Русский язык_2

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит
успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения
языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Ведущее место предмета «Русский язык» обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того,
что правильная речь - это показатель культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач.
Целью предмета является формирование академических и жизненных компетенций.
Формирование академических компетенций:
- формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
- умение различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
- умение дифференцировать оппозиционные согласные;
- умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
- уточнение и обогащение словаря с уточнением представления об окружающем мире;
- с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательные знаки);
- делить текст на предложение;
- выделять тему текста (о чем идет речь) озаглавливать его.
- формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность;
- совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
Формирование жизненных компетенций:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие письменной и устной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту
и развитию ребенка, отработка для реализации этой цели четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства
объектом осознания обучающимися;
- научить обучающихся читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное
отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и
письму и в целом русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Целью обучения русскому языку обучающихся с интеллектуальными нарушениями является формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам максимально реализоваться в
самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
- развитие у обучающихся познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
- совершенствование устной речи обучающихся на уровне языковых единиц; закрепление правильного
произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащения
словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
- обучение обучающихся применению изученных орфографических правил;
- формирование у обучающихся первоначальных умений в письменных высказываниях.
Нарушения всех сторон психики умственно отсталых обучающихся, особенно дефекты мышления
и речи, обуславливают специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только
в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе, весь процесс обучения в коррекционной школе носит элементарнопрактический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи обучающихся, особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в
течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность,
«пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно коммуникационные, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: комбинированный урок, урок совершенствования знаний и умений, урок изучения
нового материала, урок обобщения и систематизации, урок проверки знаний. Во время уроков проводится фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, предмет «Русский язык» неразрывно связан со всеми учебными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными умениями. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые
во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Программа по
русскому языку рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков
каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по русскому языку составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых

приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты обучения:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
- осознать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, -вставать выходить изза парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать и писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- вступать в контакт и работать в коллективе;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих
умений:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л], свистящие и шипящие,
твердые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значения слов, соотнося их с картинками;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь;
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
- умение грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением
- усвоение правописания большой буквы в начале и точки в конце предложения;
- прописная буква в именах людей, кличках животных
- умение подбирать родственные слова на основе картинок.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
- различать сходные по начертанию буквы;
- дифференцировать на слух и в произношении
- называть предметы на картинках и подби- звонкие и глухие, [р] - [л], свистящие и шипярать к ним названия действий;
щие, твердые и мягкие согласные; правильно
- составлять предложение по действию или по обозначать их соответствующими буквами на
картинке с помощью учителя
письме (в сильной позиции); определять зна- списывать по слогам с рукописного и печат- чения слов, соотнося их с картинками;
ного текста;
- делить слова на слоги;
- составлять буквенную схему слов типа шар, - группировать слова – названия предметов и
суп, Мила;
названия действий;
- делить слова на слоги;
- приводить в качестве примеров слова этих
- писать под диктовку буквы, слоги, слова (из категорий;
3 – 4 букв, написание которых не расходится - списывать по слогам с рукописного и печатс произношением (6 слов).
ного текстов;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова и предложения из
слов, написание которых не расходится с произношением (8 – 10 слов).
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Использование в учебном процессе разного рода проверочных работ – это та форма контроля, который помогает учителю вовремя зафиксировать момент перехода знаний каждого отдельного ученика из зоны ближайшего в зону актуального развития. Большое разнообразие проверочных работ и

предлагаемая частота их использования на уроках связана с пониманием самой мучительной для учителя проблемы выработки орфографической зоркости у учащихся. Необходимо на каждом уроке найти
время и место для письма под диктовку хотя бы одного предложения с последующим подчёркиванием
в словах знакомых орфограмм.
В течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых
результатов, а также промежуточный и итоговый контроль предметных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется преимущественно пятибалльная система. Определяющим фактором для выставления оценки является динамика образовательных достижений обучающегося по учебному предмету, расширение его жизненных компетенций.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их
в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо
ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по
данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом
результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических
задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при
выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком
уровне осознанного усвоения пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.
Содержание учебного предмета "Русский язык"
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и
чистописание», «Связная письменная речь».
Повторение.
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на
схеме правил записи предложений. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ
схемы, количество слов в схеме и в записанном предложении.
Распространение предложений с помощью картинок: Вова рисует (заяц). Стёпа стучит (молоток) и
др. Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за отдельным
написанием «маленького» слова в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая
предлог.
Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Различение реального предмета (предмет — на столе, в шкафу, в ранце) и слова,
называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем в схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предложения в схеме и в тетради.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условные обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме (звукобуквенная
схема). Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление
предложения с заданным словом.

