Речевая практика_2

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Основная цель курса «Речевая практика» – развитие речевой коммуникации обучающихся как
способности использовать вербальные (невербальные) средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях; заложить основы интеллектуального, эмоционального,
речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и
письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных
результатов освоения программы по «Речевой практике», а также успешность изучения других
предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической)
и контекстной (монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение круга чтения, создание «литературное пространство», соответствующее возрастным
особенностям и уровню подготовки обучающихся и обеспечивающее условия для формирования
универсальных учебных действий;
- создание условий у обучающихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе
беседы;
- расширение представления детей о правилах поведения в обществе;
- развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценирования
сказки;
- обогащение лексического запаса детей словами;
- умение строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- умение составлять рассказы из личного опыта.
В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный;
- творческий метод.
Общая характеристика учебного предмета
Основная форма организации обучения - урок. На уроках школьники привлекаются к участию в
ролевой игре по теме речевой ситуации, что требует организованной подготовки. Также уроки могут
быть организованы в форме инсценировок, творческих работ.
Участие в речевой ситуации по теме требует организованной подготовки. Весь процесс работы
над речевой ситуацией может быть условно разделен на три взаимосвязанных этапа:
1) накопительный; 2) диалогический; 3) итоговый.
Первый этап – накопительный. Его цель – уточнить и расширить представления умственно отсталых учащихся по теме, познакомить их с проблемой речевой ситуации, обеспечить языковыми средствами для участия в итоговой ролевой игре.
Введение в тему и общее знакомство с предметом обсуждения в рамках каждой речевой ситуации
должно организовываться в занимательной форме, так как заинтересованность детей является зало-

гом повышения их мотивации и последующей активности, в том числе и речевой. Наиболее привлекательными для второклассников являются игровые моменты, связанные с использованием куклы,
мягкой игрушки, сказочного персонажа, введением их в урок в качестве героя и речевого партнёра.
Основное внимание на накопительном этапе должно уделяться коррекции речевых умений и обогащению речевых средств школьников. В этой части можно выделить три группы упражнений, обеспечивающих:
1) активизацию, уточнение и обогащение словарного запаса;
2) формирование умения грамматически правильно и коммуникативно целесообразно строить высказывания;
3) выработку умения использовать интонационные и жестово-мимические средства выразительности, адекватные речевой ситуации.
Основу упражнений первой группы составляют дидактические игры и беседы.
В процессе подготовки учащихся к участию в речевой ситуации учителями широко используют
речевые игры.
В ходе организованных бесед учащиеся упражняются в ответах на вопросы, используя необходимую лексику. Беседы различаются в зависимости от цели и содержания рассматриваемой ситуации.
Это могут быть беседы-рассказывания, беседы-рассматривания и беседы-обсуждения.
В ходе бесед-рассказываний учитель сообщает детям определённую информацию, например, игровой замысел речевой ситуации.
Беседы-рассматривания строятся по вопросам о демонстрируемой игрушке, картине, иллюстрации.
Беседы-обсуждения организуются в конце накопительного этапа и на следующем, диалогическом
этапе. Этот тип беседы строится на анализе ситуации, в ходе которого учащиеся также актуализируют и приобретают необходимый лексический запас.
Последующая игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отработанный речевой материал.
Упражнения второй группы должны быть направлены на осознание учащимися структуры предложений. Учащимся предлагаются задания построить предложение по образцу, по заданной схеме, с
ориентацией на содержание ситуации изменить предложение, «записать» условными знаками сказанное предложение, чтобы другой ученик мог его повторить, и т. д.
Упражнения третьей группы предполагают знакомство учащихся с некоторыми правилами поведения и этикета в той или иной ситуации.
Для формирования у учащихся эмоционального настроя, соответствующего ситуации, а также с
целью развития жестово-мимических умений в уроки могут включаться упражнения по психогимнастике.
Завершается накопительный этап проигрыванием микродиалогов по теме речевой ситуации, состоящих из двух-трёх или четырёх реплик, заранее спланированных и распределённых между участниками.
Собственно речевая ситуация организуется на диалогическом этапе работы. Форма организации
речевой ситуации – ролевая игра, используемая в учебных целях. В содержание ролевой игры включается речевое общение учащихся с учителем и друг с другом в соответствии с распределёнными ролями и игровым сюжетом.
Перед началом игры роли участников распределяет учитель или выбирают сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик детей, а также от степени владения ими
речевыми умениями.
При подготовке к речевой ситуации учащимся предлагают некоторую информацию о социальных
взаимоотношениях партнёров, которая сообщается и параллельно моделируется с помощью элементов костюмов и других атрибутов.
В ходе ролевой игры разворачиваются различные сюжеты в рамках выбранной темы.
Работа над темой речевой ситуации завершается на третьем этапе, который условно назван итоговым.
Здесь основное внимание уделяется работе над развитием связного монологического высказывания. Основная форма работы – составление короткого (три-четыре предложения) рассказа по теме
речевой ситуации с опорой на рассказ учителя и символический или картинно-символический план,
а также на речевой опыт, приобретённый на предшествующих уроках по данной теме.

Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Речевая практика» представлен в предметной области «Язык и речевая
практика». Рабочая программа учебного предмета рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения
учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания,
извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзыв-

чивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
•
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
•
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
•
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.)
•
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством
учителя;
•
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
•
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе.
•
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников
Познавательные УД:
•
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
•
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
•
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
•
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
•
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
•
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
•
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях
•
Выполнять задания словесной инструкции,
•
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
•
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
•
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
•
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей,
•
Называть свою улицу
•
Участвовать в ролевых играх
•
Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Коммуникативные УД:
•
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель - класс)
•
Обращаться за помощью и принимать помощь
•
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
•
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
•
Оформлять свои мысли в устной речи;
•
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
•
Слушать и понимать речь других;
•
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
•
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Развитие жизненной компетенции:
•
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения.
•
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
•
Овладение навыками коммуникации;

•
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
•
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
При оценке достижений школьников по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать такую оценку, которая бы стимулировала активность второклассников в процессе участия в речевых ситуациях. Работа обучающихся на уроке не оценивается
системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично».
Деятельность школьников оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях. Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней школьников, учителю важно проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведёт к снижению активности. При обсуждении
действий участников проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично
указываются на некоторые недостатки. При этом берется во внимание не конечный результат работы
ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика
участвовать в коммуникации.
Отлично – умение использует самостоятельно в учебных ситуациях и повседневном общении;
очень хорошо – использует в учебных ситуациях, при напоминании и помощи взрослого; хорошо –
умение в стации формирования. Если формирование умения не является актуальным для воспитанника, оценка по данному критерию ему не выставляется.
Содержание учебного предмета "Речевая практика"
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3
слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и
др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в - на , у – за, над под, с - на, к - от и др. Например: положи книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту, подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии (Что ты делал?).
Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте. Выполнение каждого задания.
Например: Наташа, подойди к доске и напиши свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её фамилию; Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал
маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговика. Дети вылепили во дворе Снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух Егорок, потом
– трех на одном выдохе (Как на горке на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три
Егорка и т.д.)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы
голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса:
приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в
1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по
фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения
(к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …»,
«Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики
на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные
разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы
«здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До
завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др.
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение
просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики
адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение
просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление»,
«Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование
форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка
при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Алло! Алло!», «С Днем рождения!»

«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросенка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето»
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал».
«Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев»
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!»
№
п/п

Дата проведения
план факт

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Аудирование
Речевая ситуация

1

Школьная жизнь (8 часов)
Добро пожалоПоздравление с
вать!
началом учебного года.

