Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Методических рекомендаций. Природоведение 5-6 классы. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2020 год.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
4. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Природоведение – интегрированный естественно – научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
- формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у обучающихся формируются
первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания,
полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогическому работнику необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки
каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты
и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут
быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть
времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При
знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть ее красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению
появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в курсе "Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса:
От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек -
частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и
разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют
использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий
обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых
объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов,
специальных терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы).
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Природоведение» включен в учебный план, предметная область «Естествознание». Согласно учебному плану на изучение учебного предмета выделяется 68 часов в год (2 часа в
неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения
годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по природоведению составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите
и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися с умственной отсталостью включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассника в случае возникновения затруднений при выполнении различных работ. Формирование готовности обращаться к
взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях.
- формирование готовности к самостоятельной жизни. формирование знаний о правилах поведения
в быту и в природе.
- формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
- овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Природоведение".
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки
педагогического работника.
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание
способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического
работника;
- представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к
ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний
контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать
окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в
жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета "Природоведение"
1) Растительный мир Земли. Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений (растения леса, поля,
сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
2) Животный мир Земли. Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные
суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие
животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход
за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный
мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области
(края).
3) Человек. Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает
(функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры). Осанка (гигиена, костно-мышечная
система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.
Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
4) Обобщающие уроки.
Наш город (поселок, село, деревня).
Рельеф и водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
По
плану
По
факту
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Тема урока
Планируемые предметные результаты
Введение (1 час)
Живая природа. Растения, Выделение существенных признаков объектов
животные, человек
живой природы; отнесение объектов к живой
или к неживой природе. Установление взаимосвязей между живой и неживой природой.
Узнавание объектов живой природы на иллюстрациях и фотографиях.
Называние изученных объектов.
Растительный мир (17 часов)
Разнообразие раститель- Узнавание растений на иллюстрациях и фотоного мира на нашей пла- графиях, называние изученных объектов.
нете
Называние представителей растительного мира, выделение признаков дикорастущих и
культурных растений.
Отнесение растений к разным группам.
Наличие представления о значении растений,
их роли в окружающем мире.
Среда обитания растений
Знание места произрастания растений; узнавание и называние 2–3 представителей растений
леса, луга, водоемов, полей, садов, огородов.
Узнавание растений на иллюстрациях и фотографиях; отнесение растений к разным группам (растения леса, водоемов, садов, огородов).
Строение растений
Знание функции частей растений и их значений для растения.
Узнавание частей растений на иллюстрациях и
фотографиях; называние изученных объектов;
показ их на натуральных объектах, картинах,
схемах.
Дикорастущие и культур- Знание классификации растений и признаков
ные растения. Деревья, разных групп; отнесение растений к разным
кустарники, травы
группам на основании основных признаков.
Узнавание деревьев, кустарников, трав на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов и представителей разных
групп растений.
Лиственные деревья
Знание классификации растений; признаков
лиственных растений; отнесение растений к
лиственным на основании основных признаков.
Узнавание лиственных растений на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных
7
8
9
10
11
12
объектов (по 3–4 представителя).
Отнесение лиственных растений к разным
группам с учетом различных оснований для
классификации (лиственное, дикорастущее,
культурное).
Хвойные деревья
Знание признаков хвойных растений; отнесение растений к хвойным на основании основных признаков.
Называние представителей хвойных растений
(3 представителя).
Узнавание хвойных растений на иллюстрациях
и фотографиях; называние изученных объектов.
Отнесение хвойных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее).
Дикорастущие кустарники Знание классификации растений, признаков
кустарников.
Узнавание дикорастущих кустарников на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов (не менее 3).
Выделение существенные признаков дикорастущих кустарников; отнесение изученных растений к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований
для классификации.
Культурные кустарники
Знание классификации растений, признаков
кустарников.
Узнавание культурных кустарников на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных
объектов (2–3 представителя). Выделение существенных признаков культурных кустарников; отнесение изученных растений к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации.
Травы
Знание классификации растений, признаков
трав.
