Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана
на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Основной целью обучения предмета заключается всестороннее развити личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание
и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное
рисование", "коллективная аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок,
аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических
приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и
воображения.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к
нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания
мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей
с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения
практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением основной задачи –
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях
современного общества.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в образовательную область «Искусство»
учебного плана. Рабочая программа во 2 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные
недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного
учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной
деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование (зобразительное искусство)», относятся:
• положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
• приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
• умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
• представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
• стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и
инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
• умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности
(нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных
мнений;
• проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
• стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
• стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности,
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения
практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной
области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету
«Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
• знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
• знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
• знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
• пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
• знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:
Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
• организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
• следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
• владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации
(вырезание и наклеивание);
• рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии
с темой;
• применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;
• ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
• адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
• узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
• знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
• знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
• знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
• знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка,
линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
• знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы
предмета и т.д.;
• знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
• знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
• нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
• следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
• оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
• использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
• применение разнообразных способов лепки;
• рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и
свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
• различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
• различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются
как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Оценка достижений результатов обучающихся
Оценка «5» ставится, если обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой
все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Содержание программы учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение
композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на урока изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы
и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность
на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обводящих
движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
• отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
• размазывание по картону;
• скатывание; раскатывание, сплющивание;
• примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
• складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
• совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
• расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих
пространственных положениях;
• составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
• приемы работы с ножницами;
• раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с
пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от…, посередине;
• приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;
• приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
• рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам
предметов несложной формы по образцу);
• рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
• рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш.
Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
• штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штриховка и
упорядоченная штриховка в виде сеточки);
• рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
• приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
• приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой
и т.п.;
• приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью;
рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
• правила обведения шаблонов;
• обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности.
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и
изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение
изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании
способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше –
меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия
композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном
рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции,
конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого
куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или
обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и
т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы
построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю,
углам, в центре и т.п.)
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации,
рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи.
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по
образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства.
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения
живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов,
И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа
из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и
т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов).
Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и
воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по
памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной
поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной,
сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
Раздел: «Обучение композиционной деятельности».
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или
силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край
листа" (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в
зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры
рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует
жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в
группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием
формы и цвета элементов узора.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при
рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.
Примерные задания.
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных на
общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").
Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью
на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в полосе
из листьев и цветов" - "Красивый коврик";
Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию».
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном,-горизонтальном и
наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование
приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе
(человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием приема сравнения).
Примерные задания.
Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке, кофте, фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок"; "Снеговик"
(пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".
Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определенной
форме части тела изображаемого объекта).
Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных линий карандашом в здании "Сломанный телевизор" (рисуются полосы разных видов на экранах телевизоров);
"Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывание ломанными линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и простокваши) - работа простым карандашом или фломастером.
Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или "Мама"); зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) - по выбору учителя.
"Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по выбору учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в
живописи».
Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде".
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись
силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной
формы (акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге).
Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" -"Серая туча, идет дождь" - сопоставление радостных и мрачных цветов (графический диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге).
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства».
Беседа по плану:
1. Кто написал картину.
2. Чем написал художник картину, на чем.
3. Что художник изобразил на картине.
4. Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал
Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;
круглый, квадратный, треугольный;
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему?
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
2. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать
другие.
3. Как художник изображает деревья в разные времена года.
4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам:
Произведения живописи: И. Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая роща", И.
Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели";
И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин
"Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца,
Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Речевой материал.
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Художник, природа, красота; белила, палитра;
ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;
идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
светлый (светло-синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко,
далеко;
форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор;
Россия, Русь, народ, русский и другие народности.
приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти);
работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде;
в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;
Сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина загораживает дом.
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения
изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду).
Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти,
"примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге
и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные
формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской
игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба,
крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по
сюжету дерево на ветру); передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по-мокрому".
Основные требования к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
- о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения);
- требования к композиции изображения на листе бумаги;
- некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева (части дерева);
- речевой материал, изучавшийся в I и II классе;
Учащиеся должны уметь:
- рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (горизонтальном, вертикальном, наклонном к горизонтальному направлению);
- рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с помощью опорных точек, по шаблону
или самостоятельно, от руки);
- изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством
учителя и по памяти, самостоятельно;
- рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая
строение;
- изображать дома городского и деревенского типа;
- передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на
тему;
- выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием
формы или цвета;
- следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.
Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
Количество
часов
Обучение композиционной деятельности
9
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму пред10
метов, пропорции и конструкцию
Разделы, темы
3.
4.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
10
5
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема урока
Дата проведения
план
факт
Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! Рисование.
Ветка с вишнями. Рисование и лепка.
Лепка. Корзина с разными съедобными грибами.
Беседа о художниках и их картинах.
Фон темный, светлый. Рисунок зайца.
Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева.
Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование
фона. Небо.
Главные и составные цвета. Рисунок. Туча.
Рисунок. «Фрукты на столе». «Овощи на столе»
Рисование фигуры человека по шаблону.
Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека.
Рисунок. «Мама в новом платье».
Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе».
Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами.
Аппликация и рисунок.
Весёлый Петрушка на новогоднем празднике.
Весёлый хоровод вокруг ёлки. Аппликация «Хоровод».
Разные породы собак. Лепка «Собака».
Рисунок «Собака».
Разные породы кошек. Лепка «Кошка».
Лепка. Мишка. Собачка.
Аппликация с дорисовыванием «Мишка».
Дымковская игрушка. Лепим «Барыню».
Рисунок «Птичка-зарянка».
Весна. Скворечники на берёзе. Аппликация «Скворец сидит на
ветке и поёт песню».
Аппликация «Ваза».
Рисунок «Ваза».
Красивые разные цветы. Цветы в работах известных художников.
Рисунок «подснежник».
Аппликация «Подснежник».
Рисунок «Ваза с цветами».
Аппликация «Ваза с цветами».
Рисунок «Кактус».
Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику».
Рисунок по описанию «В парке весной».
Учебно-практическое оборудование
1.
М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2018 год.
2. Изображения (картинки, фотографии) в соответствии с тематикой, определённой
в программе по рисованию; репродукции картин; натуральные объекты; образцы рисунков.
3.