Мир истории_6

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир истории» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N
1026).
2. Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 5-9 классы, Русский язык. Чтение. Мир истории. История
Отечества. Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. М., Просвещение, 2019 г.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
4. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года
и Программы воспитания школы.
Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 6 класса, изучающих историю первый год.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено
научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем
мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у обучающихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область,
в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют
состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что
такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа
исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса "История Отечества" в VII - XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека
на различных исторических этапах его развития;
- формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и
"историческом пространстве";
- формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;
- формирование умения работать с "лентой времени";
- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
- воспитание интереса к изучению истории.
Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет,
в который заложено изучение исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация
в обществе.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными
возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное
воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности
и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип

наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Знания и умения обучающихся оцениваются за учебную четверть и за год. Основанием для
выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» относится к предметной области «Человек и общество» и рассчитан
на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в
зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул,
выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный
потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися учебного предмета «Мир истории» предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых
результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых
для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся в
культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные
результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их
личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности.
Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся планируемые
личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные результаты
освоения учебного предмета.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и
внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом
социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Мир истории".
Минимальный уровень:
- понимание доступных исторических фактов;
- использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
- последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
- использование помощи педагогического работника при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
- усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
- адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
- знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
- использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
- участие в беседах по основным темам программы;
- высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
-понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью педагогического работника;
- владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
- владение элементами оценки и самооценки;
- проявление интереса к изучению истории.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск

средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Критерии и нормы оценки
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится с
помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение
уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям
к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ:
Оценка «5» - обнаруживает понимание материала; самостоятельно формулирует ответы;
допускает единичные ошибки и сам их исправляет.
Оценка «4» - обнаруживает понимание материала; самостоятельно формулирует ответы;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя
(1-2 ошибки); допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка «3» - обнаруживает знание и понимание основных положений темы; излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить пример; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» - обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного
материала; допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл; делает грубые
ошибки; не использует помощь учителя.
Письменная работа (при оценке комбинированных работ)
Оценка «5» - если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» - если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» - правильно выполнена большая часть заданий.
Оценка «2» - выполнено менее половины других заданий.
Время выполнения контрольных работ 35-40 минут. За указанное время обучающиеся
должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить. Оценка не снижается за
грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение – написание тех слов и
словосочетаний, которые широко используются на уроках истории.
Содержание учебного предмета
Представление о себе и окружающем мире. Твое имя, отчество, фамилия. История имени.
Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья:
близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село и
другие), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей образовательной организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область, республика),

в котором мы живем; главный город края, области, республики; национальный состав, основные занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Руководитель страны (Президент Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории. Представление о времени как о прошлом, настоящем и
будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха
(общее представление). "Лента времени". Краткие исторические сведения о названии месяцев
(римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина
века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории. История - наука о прошлом (о жизни и деятельности
людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика,
нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий
труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за
климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной
среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней).
История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы добычи огня
древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от
сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли
для жизни человечества.
История использования человеком воды. Вода в природе. Значение воды в жизни человека.
Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие
представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство
жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения
истории.
История появления мебели. Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека. Питание как главное условие жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды. Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного
круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий
среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на
изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как
искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной
одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов
обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества. Представления древних людей об окружающем мире.
Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о
мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение
религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и общества в
ходе развития науки.

Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки.
История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин.
Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства,
гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица";
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством педагогического
работника);
составление генеалогического древа (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени" одного столетия, одного тысячелетия, ориентировка на "ленте времени";
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени.
чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я и мои друзья",
"Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в котором мы живем", "История одного памятника", "История в рассказах очевидцев", "Исторические памятники нашего города".
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
Название раздела
Основные виды учебной деятельности
п/п
1 Имя, отчество, семья, Знакомство с учебником. Слушание объяснений учителя. Сародословная человека мостоятельная работа с учебником. Самостоятельное решение тестовых заданий.
2 Отчий дом. Наша Ро- Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях,
дина - Россия
заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником.
Групповая работа. Работа с учебником и дополнительной литературой. Индивидуальная работа по карточкам.
3 О том, что такое время Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетраи как его изучают
дях. Индивидуальная работа по карточкам. Заполнение таблиц. Зарисовка схем. Работа в группах по раздаточным материалам. Самостоятельная работа по раздаточным материалам. Знакомство с новыми терминами, работа с учебником.
Составление рассказов «Цена времени». Разгадывание кроссворда и ребусов. Самостоятельное решение тестовых заданий.