Узнавание дикорастущих и культурных трав
на иллюстрациях и фотографиях; называние
изученных объектов (не менее 5); отнесение
изученных растений к различным группам
(травы дикорастущие и культурные) с учетом
оснований для классификации.
Декоративные растения
Узнавание декоративных растений на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных
объектов (2–3); отнесение растений к изучаемой группе.
Наличие представления о значении декоративных растений.
Выделение существенных признаков декоративных растений.
Лекарственные растения
Узнавание лекарственных растений (ромашка,
шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов;
отнесение растений к изучаемой группе.
13
Комнатные
растения.
Уход за комнатными растениями.
14
Растительный мир разных
районов Земли
15
Растения нашей страны
16
Растения нашей местности
17
Красная книга России и
нашего края.
18
Обобщающий урок по теме «Растительный мир»
Наличие представления о значении лекарственных растений.
Отнесение изученных растений к различным
группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации.
Узнавание комнатных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных
объектов.
Наличие представления о значении комнатных
растений.
Отнесение изученных растений к комнатным
на основании сходных признаков. Выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя.
Узнавание и называние изученных растений
(по 1–2 растения); выделение существенных
признаков растений холодного и жаркого районов Земли.
Называние сходных по внешним признакам
объектов, известных из других источников.
Объяснение своего решения.
Наличие представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания.
Узнавание растений разных районов Земли на
иллюстрациях и фотографиях.
Узнавание и называние растений различных
районов нашей страны (тундра, леса, степь,
пустыня) на иллюстрациях и фотографиях;
называние изученных объектов (по 2–3 растения).
Выделение существенных признаков растений
разных районов России; называние растений,
произрастающие в России, известные из других источников.
Наличие представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания.
Узнавание растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных
объектов.
Отнесение изученных растений к различным
классификациям (деревья, кустарники, травы;
дикорастущие, культурные; декоративные).
Узнавание растений Красной книги (ландыш,
колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и
фотографиях; называние изученных объектов.
Наличие представления о значении Красной
книги.
Называние растений, включенные в Красную
книгу России, известные из других источников.
Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе, выполнение доступных
возрасту природоохранительные действий.
19
20
21
22
23
24
Животный мир (35 часов)
Разнообразие животного Узнавание и называние животных на иллюмира
страциях и фотографиях.
Выделение признаков животных.
Отнесение животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ
передвижения, питание, места обитания, выведение потомства).
Среда обитания живот- Узнавание животных суши, водоемов и птиц
ных. Животные суши и на иллюстрациях и фотографиях; называние
водоемов.
изученных объектов; отнесение животных к
разным группам (животные, птицы).
Узнавание и называние представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе,
почве, водоемах; называние животных, известных из других источников, объяснение своего
решения.
Животные:
насекомые, Узнавание насекомых, рыб, земноводных, прерыбы, земноводные, пре- смыкающихся, птиц, млекопитающих на илсмыкающиеся,
птицы, люстрациях и фотографиях, называние изумлекопитающие
ченных объектов.
Выделение существенных признаков разных
групп животных.
Отнесение животных к разным группам с учетом основных признаков.
Насекомые
Узнавание насекомых на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов.
Наличие представления о значении насекомых
в природе.
Выделение существенных признаков насекомых.
Бабочки, стрекозы, жуки
Узнавание жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных
объектов.
Наличие представления о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе; о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире.
Узнавание и называние представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы) в натуральном виде, естественных условиях, картинах.
Выделение существенных признаков насекомых.
Кузнечики, муравьи, пче- Узнавание кузнечиков, пчел, муравьев на иллы
люстрациях и фотографиях, называние изученных объектов.
Наличие представления о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе.
Узнавание и называние насекомых (кузнечики,
пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах.
Выделение существенных признаков насекомых.
Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе.
25
26
27
28
29
30
Рыбы
Узнавание рыб на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов. Наличие
представления о значении рыб в природе; о
взаимосвязях между изученными объектами
(рыбами) и их местом в окружающем мире.
Выделение существенных признаков рыб.