2

У нас новый
ученик

Выполнение ин- Знакомство с новым
струкций по за- учеником.
данию учителя.

3

Кто нас лечит и
кормит

Выполнение ин- Экскурсия по школе:
струкций по за- посещение медиданию учителя.
цинского кабинета,
столовой.
Знакомство с персоналом.

4

Правила для
школьника

5

Дежурим с другом (подругой)

6

Ура! Перемена!

КонструироваВведение детей в синие реплик по туацию знакомства
теме.
Развитие
умения
участвовать в вопросно-ответном
диалоге.
Слушание песни Выявление
пред«Мы дежурные», ставлений детей по
хоровые ответы теме ситуации с поучащихся на во- мощью
вопросов
просы из песни
учителя и с опорой
на иллюстративный
материал
Чтение учителем Обсуждение ситуастихотворения
ции по вопросам
«Перемена»
учителя.

7

Истории о лете

8

Я расскажу вам,
где отдыхал

Отгадывание за- Моделирование диагадок о лете
логов на основе
изображенной
на
картинке ситуации
Разучивание
Моделирование диасчиталок
логов на основе
изображенной
на
картинке ситуации и

Культура общения

Приветствие
и
прощание в школе
и дома. Употребление слов здравствуйте,
доброе
утро, до свидания.
Употребление
слов здравствуйте,
доброе утро, до
свидания. Правила
поведения
при
знакомстве.
Употребление
слов здравствуйте,
доброе утро, до
свидания. Правила
поведения
при
знакомстве.
Расширение представления детей о
правилах поведения при знакомстве.
Закреплять умение
строить высказывание-просьбу и
отвечать на просьбу согласием или
отказом
Познакомить
школьников с основными правилами поведения на
перемене.

9

Игрушки

10

Моя любимая
игрушка

11

Магазин игрушек

12

Уложим куклу
спать

13

Мы уже не малыши

по
собственному
опыту
Игры и игрушки (5 часов)
Разучивание
Обогащать лексичечистоговорок.
ский запас словами,
называющими
игрушки, их основные
признаки и действия
с ними
Чтение учителем Описание игрушки
стихотворения
по
картинноА. Барто «Я графическому плану.
люблю
свою
лошадку»
КонструироваПомочь
перенести
ние возможных полученные знания о
диалогов между ситуации «Покупка в
продавцом и по- магазине» в новые
купателями
в условия
магазине
«Игрушки» с опорой
на содержание
картинки
Слушание сти- Выполнение
игрохотворения
вых действий в сооЮ. Горея
ветствии с текстом.
«Колыбельная». Устные отчеты о
выполняемых действиях. Активизировать в словарном запасе школьников
выражения, традиционные в ситуации
перед сном. Формировать умение давать отчеты о выполняемых действиях.
Чтение
Называние игрушек
стихотворения
и учебных вещей,
А. Барто «Я
классификация с
выросла»
использованием
обобщающего слова.
Составление
предложений «Где
что находится?»,
«Какие предметы не
на своём месте»,
«Что положу в
портфель», «Куда
уберу игрушки».
Беседа о бережном
отношении к вещам.
Составление
высказываний по

Игра «Назови ласково»

Повторить основные правила поведения в магазине.

Тренировочные
упражнения в
произнесении
пожеланий перед
сном спокойным
голосом с ласковой интонацией
Ролевая
игра
«Уложи куклу
спать»

14

15

16

условным схемам
«Куда нужно убрать
вещи (игрушки и
учебные
принадлежности)
Играем в сказку (7 часов)
Знакомство со Разучивание чи- Продолжать формисказкой
«Три стоговорки
ровать представлемедведя»
ния детей о правилах
поведения при знакомстве.
Инсценировка
Инсценирование Развивать интонацисказки
«Три сказки с исполь- онные и жестовомедведя»
зованием
эле- мимические умения
ментов костюмов
Знакомство со Познакомить со Формирование
сказкой
«Три сказкой
навыков взаимопопоросенка»
мощи на примере
героев сказки.