4

5

6

7

Что изучает наука ис- Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с
тория
учебником. Составление схем. Разгадывание кроссворда и ребусов. Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам.
История
Древнего Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетраМира
дях, заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Составление схем. Разгадывание кроссворда Групповая
работа. Работа с дополнительной литературой.
История вещей. Заня- Слушание объяснений учителя. Заполнение таблиц. Зарития человека на Земле совка схем. Работа в группах по раздаточным материалам.
Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа. Индивидуальная
работа по карточкам.
Человек и общество
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа. Выполнение творческого задания.
Работа с дополнительной литературой. Работа по индивидуальным карточкам.

Календарно – тематическое планирование
Основные виды деятельности
Дата проведения
обучающихся
план
факт
Имя, отчество, семья, родословная человека (9 часов)
1 Вводный урок.
Составление рассказа по данному
плану.
2-3 История имени
Иметь представление о возникновении
имен, о значении своего имени. Уметь
образовывать наиболее распространённые неполные имена от полных и
наоборот. Работа с дополнительными
источниками
4 Отчество и фамилия
Образование отчеств и фамилий от
человека
имён. Исследование фамилий. Заполнение анкеты. Иметь представление о
происхождении отчеств и фамилий.
Знать имена и отчества родителей,
бабушек, дедушек. Письменно-индивидуальные творческие задания – история
моей фамилии.
5 Семья
Составление устного рассказа на тему:
«Моя семья», толкование пословиц о
семье. Слушание песен о семье. Иметь
представление о семье, родственниках.
Работа в тетради (составление родословной, автобиографии). Рисование на
тему «Моя семья». Составление письменных и устных рассказов о себе,
друзьях, родственниках, членах семьи.
6-7 Биография
Чтение биографии А.С. Пушкина,
составление устных ответов на вопросы. Составление биографии писателя.
Написание своей биографии по
данному плану.

№
п/п

Тема урока

8

Поколения людей

9

Обобщающий урок по
разделу: «Имя, отчество,
семья, родословная
человека»
Отчий дом. Наша Родина – Россия (11 часов)
О доме
Объяснение
пословиц
о
доме,
хозяйстве, соседях. Знать отличия
городского дома и дома в поселке или
деревне. Уметь составлять устный
рассказ о своём доме (истории его
появления). Работа в тетради: составление рассказа «Мой дом», рисование
на тему «Мой дом».
Названия городов и улиц Объяснение происхождения названий
улиц, где расположен дом и школа.
Письменный рассказ «Я знаю свое
село». Иметь представление о происхождении названий улиц, поселков,
городов. Уметь объяснять понятия:
основатель, увековечить. Работа в
тетради (рисунок «Моя улица»)
Родник «Двенадцать
Уметь самостоятельно работать с
ключей»
информацией. Работа в тетради по
вопросам.
Истоки
Пересказ близко к тексту. Уметь называть адрес малой родины; показывать
на карте областной центр, край.
Различать герб края и района. Иметь
представление о национальном составе
и основных занятиях жителей края.
Наша Родина - Россия
Объяснение пословиц. Работа с
иллюстрациями «Народы России».
Уметь показывать на карте границы РФ,
называть и показывать столицу. Работа
в тетради (запись словарных слов),
работа с символами, цветами карты.
Как утроено государство Аукцион «Государства мира». Уметь
называть 3-4 государства мира. Иметь
представление об устройстве РФ, главе,
основном законе, органах верховной
власти. Работа в тетради (запись
словарных слов).
Герб, флаг, гимн России
Рисование флага РФ. Слушание и выразительное чтение гимна РФ, объяснение смысла частей. Знать и уметь
называть государственные символы
РФ. Уметь словесно описать герб.
Москва – столица России Иметь представление о Москве как о
главном городе РФ. Обзор достопримечательностей Москвы. Уметь называть

10

11

12
13

14

15

16

17

Уметь объяснять понятия: поколение,
предки, потомки, родословная. Формировать представлений о поколениях
людей. Уметь называть родственников
своей семьи.
Работа с понятиями. Уметь отвечать на
вопросы по основным темам; делать
вывод с опорой на факты.