Морские и речные рыбы
Узнавание морских и пресноводных рыб
(сельдь, камбала, лосось, сом, щука) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных
объектов.
Узнавание и называние рыб морских и речных
(не менее 6) в натуральном виде, естественных
условиях, картинах.
Выделение существенных признаков морских
и речных рыб.
Наличие представлений о взаимосвязях между
изученными объектами и их местом в окружающем мире.
Отнесение рыб к различным группам с учетом
различных оснований для классификации
(пресноводные, морские, хищные).
Земноводные:
лягушки, Узнавание земноводных – лягушек и жаб – на
жабы
иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов.
Наличие представления о значении жаб и лягушек в природе; о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире.
Выделение существенных признаков земноводных – жаб и лягушек.
Пресмыкающиеся: змеи, Узнавание пресмыкающихся – змей, ящериц,
ящерицы, крокодилы
крокодилов на иллюстрациях и фотографиях,
называние изученных объектов. Наличие представления о значении пресмыкающихся в природе; о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире.
Выделение существенных признаков пресмыкающихся.
Птицы
Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов. Наличие
представления о значении птиц в природе; о
взаимосвязях между птицами и их местом в
окружающем мире.
Выделение существенных признаков птиц.
Называние птиц из тех, которые были изучены
на уроках, или известных из других источников.
Отнесение птиц к различным группам с учетом
различных оснований для классификации (перелетные и зимующие).
Ласточки, скворцы, сне- Узнавание птиц на иллюстрациях и фотограгири, орлы
фиях; называние изученных объектов.
Выделение существенных признаков птиц.
Наличие представлений о взаимосвязях между
птицами и их местом в окружающем мире.
31
32
33
34
35
Отнесение птиц к различным группам с учетом
различных оснований для классификации (перелетные – зимующие, хищные.)
Лебеди, журавли, чайки
Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов.
Выделение существенных признаков птиц.
Наличие представлений о взаимосвязях между
внешним видом и образом жизни птиц и их
средой обитания.
Отнесение птиц к различным группам с учетом
различных оснований для классификаций (перелетные – зимующие, водоплавающие).
Называние морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других
источников
Птицы
нашего
края. Узнавание птиц на иллюстрациях и фотограОхрана птиц
фиях, называние изученных объектов. Выделение существенных признаков птиц. Наличие
представлений о взаимосвязях между птицами
и их местом в окружающем мире.
Отнесение птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных
оснований для классификации (перелетные,
зимующие, водоплавающие). Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе, выполнение доступных возрасту природоохранительных действий.
Млекопитающие
Узнавание млекопитающих на иллюстрациях и
фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние изученных объектов.
Наличие представления о значении млекопитающих в природе, о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире.
Выделение существенных признаков млекопитающих.
Называние млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках, или известных из
других источников.
Отнесение млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации (обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные).
Млекопитающие суши
Узнавание млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, в натуральном виде, в
естественных условиях; называние изученных
объектов (не менее 5).
Наличие представлений о взаимосвязях между
млекопитающими и их местом в окружающем
мире.
Называние млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках или известных из других источников.
Млекопитающие морей и Узнавание млекопитающих морей и океанов
океанов
(китов, дельфинов) на иллюстрациях и фото-
36
37
38
39
40
графиях, в натуральном виде, в естественных
условиях; называние изученных объектов.
Наличие представлений о взаимосвязях между
млекопитающими морей и океанов (внешний
вид, образ жизни) и их местом в окружающем
мире.
Называние млекопитающих морей и океанов
из тех, которые были изучены на уроках, или
известных из других источников, объяснение
своего выбора.
Домашние животные в Узнавание домашних животных на иллюстрагороде и деревне
циях и фотографиях, в натуральном виде, в
естественных условиях; называние изученных
объектов.
Наличие представлений о значении домашних
животных.
Выделение существенных признаков домашних животных.
Называние домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из
других источников, объяснение своего выбора.
Сельскохозяйственные
Узнавание лошадей на иллюстрациях и фотоживотные: лошади
графиях, в натуральном виде, в естественных
условиях; называние изученных объектов.