17

Инсценировка
Прослушивание Развивать интонацисказки «Три по- аудиозаписи
онные и жестоворосенка»
сказки «Три по- мимические умения
росенка»

18

Знакомство со Прослушивание
сказкой «Крас- загадки в форме
ная Шапочка»
«звукового
письма»

19

Инсценировка
Инсценирование
сказки «Красная сказки и испольшапочка».
зование элементов костюмов
Знакомство со Заучивание четстихотворением веростишья из
С.
Михалкова стихотворения.
«Мой щенок»

20

21

22

Продолжать формировать представления детей о правилах
поведения при знакомстве.

Выкладывание
картинок в правильной сюжетной
последовательности
Беседа «Самая интересная сказка» с
привлечением
личного опыта
Выкладывание
изображений персонажей сказки на
парте после ответа
на вопрос учителя
«Кто из чего построил домик?»
Беседа «Самая интересная сказка» с
привлечением
личного
опыта
учащихся
Игра «Расскажи по
кругу» с опорой на
картинки

Развивать интонаци- Рассказывание
онные и жестово- сказки учащимися
мимические умения
с опорой на предметные картинки.
Воспитывать у детей Воспроизведение
любовь к животным. содержания стихотворения по сюжетным
картинкам.
Я дома (4 часа)
В
воскресенье Слушание сти- Формировать уважи- Выявление знаний
все дома
хотворения
Е. тельное отношение к учащихся о членах
Благининой
старшим
своей семьи, о по«Посидим в тинимании отношешине»
ний:
старше младше,
умения
составлять предложения по сюжетным
картинкам.
Расскажи о себе Знание
своего
Рассказ о себе по

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Я звоню
домой

имени, отчества,
фамилии, адреса.
себе Моделирование
Познакомить с прателефонных раз- вилами общения по
говоров с мамой. телефону

образцу

Чтение
номеров
телефонов, запись
и заучивание домашнего номера
телефона
Я звоню в экс- КонструироваПознакомить с пра- Составление растренные службы ние диалога с вилами общения по сказа с опорой на
диспетчером
телефону
картинки
«Скорой помощи»
Я и мои товарищи (4 часа)
Слушание сти- Формировать умение
хотворения Г.П. школьников развоШалаевой
рачивать диалог в
«Умей
играть игровых ситуациях.
самостоятельно»
Не надо больше Слушание сти- Моделировать спорссориться
хотворения
Э. ные ситуации и споМошковская «Не собы их решения
надо
больше
ссориться»
Дружат в нашем Слушание песни Выявление
предклассе девочки и «Мы дежурные», ставлений детей по
мальчики
хоровые ответы теме ситуации с поучащихся на во- мощью
вопросов
просы из песни
учителя и с опорой
на иллюстративный
материал
Наш
товарищ Слушание сти- Выявление
предзаболел
хотворения Г.П. ставлений детей по
Шалаевой «Если теме «Опасные ситудруг попал в бе- ации» с помощью
ду, помоги ему» вопросов учителя и с
опорой на иллюстративный материал
Встречаем Новый год (3 часа)
Готовимся
к Разучивание но- Составление письма
празднику
вогоднего стихо- Деду Морозу с опотворения по вы- рой на условнобору учителя.
графические схемы
предложений
Новогодние чу- Слушание песен- Моделирование сидеса
ки «В лесу роди- туации знакомства
лась елочка»
на карнавале
Играем во дворе

Новогодние по- Выбор на рисунке
здравления
ситуации,
соответствующей реплике, произнесенной учителем

Моделирование возможных
диалогов
между героями картинки при преподнесении подарков.

Формировать доброжелательное отношение друг к
другу
Закреплять умение
строить высказывание-просьбу и
отвечать на просьбу согласием или
отказом
Закреплять умение
строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю.