2-3 достопримечательности. Слушание
песен и стихов о Москве. Пересказ
текста по плану. Просмотр презентации.
18- Мы жители планеты
Работа со схемой «Планеты Солнечной
19 Земля
системы». Иметь представление об
устройстве Солнечной системы. Уметь
называть нашу планету, 2-3 другие
планеты нашей системы. Пересказ
частей текста с использованием новых
слов.
20 Обобщающий урок по
Работа с понятиями. Уметь отвечать на
разделу: «Отчий дом.
вопросы по основным темам; делать
Наша Родина - Россия»
вывод с опорой на факты.
О том, что такое время и как его изучают (6 часов)
21 Что такое время
Составление цепочки единиц времени.
Работа с часами. Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера - прошлое;
сегодня, сейчас - настоящее; завтра,
через день, через месяц, через год будущее. Описание своего обычного
дня с использованием названий времени суток. Уметь называть основные
единицы счёта времени. Составление
схем сменяемости времен года.
Объяснение смысла пословиц.
22 История календаря
Объяснение названий месяцев. Письменный рассказ «Моё любимое время
года». Знать и уметь называть последовательно месяцы года. Составление
цепочки единиц времени с опорой на
текст учебника, умение применить
имеющиеся знания на практике.
Составление календаря.
23 Русский
Сравнение названий месяцев юлианземледельческий
ского и русского земледельческого
календарь
календарей. Словарная работа. Уметь
объяснять
на
основе
личных
наблюдений народные поговорки о
сезонных изменениях в природе. Знать
отличия земледельческого календаря от
календаря истории; уметь отличать
земледельческий календарь от календаря истории.
24 Счет лет в истории
Словарная работа. Сравнение арабских
и римских цифр, умение их различать.
Иметь представление об историческом
времени. Знать, какое время называется
историческим; уметь работать с
«Лентой времени».
25 Историческое время
Работа с лентой времени. Уметь определять по дате какое событие произошло раньше или позже. Чтение и запись
различных дат. Определение века по
году. Решение хронологических задач.

26

27

28

29

30

31
32

33

34

35

Знать сколько лет в веке, тысячелетии,
в каком веке мы живем.
Обобщающий урок по
Работа с понятиями. Уметь отвечать на
разделу: «О том, что тавопросы по основным темам; делать
кое время и как его
вывод с опорой на факты; решать
изучают»
хронологические задачи.
Что изучает наука история (7 часов)
Что такое история
Чтение текста, составление ответов на
вопросы с поиском примеров. Объяснять, что такое история, для чего нужно
её изучать. Работа в тетради, игра
«Путешествие в страну Историю»
Какие науки помогают
Иметь представление о науках, помоистории
гающих изучать историю. Составление
таблицы «Науки – помощницы
истории».
Как работают археологи Иметь представление, что изучает
археология, как работают археологи.
Рассматривание
иллюстраций
и
составление
рассказа
о
работе
археологов. Работа с лентой времени.
Исторические памятники Работа со схемой «Виды исторических
памятников». Подбор примеров на
основе личного опыта. Соотносить
различия между вещественными и
невещественными историческими памятниками. Работа в тетради (составление таблицы «Исторические памятники»), ознакомление с историческими
памятниками (иллюстрациями),
Исторический музей,
Письменный рассказ «Что мы видели в
краеведческий музей
музее».
Историческая карта
Сравнение географических карт и
исторических. Уметь находить сходства
и различия исторической и географической карт. Формулирование правил
работы с исторической картой.
Обобщающий урок по
Работа в тетради, карточками, задаразделу: «Что изучает
ниями, тестовыми заданиями, «Лентой
наука история»
времени». Знать, что такое история;
исторические памятники; отличия
исторической карты от географической; называть основные правила
работы с исторической картой.
История Древнего Мира (8 часов)
Земля и космос
Иметь представление о версиях
появлении человека на Земле. Рассказывать о происхождении Земли; называть отличия Земли от других планет.
От кого произошел
Составление устного описания внешчеловек
него вида человекообразных существ.
Иметь представление о его среде
обитания, образе жизни, отличии от
животных. Рассказывать, от кого
произошёл человек, как жили древ-