Наличие представлений о значении лошадей.
Выделение существенных признаков лошадей.
Отнесение лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации
(перевозка грузов, спортивные соревнования,
цирк, полиция).
Сельскохозяйственные
Узнавание коров на иллюстрациях и фотограживотные: коровы
фиях, в натуральном виде, в естественных
условиях; называние изученных объектов.
Наличие представления о значении коров.
Выделение существенных признаков коров отнесение коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для
классификации (млекопитающие, домашние,
сельскохозяйственные животные)
Сельскохозяйственные
Узнавание и называние коз, овец, баранов на
животные: свиньи, козы, иллюстрациях и фотографиях, в натуральном
овцы
виде, в естественных условиях. Наличие представления о значении коз, овец, баранов.
Выделение существенных признаков изученных животных.
Домашние птицы: куры, Узнавание кур, уток, индюков на иллюстрациутки, индюки
ях и фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние изученных объектов,
Наличие представления о значении кур, уток,
индюков.
Выделение существенных признаков изученных птиц.
Отнесение домашних птиц к определенным
группам с учетом различных оснований для
41
42
43
44
45
46
классификаций (птицы, домашние, водоплавающие.
Уход за животными в жи- Узнавание животных «живого уголка» на илвом уголке или дома
люстрациях и фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние изученных объектов.
Знакомство с правилами ухода за «живым
уголком».
Наличие представления о значении «живого
уголка».
Отнесение животных «живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся).
Аквариумные рыбки
Узнавание аквариумных рыб на иллюстрациях
и фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние изученных объектов.
Знакомство с правилами ухода за аквариумными рыбками.
Выделение существенных признаков аквариумных рыбок.
Попугаи, канарейки
Узнавание певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние изученных объектов.
Знакомство с правилами ухода и содержания
певчих и декоративных птиц.
Выделение существенных признаков певчих и
декоративных птиц.
Называние певчих и декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны школьникам из других источников. знание, правил
ухода за певчими и декоративными птицами
Морские свинки, хомяки, Узнавание морских свинок, хомячков, черепах
черепахи
на иллюстрациях и фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние
изученных объектов.
Знакомство с правилами ухода и содержания
морских свинок, хомячков, черепах.
Выделение существенных признаков морских
свинок, хомячков, черепах.
Домашние кошки
Выделение существенных признаков кошек.
Отнесение кошек к определенным группам
(млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные).
Знание правил ухода за кошками и их содержания.
Узнавание кошек на иллюстрациях и фотографиях.
Наличие представления о значении кошек.
Собаки
Узнавание и называние собак на иллюстрациях
и фотографиях.
Знакомство с правилами ухода за собаками и
их содержания.
Наличие представления о значении собак. Вы-
47
Животные холодных районов Земли
48
Животные умеренного пояса
49
Животные жарких районов Земли
50
Животный
страны
мир
нашей
деление существенных признаков собак
Отнесение собак к определенным группам
(млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные).
Узнавание животных холодных районов Земли
(белые медведи, тюлени, моржи, северные
олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и
фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние изученных объектов.
Выделение существенных признаков животных холодных районов Земли.
Наличие представлений о взаимосвязях между
внешним видом животных, их образом жизни
и средой обитания. Отнесение изученных животных к определенным группам животных –
млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов.
Узнавание животных умеренного пояса Земли
на иллюстрациях и фотографиях, в натуральном виде, в естественных условиях; называние
изученных объектов.
Выделение существенных признаков животных умеренного пояса Земли.
Наличие представлений о взаимосвязях между
внешним видом животных, их образом жизни
и средой обитания.
Отнесение изученных животных к определенным группам животных – млекопитающие,
пресмыкающиеся, птицы, травоядные, хищники.
Узнавание животных жаркого пояса Земли на
иллюстрациях и фотографиях, в натуральном
виде, в естественных условиях; называние изученных объектов.
Выделение существенных признаков животных жарких районов Земли.
Наличие представлений о взаимосвязях между
внешним видом животных, их образом жизни
и средой обитания.
Отнесение изученных животных к определенным группам животных – травоядные, хищники.