Сравнение слов, отличающихся одним звуком, количеством звуков, их расположением. Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснения значения слова.
Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Деление слов на слоги. Четкое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов.
Слова со звуками и транскрипцией И и Й. Различение их значений. Деление данных слов на слоги.
Составление схемы слов. Включение слов в предложение.
Слова со звуками Р и Л. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов.
Звукобуквенный анализ слов с четким звуко - слоговым проговариванием.
Звонкие и глухие согласные. Их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных
звуков соответствующими буквами. Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов.
Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Четкое
звуко - слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов.
Согласные свистящие и шипящие. Дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их
буквами. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов.
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с
данными буквами.
Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определений значений
слов. Обозначение на письме мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю, Я, твердости – буквами А, О,
У, Ы.
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и
мягкими согласными звуками на конце.
Слово.
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное
называние.
Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопрос что? к группе предметов и
к их обобщающему названию.
Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета.
Группировка предметов и их названий, отвечающих на вопрос кто?
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто?
что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета.
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по
вопросам что делает? Что делают?
Подбор и группировка слов, обозначающих действия по их назначению.
Согласование слов, обозначающих действия с названиями предметов. Упражнения в составлении
сочетаний слов по вопросам кто что делает? И кто что делают? Различение названий предметов и
названий действий по вопросам.
Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного обозначения предметов.
Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предметов в пространстве. Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в
схеме и записи.
Слова с непроверяемой гласной. Наблюдения за единообразным написанием гласных в слова-«родственниках». Подбор таких слов на основе картинок, предметов, вопросов. Выделение слов-«родственников» из предложений.
Словарь: береза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко,
морковь, мороз, Москва, огурец, отец, пальто, ребята, собака, улица (20 слов).
Предложение
Составление предложений по картинке, по теме. Коллективное обсуждение темы предложения.

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение
оформления предложения в схеме и записи.
Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение обучающихся к пониманию того, что
набор слов ни есть предложение.
Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее.
Работа с деформированным предложением.
Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос.
Чтение диалогов (не более четырех реплик). Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной в ответе.
Повторение.
Повторение основных пройденных тем за год:
Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слов. Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие название действий. Предложение.
Письмо и чистописание
Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Сравнение
буквенных знаков каждой группы.
Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.
Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.
Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых
не расходится с произношением.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными
рисунками и их запись.
Контрольное списывание.
Буквенные, слоговые, словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые диктанты.
Контрольные диктанты (10-15 слов).
Связная письменная речь.
Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе сюжетных картинок.
Составление подписей к серии сюжетных картинок (2-3 кадра). Коллективный выбор заголовка из
данных учителем.
Работа с деформированным текстом, состоящим из трех предложений. Коллективная запись текста
после его анализа.
Изложение текста (3 предложения), воспринятого зрительно по вопросам. Коллективная запись
каждого предложения.
Практическая часть (контрольные и проверочные работы).
№
п/п
1-2
3-4
5-6

Дата проведения
план факт

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Основные виды
учебной деятельности
(на уровне БУД)
Выделение звука и
буквы в слове.
Предмет и слово, называющее предмет.
Правила записи предло- Знать правило правопижения.
сания
предложения.
Осознание себя как ученика. Вступать в контакт учитель-ученик.

Область развития жизненных компетенций

Уметь употреблять заглавную букву в начале
предложения и точку в
конце
предложения.
Грамматически
правильно оформлять свое

7

8-9
1011

12

13

1415

1617

Предложение
схема.

и

его Уметь составлять предложение по его схеме.
Знать
правописание
словарного слова СОБАКА. Вступать в контакт учитель- ученик.
Соблюдать
ритуалы
школьного поведения
Распространение предложений.
Составление предложе- Уметь дополнять предний с данным словом.
ложение словом. Фиксация предложения в
схеме и в тетради. Знать
правописание словарного слова КАРАНДАШ. Вступать в контакт учитель- ученик.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию.
Контрольное списыва- Уметь соотносить пение по теме «Предло- чатные и письменные
жение»
буквы. Знать правила и
использовать при списывании. Уметь слушать инструкцию к
учебному заданию.

высказывание, говорить
выразительно и внятно
Уметь употреблять заглавную букву в начале
предложения и точку в
конце
предложения.
Грамматически
правильно оформлять свое
высказывание, говорить
выразительно и внятно.

Грамотно
составлять
предложения,
делать
логическое ударение.

Уметь писать раздельно
слова в предложении,
оформлять предложения, записывать слова
без пропуска, искажения и замены букв; умение выделять гласные и
согласные буквы.
Работа над ошибками.
Уметь находить ошибки Соотносить печатные и
в работе и их исправ- рукописные буквы.
лять. Вступать в контакт
учитель-ученик.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию.
Гласные звуки и буквы. Составлять звукобук- Уметь
распознавать
венную схему. Записы- гласные и согласные
вать слова по схеме. звуки и буквы на слух и
Уметь принимать по- на письме, четко произмощь одноклассников; носить.
Соотносить
Ориентироваться
в звуки и буквы в словах
своей системе знаний
на слух и на письме,
четко произносить.
Согласные звуки и Уметь находить ошибки Уметь
распознавать
буквы.
в работе и их исправ- гласные и согласные
лять. Вступать в кон- звуки и буквы на слух и
такт
учитель-ученик. на письме, четко произУметь слушать ин- носить.
Соотносить
струкцию к учебному звуки и буквы в словах
заданию.
на слух и на письме,
четко произносить.