36

Человек умелый

37

Следующее поколение
людей каменного века

38

Наступление ледников

39

Как жили древние
охотники, кочевники и
собиратели

40

Новые занятия людей

41

Обобщающий урок по
разделу: «История
Древнего Мира»

нейшие люди. Работа в группах: чтение
статей, выделение главного, сравнение.
Дополнение предложений. Рисование
орудий труда. Иметь представление об
открытиях умелого человека. Уметь
объяснять отличия человека умелого от
первобытного. Рассказывать об открытиях человека умелого. Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр
презентации.
Составление письменного описания
человека прямоходящего. Иметь
представление о его среде обитания,
образе жизни, совершенствовании
умений, особенностях отношений в
коллективе, истории появления речи.
Заполнение таблицы, составление
устного рассказа по таблице. Работа с
лентой времени. Иметь представление
о жизни человека разумного, уметь
объяснять отличия человека разумного
от других видов человекообразных
существ. Уметь высказывать суждения
по вопросу расселения человека
разумного по земному шару. Составление рассказа по иллюстрациям.
Дополнение предложений. Формулирование выводов. Иметь представление о
ледниковом периоде и об особенностях
образа жизни людей в условиях
изменения климата. Уметь высказывать
собственные суждения по данной теме.
Составление рассказа по плану
«Начало ледникового периода»
Словарная работа. Составление устного описания по иллюстрациям. Иметь
представление о занятиях древних
людей. Уметь высказывать собственные суждения по данной теме. Чтение
статьи, выделение главного. Составление рассказа «Верования древних
людей».
Объяснение выражений. Словарная
работа. Работа с лентой времени.
Знакомство с новыми занятиями людей.
Иметь представление о возникновении
земледелия и скотоводства. Уметь
называть отличия жизни скотоводов от
жизни земледельцев. Работа в тетради,
с иллюстрациями, просмотр презентации.
Составление таблицы. Уметь отвечать
на вопросы по основным темам. С
помощью ленты времени и таблицы
соотносить периоды развития человека

42

43

44

45

46

47

48
49

от человекообразной обезьяны до
человека разумного. Работа в тетради,
карточками заданиями, тестовыми
заданиями.
История вещей. Занятия человека на Земле (16 часов)
Огонь в жизни древнего
Составление описательного устного
человека
рассказа по иллюстрациям и опорным
словам. Объяснение выражений. Иметь
представление о значении огня в жизни
древнего человека. Уметь высказывать
собственные суждения по данной теме.
Формирование представлений о том,
как добывали огонь.
Огонь, глина, гончар
Составление письменных ответов на
вопросы. Формулирование выводов.
Работа с лентой времени. Рисование
или лепка из пластилина. Иметь
представление о работе древних гончаров. Уметь описывать работу гончара,
называть 3-5 наименований изделий
современной керамики. Работа в
тетрадях.
Огонь открывает новую
Словарная работа. Письменное оформэпоху в жизни людей
ление выводов по теме. Уметь
участвовать в диалогах по данной теме,
применять новые понятия в устной и
письменной
речи.
Формирование
представлений о том, как огонь и медь
изменили жизнь человечества.
Вода, ее значение в
Работа с пословицами. Словарная
жизни человека
работа. Аукцион знаний о водных видах транспорта. Письменное оформление выводов по теме. Уметь объяснять
значение воды в жизни человека,
участвовать в диалогах по данной теме,
применять новые понятия. Работа в
тетради, иллюстрациями, презентацией
Вода и земледелие
Словарная работа. Дополнение предложений. Приведение примеров. Работа с
контурной картой. Называть причины
возникновения поливного земледелия и
его значение в истории человечества.
Вода, как источник
Составление письменных ответов на
энергии
вопросы. Приведение примеров. Знать
и называть инструменты, которыми
пользовались в древности для получения муки из зёрен. Уметь приводить
примеры по обсуждаемой теме.
Составление рассказа «Использование
человеком воды».
Какие дома строили
Составление устного рассказа по
древние люди
иллюстрациям и опорным словам.
Иметь представление о причинах
Какие дома строили
возникновения жилья у людей, первых
древние люди
жилищах человека. Знать 2-3 вида