Учить отвечать
на вопросы в беседе и инициировать общение
Развивать
у
школьников жестовомимическую
и
интонационную
выразительность
Реплики
поздравления,
сопровождающие
вручение подарков

32

33

34

Зимняя прогулка (4 часа)
Зимние забавы
Выбор предло- Моделирование возжения, наиболее можных
диалогов
подходящего к между героями каркартинке
из тинки
двух, произнесенных учителем
(У Миши санки.
– У Маши санки.)
Зимняя одежда
Заучивание чи- Рассматривание карстоговорки
«в тинок и называние
шапке да шубке предметов
зимней
хорошо Мишут- одежды и обуви
ке»
Мы катаемся с Н.
Некрасов Закреплять умение
горы
«Детство» (от- составлять рассказы
рывок)
из личного опыта

35

Мы лепим снеговика

36

Я умываюсь

37

Я чищу зубы

38

Режим
школьника

39

Я
правильно
одеваюсь

40

Вещи в
шкафу

41

Я собираюсь на
прогулку

42

Содержу одежду

дня

моем

Закреплять умение
строить высказывание-просьбу, в
связи с ситуацией

Закреплять умение
строить высказывание-просьбу, подать тот или иной
предмет одежды
Закреплять умение
строить высказывание-просьбу, в
связи с ситуацией
Давай, дружок,
Закреплять умение Закреплять умение
Смелей, дружок. составлять рассказы строить высказыКати по снегу
из личного опыта
вание-просьбу, в
Свой снежок.
связи с ситуацией
Мойдодыр (12 часов)
Слушание
от- Активизировать
в Закреплять умение
рывка из стихот- словарном
запасе строить высказыворения «Мой- слова,
обозначаю- вание-просьбу
додыр»
щие предметы гигиены
Отгадывание за- Активизировать
в Закреплять умение
гадок.
словарном
запасе строить высказышкольников слова, вание-просьбу
обозначающие
предметы гигиены
Слушание сти- Познакомить детей с
хотворения
С. режимом дня, с посМихалкова «Про ледовательностью их
Мимозу»
действий.
Слушание сти- Расширить словар- Формирование
хотворения С. Я. ный запас школьни- навыков взаимоМаршака «Рас- ков, обозначающие помощи. Употребсеянный»
предметы одежды
ление слов спасибо, пожалуйста.
Отгадывание за- Употребление в речи Употребление
гадок
предлогов в, на, под. слов спасибо, пожалуйста
Отгадывание за- Расширить словаргадок
ный запас школьников словами, обозначающими предметы одежды и распределение их по
сезонам и по принадлежности.
Отрывок из сти- Расширить словар- Формирование

в чистоте

43

44

45

46

47

48

49

50
51

52

хотворения
В.
Маяковского
«Что такое хорошо, что такое
плохо?»

Опрятному че- Выполнение инловеку
нужны струкций по запомощники
данию учителя
(организационные
инструкции).
Я обуваюсь
Слушание стихотворения
«Научу обуваться и братца» Е.
Благининой
Я ухаживаю за Отгадывание заобувью.
гадок.

ный запас школьников словами, обозначающими предметы, используемые
при уходе за одеждой.
Расширить словарный запас школьников словами, обозначающие предметы бытовой техники.

Расширить словарный запас школьников словами, обозначающие разновидность обуви
Расширить словарный запас школьников словами, обозначающие
предметы
для ухода за обувью
Я по лужам про- Слушание дет- Закреплять умение
гулялся
ской песни «Ан- составлять рассказ
гина»
из личного опыта
Друг заболел
Слушание
от- Расширить словаррывка из стихо- ный запас школьтворения
К.И. ников словами, обоЧуковского
значающие медицин«Айболит»
ские предметы
Мамины помощники (11 часов)
Поведение в ав- Слушание
пе- Расширить словартобусе
сенки «Мы едем, ный запас школьниедем, едем»
ков словами, обозначающие общественный транспорт
Мы не зна-ем, Отгадывание за- Моделирование сикак пройти, Как гадок.
туации «Я забыл добыть?
рогу».
Обратить
внимание детей на
значение
интонационного выделения
слов
Где я живу
Отгадывание за- Запоминание своего
гадок
адреса
Моя дорога в Отгадывание за- Моделирование сишколу
гадок
туации «В школу я
иду таким путем»
За покупками в КонструироваПомочь
перенести
магазин
ние возможных полученные знания о
диалогов между ситуации «Покупка в
продавцом и по- магазине» в новые
купателями
в условия
магазине с опорой на содержа-

навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.
Употребление
слов здравствуйте,
доброе утро, до
свидания. Правила
поведения
при
знакомстве.

Формирование
навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Формирование
доброжелательного отношения к
больному
Формирование
навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.
Формирование
навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Повторить основные правила поведения в магазине.

53

54

55

56

57

58

59

60

61
62

63

64

ние картинки
Я иду в кружок. Конструировние Ролевая ситуация «Я
Кто со мной?
реплик-обраще- записываюсь в круний в ситуации жок»
записи в кружок
Мы в гостях на
дне рождения

Расширять
представления о правилах поведения при
знакомстве с ровесниками и старшими
День рождения! Драматизация
Познакомить с поняЗнакомимся
с песни «К нам тием «познакомить
гостями
гости пришли»
кого-то с кем-то»
День рождения! Отрывок
из Расширять представПровожаем гос- сказки А. Милна ления учащихся о
тей
«Вини-Пух
и правилах поведения
все, все, все…»
при прощании с ровесниками и старшими
Накрываем
на Отгадывание за- Расширить словарстол
гадок
ный запас школьников словами, обозначающие
предметы
посуды.
Правила
этикета за столом.
Поздравляем
Заучивание сти- Составление
помаму
хотворений к 8 здравления маме с
Марта
опорой на условнографические схемы
предложений
Мир природы (9 часов)
К нам весна ша- Слушание сти- Расширить словаргает…
хотворения
А. ный запас школьниПлещеева «Вес- ков словами, обознана»
чающие
признаки
весны
Первоцветы
Слушание сти- Расширить словархотворения
ный запас школь«Подснежник»
ников словами, обозначающими
названия первых весенних цветов
Весенняя
про- Отгадывание за- Экскурсия
на
гулка
гадок
школьный двор.
«А у нас в квар- Слушание сти- Закреплять умение
тире кот! А у хотворения
Б. составлять рассказ
вас?»
Заходер «Киски- из личного опыта
но горе»
Учу попугая го- Отгадывание за- Закреплять умение
ворить
гадки.
составлять рассказ
из личного опыта
У меня есть ще- Проигрывание
Закреплять умение

Познакомить с основными
моделями поведения в
ситуации записи в
кружок
Учить школьников
правильно вести
себя при знакомстве со старшим
по возрасту гостем
Учить школьников
правильно вести
себя при знакомстве со старшим
по возрасту
Учить школьников
правильно вести
себя при прощании со старшим по
возрасту
Использование в
речи слов «передайте,
пожалуйста»,
«подайте,
пожалуйста»
Учить строить репликипоздравления, сопровождающие
вручение подарков

Называние первоцветов ласково.

Называние ласково
Называние ласково
Называние ласко-

нок!

65

66

67

68

стихотворения
составлять рассказ во
А. Прокофьева из личного опыта
«Тузик»

Ухаживаем
за
своими любимцами
Здравствуй ле- Слушание стито!
хотворения
И.
Гуриной
«Здравствуй лето!»
Здравствуй, ле- Отгадывание зато!
гадок, доскажи
словечко
Итоговое занятие

Расширить словарный запас школьников словами, обозначающие признаки
лета
Экскурсия
на
школьный двор.

Учебно-методическое обеспечение
1. Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2018
год.
2. Комарова С.В., Головкина Т.М. Речевая практика. 2 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2024 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».