1819

2021

2223

Слова, которые разли- Составлять звукобукчаются одним звуком.
венные схемы слов. Запись слов по следам
анализа. Знать правописание словарного слова
ВЕТЕР. Активно включаться в учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Слова, которые разли- Составлять звукобукчаются
количеством венные схемы слов. Зазвуков
пись слов по следам
анализа. Активно включаться в учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Слова, которые разли- Составлять звукобукчаются последователь- венные схемы слов. Заностью
пись слов по следам
звуков.
анализа. Уметь слушать
инструкцию к учебному
заданию.

24

Контрольное списыва- Уметь соотносить пение по теме «Слово».
чатные и письменные
буквы. Знать правила и
использовать при списывании. Уметь слушать инструкцию к
учебному заданию.

25

Работа над ошибками.

26

Сравнивать слова, отличающиеся одним звуком. Наглядно объяснять значение слов при
помощи картинок. Употреблять эти слова в
своей речи.

Сравнивать слова, отличающиеся количеством
звуков. Наглядно объяснять значение слов при
помощи картинок. Употреблять эти слова в
своей речи.
Сравнивать слова, различающиеся последовательностью
звуков.
Наглядно
объяснять
значение слов при помощи картинок. Употреблять эти слова в
предложениях.
Уметь писать раздельно
слова в предложении,
оформлять предложения, записывать слова
без пропуска, искажения и замены букв; умение выделять гласные и
согласные буквы.
Соотносить печатные и
рукописные буквы.

Уметь находить ошибки
в работе и их исправлять. Вступать в контакт
учитель-ученик.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию.
Знакомство со знаком Составлять звукобук- Уметь выделять ударударения.
венные схемы слов. За- ную гласную при произпись слов по следам несении и на письме.
анализа. Знать правописание словарного слова
МОСКВА.
Активно
включаться в учебную
деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи. Умение
анализировать
на
наглядном материале

2728

2931

32

3334

3536
3738

Выделение
ударного Знать правила и испольгласного в слове.
зовать при списывании.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию.
Активно
включаться в учебную
деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Деление слов на слоги. Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Гласные в образовании Уметь делить слова для
слогов.
переноса. Уметь слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.
Деление слов со зву- Работа над значением
ками И-Й на слоги.
слов со звуками И-Й.
Составление
схемы
слов. Определять значение слов. Знать правописание
словарного
слова МОРКОВЬ. Формирование умения принимать и сохранять
учебную задачу.
Учиться выполнять различные роли в группе, в
классном коллективе.
Соблюдать правила обращения с наглядным
материалом.
Перенос слов по слогам.
Различение Б – П.
Уметь давать характеристику согласным звукам. Обозначать звуки
[б] - [п] буквами б –п на
письме.
Определять
значение слов. Формирование
выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Частично
анализировать свои ошибки в ответах.

Уметь грамотно списывать текст, проговаривать его по слогам и
каллиграфически
писать.

Делить слова на слоги с
четким произнесением
каждого слога. Составлять слова из этих слогов с опорой на картинки. Употреблять эти
слова в своей речи.
Делить слова на слоги с
четким произнесением
каждого слога. Составлять слова из этих слогов с опорой на картинки.
Уметь дифференцировать слова со звуками
[и] - [й] на слух и в произношении, обозначать
буквами и – й на
письме;
четко
проговаривать
звуки в речи. Различать
и объяснять значения
слов, соотнося их с картинками и предметами
окружающего мира.

Уметь дифференцировать слова со звуками
[б] - [п] на слух и в произношении,
четко проговаривать и
записывать слова и
предложения с этими
звуками. Различать и
объяснять
значения
слов, соотнося их с картинками и предметами
окружающего мира.

3940

Различение В - Ф.

4142

Различение Г – К.

4344

Различение Д – Т.

4546

Различение Ж – Ш.

