Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
В результате изучения курса информатики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для
жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приемами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение
информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
их индивидуальных возможностей.
Целью изучения информатики в основной школе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является: расширение кругозора и приобретение навыков работы
на компьютере.
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
• показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
• организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами
с помощью составленных для них алгоритмов;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные
знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных
связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
• создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
• расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и
методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
• организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению
обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной
жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как
на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование предметных
и личностных результатов. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам
в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений
организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы сделан акцент на формировании информационной культуры и компьютерной грамотности.
В основу разработки адаптированной рабочей программы (АРП) по информатике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АРП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Данный подход обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в обучении является процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции.
В основу реализации адаптированной рабочей программы по информатике положены принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной в учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
На протяжении всего курса информатики школьники смогут овладеть практическими навыками
использования средств ИКТ, которые можно применять не только при изучении других школьных
предметов, но и в повседневной жизни. Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе
систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ;
- развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение
тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к
изучаемому курсу.
Данная программа предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный
момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходит в форме игры, где
на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно
дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации.
Для успешной реализации данной программы используются коррекционно-развивающие, игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного подхода. Данные
технологии и формы работы позволяют сформировать у обучающихся необходимые жизненно важные компетенции.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика». Рабочая программа учебного предмета рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных неде-
ли). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного
учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по информатике составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
К личностным результатам освоения предмета относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Информатика".
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах
и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные прие-
мы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными
объектами (текстами, рисунками).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах
и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными
объектами (текстами, рисунками), доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других
обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний
контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать
окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в
жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Критерии оценки предметных результатов обучения
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей
системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться
от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Практика показывает, что для
описания достижений обучающихся целесообразно установить пять уровней. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач.
Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Уровни достижения планируемых результатов, превышающие базовый, можно определить, как:
1) повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо» (отметка «4»);
2) высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной
предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
1) пониженный уровень достижений, отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
2) низкий уровень достижений, отметка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении, или не
освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового
уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала можно рассматривать как выполнение
не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50 % от максимального балла за выполнение
заданий базового уровня.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения обучающихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не
менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
Используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для
их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может
уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты. Контроль за результатами
обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический,
итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая
контрольная работа, самостоятельная работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос,
визуальная проверка, защита проекта.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) проходить в конце изучения учебного курса в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.
Содержание учебного предмета
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста
на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD и POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
7 класс
Введение. Техника безопасности. (2 часа)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные
технологии.
История развития вычислительной техники. (1 час)
Устройство компьютера. (10 часов)
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации.
Работа с клавиатурным тренажёром.
Буква, значок, цифра.
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память,
звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэшпамять. Оперативная и долговременная память компьютера.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word. (9 часов)
Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в
документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет.
Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel. (11 часов)
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение
многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач
в Excel. Решение примеров на все действия в программе Excel.
Повторение. (1 час)
8 класс
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2 часа)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные
технологии
Устройство компьютера. (4 часа)
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл.
Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel. (14 часов)
Программа Excel. Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и решение
практических задач, решение примеров. Действия умножение и деление в программе Excel. Решение
практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel. Создание диаграммы, наглядно
показывающей практическую задачу. Графики в программе Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник
ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint. (14 часов)
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание
рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа
с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам
или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура
WordArt. Формат.
Повторение. (1 час)
9 класс
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум.
Обработка текстовой информации (9 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и
печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум.
Обработка графической информации (7 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум.
Коммуникационные технологии (8 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в
Интернете.
Компьютерный практикум.
Повторение (1 час)
Календарно-тематическое планирование 7 класс (34 часа)
№
Тема раздела, урока
Дата проведения
п/п
План
Факт
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (13 часов)
1 Техника безопасности при работе на ПК.
2 Информация, современные компьютерные технологии.
3 История развития вычислительной техники.
4 Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации.
5 Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра.
6 Устройства ввода информации.
7 Устройства вывода информации.
8 Системный блок. Назначение блока.
9 Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта.
10 Память ПК: внутренняя и внешняя.
11 Назначение памяти и ее виды.
12 Флэш-память.
13 Оперативная и долговременная память компьютера.
Обработка текстовой информации (9 часов)
14 Создание таблицы в текстовом документе.
15 Создание таблицы в текстовом документе. Практическая работа №
1.
16 Панель «Меню», вкладка «Вставка».
17 Практическая работа № 2. Вставка таблицы в документ.
18 Практическая работа № 3. Рисование таблицы в документе.
19 Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.
20 Вкладка «Конструктор».
21 Вкладка «Макет».
22 Практическая работа № 4. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (11 часов)
23 Знакомство с Excel.
24 Практическая работа № 5. Окно программы Excel.
25 Лист, книга в программе Excel.
26 Ячейки. Практическая работа № 6. Перемещение от одной ячейки к
другой.