Узнавание животных различных районов
нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь,
гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов.
Выделение существенных признаков животных разных районов России.
Называние животных, обитающих в России,
известных из других источников. Наличие
представления о взаимосвязях внешнего вида
животного и места обитания.
Отнесение животных к разным группам на основании различных признаков (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, траво-
ядные).
Узнавание животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов.
Наличие представления о значении Красной
книги.
Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе.
Узнавание животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов.
Отнесение животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие,
птицы, рыбы; хищные, травоядные).
51
Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России
52
Животные нашей местности. Красная книга Пермского края
53
Обобщающий урок по теме «Животный мир»
Человек (13 часов)
Как устроен наш организм Узнавание частей тела человека на иллюстрациях, фотографиях и схемах; называние
изученных объектов (сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки, органы чувств).
Как работает наш орга- Наличие представлений об организме, систенизм
мах органов и их значении в организме человека; о взаимосвязях между органами организма.
Знание названий систем органов.
Здоровый образ жизни че- Знание и соблюдение правил здорового образа
ловека
жизни и санитарно-гигиенических норм.
Понимание значения здорового образа в жизни
человека.
Осанка
Узнавание правильной осанки на иллюстрациях и фотографиях.
Знание и соблюдение правил здорового жизни,
понимание его значения в жизни человека.
Наличие представления о влиянии осанки на
здоровье человека.
Органы чувств
Узнавание органов чувств (глаз, ушей, носа,
языка) на иллюстрациях, макетах и схемах;
называние изученных органов.
Наличие представления о значении органов
чувств; о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении.
Правила гигиены и охрана Соблюдение режима дня, правил личной гигиорганов чувств
ены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека.
Здоровое питание
Знание и соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, санитарно-гигиенических норм; понимание их значения в жизни человека.
Узнавание и называние продуктов животного и
растительного происхождения; выделение их
признаков; отнесение продуктов к соответствующим группам.
Дыхание. Органы дыха- Узнавание и называние органов дыхания (нос,
ния. Правила гигиены
легкие) на иллюстрациях, макетах и схемах.
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Наличие представления о значении органов
чувств, о взаимосвязи органов в организме и
их значении.
Знание и соблюдение правил здорового образа
жизни и личной гигиены, санитарногигиенических норм; понимание их значения в
жизни человека.
Оказание первой меди- Знание и соблюдение правил здорового образа
цинской помощи
жизни, безопасного поведения в природе и
обществе; понимание их значения в жизни человека.
Выполнение несложных заданий по первой
доврачебной помощи (под контролем взрослого).
Профилактика
простуд- Знание
и
соблюдение
санитарноных заболеваний
гигиенических норм, правил здорового образа
жизни, правил личной гигиены, правил поведения при простудных заболеваниях, правил
профилактики простудных заболеваний; понимание их значения в жизни человека.
Выполнение несложных заданий по оказанию
первой доврачебной помощи (под контролем
взрослого).
Специализация врачей
Узнавание врачей на иллюстрациях, фотографиях; называние специализации врачей (педиатр, терапевт, лор, окулист).
Соотнесение заболеваний внутренних органов
и специализации врача
Медицинские учреждения Знание медицинских учреждений своего села;
правил поведения в медицинских учреждениях.
Обобщающий урок по теме «Человек»
Обобщение (2 часа)
Обобщающий урок. Не- Узнавание и называние изученных предметов
живая природа
на иллюстрациях, фотографиях; отнесение
изученных предметов к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы.
Знание элементарных правил безопасного поведения в природе.
Наличие представления о значении неживой
природы в жизни человека, о взаимосвязях
между неживой и живой природой.
Обобщающий урок. Жи- Узнавание и называние изученных объектов на
вая природа
иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам
(растения, животные, организм человека); выделение существенных признаков разных
групп.
Знание и соблюдение элементарных правил
безопасного поведения в природе, личной гигиены, здорового образа жизни. режима дня,
санитарно-гигиенических норм.
Наличие представления о значении живой
природы, о взаимосвязях между неживой и
живой природой.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение 6 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
2. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.