветок (с помощью учителя)
Шитьё по проколам с последующим раскрашиванием: лодочка,
цветок
Шитьё по проколам с последующим раскрашиванием: лодочка,
цветок
Шитьё по проколам изученных букв (с помощью учителя)
Шитьё по проколам изученных букв (с помощью учителя)
Шитьё по проколам изученных имен
Шитьё по проколам изученных имен
Вышивание швом «вперед иголка» простейших узоров по
намеченной линии (геометрических фигур) (с помощью учителя)
Вышивание швом «вперед иголка» простейших узоров по
намеченной линии (геометрических фигур)
Вышивание швом «вперед иголка» простейших узоров по
намеченной линии (геометрических фигур)
Вышивание швом «вперед иголка» простейших узоров по
намеченной линии (геометрических фигур)
Вышивание швом «вперед иголка» простейших узоров по
намеченной линии (геометрических фигур)
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками
Выполнение бахромы по краю детали. Оформление салфетки
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками
Выполнение простейшей вышивки отделочными ручными стежками
Итоговое занятие
Материально-техническое обеспечение
- дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по
разделам и темам профильного труда, рабочие тетради;
- фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с
использованием инструментов и оборудования;
- технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие
труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации;
- расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), линейки, бумага
разных размеров, плотности, формата, фактуры;
- ножницы, нитки, иголки, ткань.