27 Диаграмма. Практическая работа № 7. Создание диаграммы.
28 Практическая работа № 8. Вставка диаграммы для представления и
сравнения данных.
29
30
31
32
33
34
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Практическая работа №
9. Построение графиков.
Практическая работа № 10. Действие сложение с помощью программы Excel.
Практическая работа № 11. Решение примеров на сложение многозначных чисел.
Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel.
Практическая работа № 12. Решение задач в Excel.
Практическая работа № 13. Решение примеров на все действия в
программе Excel.
Повторение (1 час)
Повторение. Промежуточная аттестация.
Календарно-тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№
Тема раздела, урока
Дата проведения
п/п
План
Факт
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (6 часов)
1 Техника безопасности при работе на ПК.
2 Информация, современные компьютерные технологии.
3 Периферийное устройство - сканер.
4 Практическая работа № 1. Сканирование рисунка, сохранение его
как отдельный файл.
5 Периферийное устройство - принтер.
6 Практическая работа № 2. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (13 часов)
7 Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
8 Практическая работа № 3. Действия: сложение и вычитание в программе Excel.
9 Составление и решение практических задач. Практическая работа
№ 4. Решение примеров.
10 Действия умножение и деление в программе Excel.
11 Практическая работа № 5. Решение практических задач и примеров.
12 Встроенные функции. Практическая работа № 6. Нахождение минимума, максимума, среднего арифметического.
13 Сортировка. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания.
14 Сортировка Практическая работа № 7. Расположение слов в алфавитном порядке.
15 Диаграммы в программе Excel.
16 Практическая работа № 8. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.
17 Практическая работа № 9. Графики в программе Excel.
18 Добавление изображения в документ Excel.
19 Практическая работа № 10. Дополнение построенного графика и
диаграммы рисунком, изображением.
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (14 часов)
20 Технология мультимедиа.
21 Компьютерные презентации.
22 Запуск программы PowerPoint.
23 Слайды. Практическая работа № 11. Создание слайдов.
24 Создание рисунка в программе PowerPoint. Практическая работа №
12.
25 Работа с фигурами. Вкладка «Формат». Практическая работа № 13.
26 Инструменты для работы с фигурами.
27
28
29
30
31
32
33
34
Дизайн. Практическая работа № 14. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде.
Упорядочивание фигур. Практическая работа № 15.
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Практическая работа № 16.
Формат. Дизайн. Работа с клипами. Практическая работа № 17. Создание слайдов с клипами.
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Практическая работа № 18.
Работа с диаграммами, графиками. Практическая работа № 19.
Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат. Практическая работа № 20.
Повторение (1 час)
Повторение. Промежуточная аттестация.
Календарно-тематическое планирование 9 класс (34 часа)
№
Тема раздела, урока
Дата проведения
п/п
План
Факт
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9 часов)
1 ТБ и организация рабочего места. Информация. Количество информации.
2 Программная обработка данных на компьютере.
3 Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.
4 Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 1. Работа с файлами с использованием файлового
менеджера.
5 Программное обеспечение компьютера.
6 Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Практическая работа № 2. Форматирование диска.
7 Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Практическая работа № 3. Установка даты и
времени с использованием графического интерфейса операционной
системы.
8 Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
9 ПК как универсальное устройство для обработки информации.
Обработка текстовой информации (9 часов)
10 Создание документов в текстовых редакторах.
11 Ввод и редактирование документа. Практическая работа № 4. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.
12 Сохранение и печать документа. Практическая работа № 5. Вставка
в документ формул.
13 Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа № 6. Форматирование символов и абзацев.
14 Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа № 7.
Создание и форматирование списков.
15 Таблицы. Практическая работа № 8. Вставка в документ таблицы,
её форматирование и заполнение данными.
16 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Практическая работа № 9. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
17 Системы оптического распознавания документов. Практическая
работа № 10. Сканирование и распознавание «бумажного» тексто-
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
вого документа.
Практическая работа № 11. Обработка текстовой информации.
Обработка графической информации (7 часов)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов.
Работа с объектами в растровых графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Практическая работа № 12 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Практическая работа № 13 Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Растровая и векторная анимация. Практическая работа № 14. Анимация.
Компьютерные презентации.
Практическая работа № 15. Обработка графической информации.
Коммуникационные технологии (8 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа № 16.
Путешествие по Всемирной паутине.
Электронная почта. Практическая работа № 17. Работа с электронной почтой.
Файловые архивы. Практическая работа № 18. Загрузка файлов из
Интернета.
Общение в Интернете. Мобильный Интернет.
Звук и видео в Интернете. Социальные сети.
Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 19. Поиск
информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интернет
Компьютерные презентации. Практическая работа № 20. Запись
изображений и звука с использованием различных устройств.
Повторение (1 час)
Повторение. Итоговая аттестация.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Аппаратные средства:
компьютер; проектор; принтер; устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
операционная система Windows; текстовый редактор MS Word; приложение Калькулятор; графический редактор Paint; Web–браузер; текстовый редактор MSWord.