50

Как появилась мебель

51

Как появились каша и
хлеб

52

История об
обыкновенной картошке

53

О керамике, фарфоре и
деревянной посуде

54

История появления
одежды

55

Одежда и положение
человека в обществе

56

Как люди украшали себя

первобытных жилищ. Составление
таблицы «Жилье древних людей» и
рассказа по ней.
Составление описательного устного
рассказа по иллюстрациям и опорным
словам. Иметь представление о первой
мебели людей. Уметь называть отличия
домов богатых и простых людей.
Работа в тетради, с иллюстрациями.
Объяснение пословиц. Составление
письменных ответов на вопросы.
Иметь представление о влиянии климата на традиции в питании людей. Знать,
какое открытие положило начало
хлебопечению. Уметь объяснять пословицы о хлебе.
Аукцион названий фруктов и овощей.
Иметь представление об истории
выращивания картофеля в России.
Составление рассказа и письменных
ответов на вопросы.
Работа с кроссвордом. Составление
письменных ответов на вопросы.
Рассказ-описание «Мебель и посуда в
русской избе». Знать и называть материалы, из которых изготавливали
посуду. Уметь называть виды деревянной посуды и домашней утвари.
Формирование представлений о материалах, используемых для изготовления посуды. Составление таблицы
Работа с лентой времени. Выборочное
чтение, формулирование выводов.
Иметь представление о развитии одежды. Знать и уметь называть материалы
для создания одежды в прошлом.
Работа в тетради, с иллюстрациями,
презентацией.
Словарная работа. Письменные ответы
на вопросы. Составление устного
описания одежды славян. Рисование
одежды, головных уборов, обуви.
Иметь представление о различии
одежды богатых и бедных людей.
Формирование представлений о влиянии видов одежды на положение человека в обществе. Учиться определять
по одежде положение человека в
обществе.
Толкование пословиц. Подбор примеров из сказок. Формулирование выводов. Иметь представление о средствах украшения себя. Составление
рассказа «Мода Древнего мира»

57

58

59

60
61
62

63

64

65
66

67

68

Обобщающий урок по
Работа с понятиями. Уметь отвечать на
разделу: «История
вопросы по основным темам, выбирать
вещей. Занятия человека правильный ответ из ряда предложенна Земле»
ных вариантов.
Человек и общество (11 часов)
О далёких предках –
Словарная работа. Составление письславянах и родовом
менного рассказа «Жизнь славянской
строе
общины», рисование по представлению. Знать предков русского народа.
Иметь представление о жизни славянской общины, о занятиях восточных
славян.
Как люди понимали мир Поиск необходимой информации в
природы в древности
тексте. Составление письменных ответов на вопросы. Иметь представление о
верованиях восточных славян.
Современные религии,
Составление таблицы, устный рассказ
как они появились
по таблице. Работа с лентой времени.
Знать названия современных религий.
Современные религии,
Уметь участвовать в диалогах по
как они появились
данной теме, применять новые
Современные религии,
понятия. Формирование представлений
как они появились
о появлении мировых религий. Работа
с текстом, составление вопросов
Искусство и культура
Объяснение значения слов. Формулирование устных ответов на вопросы.
Подбор примеров. Иметь представление об искусстве, истории его
возникновения. Уметь приводить примеры видов творчества человека,
относящихся к искусству.
Письмо и первые книги
Составление письменных ответов на
вопросы. Работа с лентой времени.
Иметь представление о различных
видах письма, истории появления
книги и книгопечатания. Знать имена
первых славянских просветителей.
От изобретения колеса – Подбор примеров. Словесное рисовак новым открытиям
ние. Уметь приводить примеры изобретений человека в древние времена.
Человечество стремится Работа с лентой времени. Объяснение
к миру
значения слов и выражений. Приведение примеров. Формулирование вывода. Иметь представление о причинах
войн в истории человечества. Уметь
участвовать в диалогах по данной теме,
приводить доступные примеры, применять новые понятия. Работа с текстом,
составление вопросов
Обобщающий урок по
Уметь последовательно отвечать на
разделу: «Человек и
вопросы по теме, выбирать правильный
общество»
ответ из ряда предложенных вариантов.
Работа в тетради, карточками, заданиями, тестовыми заданиями
Обобщающий урок
Викторина «Знатоки истории».

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Мир истории 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
2.
И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н. Фёдорова. Мир истории 6 класс. Рабочая тетрадь.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
3. Дидактический материал:
таблицы, схемы, словарные слова, карточки с индивидуальными заданиями, тестовые задания,
репродукции исторических событий, портреты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».