Учитывать разные мнения.
Уметь давать характеристику согласным звукам. Обозначать звуки
[в]- [ф] буквами в-ф на
письме.
Определять
значение слов. Активно
включаться в учебную
деятельность. Принимать и сохранять цели и
задачи. Умение анализировать на наглядном
материале
Уметь давать характеристику согласным звукам. Обозначать звуки
[г] - [к] буквами г –к на
письме.
Определять
значение слов. Активно
включаться в учебную
деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи. Умение
анализировать
на
наглядном материале.
Уметь давать характеристику согласным звукам. Обозначать звуки
[д] - [т] буквами д –т на
письме.
Определять
значение слов. Формирование
выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Частично
анализировать свои ошибки в ответах.
Учитывать разные мнения.
Уметь давать характеристику согласным звукам. Обозначать звуки
[ж] - [ш] буквами ж –ш
на письме. Определять
значение слов. Владеть
диалогической формой
коммуникации;
Проводить сравнение и
классификации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.

Уметь дифференцировать слова со звуками
[в] - [ф] на слух и в произношении, четко проговаривать и записывать слова и предложения с этими звуками.
Различать и объяснять
значения слов, соотнося
их с картинками и предметами окружающего
мира.
Уметь дифференцировать слова со звуками
[г] - [к] на слух и в произношении, четко проговаривать и записывать слова и предложения с этими звуками.
Различать и объяснять
значения слов, соотнося
их с картинками и предметами окружающего
мира.
Уметь дифференцировать слова со звуками
[д] - [т] на слух и в произношении, четко проговаривать и записывать слова и предложения с этими звуками.
Различать и объяснять
значения слов, соотнося
их с картинками и предметами окружающего
мира.

Уметь дифференцировать слова со звуками
[ж] - [ш] на слух и в произношении, четко проговаривать и записывать слова и предложения с этими звуками.
Различать и объяснять
значения слов, соотнося
их с картинками и предметами окружающего
мира.

Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности.
Уметь давать характеристику согласным звукам. Обозначать звуки
[з] - [с] буквами з –с на
письме.
Определять
значение слов. Уметь
слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.

4748

Различение З – С.

49

Различение звонких и Уметь давать характеглухих согласных.
ристику согласным звукам. Формирование выраженной устойчивой
учебно-познавательной
мотивации учения.
Частично
анализировать свои ошибки в ответах.
Учитывать разные мнения.

50

Контрольное списыва- Проверка степени усвоние по теме: «Звонкие и ения обучающихся по
глухие согласные».
теме. Уметь слушать
инструкцию к учебному
заданию.
Работа над ошибками.
Уметь выполнять работу над ошибками.
Шипящие согласные
Знать шипящие звуки и
выделять их в слове.
Владеть диалогической
формой коммуникации;
Проводить сравнение и
классификации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности.
Свистящие согласные. Знать свистящие звуки
и выделять их в слове.
Знать
правописание
словарного
слова
УЛИЦА. Владеть диалогической
формой
коммуникации;
Проводить сравнение и
классификации.

51
5253

5455

Уметь дифференцировать слова со звуками
[з] - [с] на слух и в произношении, четко проговаривать и записывать слова и предложения с этими звуками.
Различать и объяснять
значения слов, соотнося
их с картинками и предметами окружающего
мира.
Уметь дифференцировать слова со звонкими
и глухими согласными
на слух и в произношении, четко проговаривать и записывать слова
и предложения с этими
звуками. Различать и
объяснять
значения
слов, соотнося их с картинками и предметами
окружающего мира.
Умение находить в словах изученные орфограммы.
Уметь находить ошибки
в своей работе.
Определять значение
слов, соотнося их с картинками. Четко проговаривать шипящие согласные и писать слова
с ними.

Определять значение
слов, соотнося их с картинками. Четко проговаривать свистящие согласные и писать слова
с ними.

56

57

58

59

60

Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Различение шипящих и Уметь дифференциросвистящих согласных.
вать свистящие и шипящие звуки, выделять их
в словах. Уметь слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.
Буква Е в начале слова Запоминание написания
или слога.
слов с данной буквой.
Составление буквенной
схемы. Уметь слушать
инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Буква Ё в начале слога Запоминание написания
или слова.
слов с данной буквой.
Составление буквенной
схемы. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Буква Ю в начале слова Запоминание написания
или слога.
слов с данной буквой.
Составление буквенной
схемы. Активно включаться в учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Буква Я в начале слога Запоминание написания
или слова
слов с данной буквой.
Составление буквенной
схемы. Знать правописание словарного слова
ЗАЯЦ. Формирование
умения принимать и сохранять учебную задачу.
Учиться выполнять различные роли в группе, в
классном коллективе.
Вступать и сохранять

Уметь различать на
слух и в произношении
шипящие и свистящие
согласные в слогах и
словах, писать слова и
предложения с ними.
Определять значение
слов, соотнося их с картинками и предметами
окружающего мира.
Уметь различать на
слух и на письме слова с
буквой Е в начале слова.
Грамматически
правильно оформлять свое
высказывание, говорить
выразительно и внятно.
Уметь различать на
слух и на письме слова с
буквой Ё в начале слова.
Пополнять запас активного и пассивного словаря

Уметь различать на
слух и на письме слова с
буквой Ю в начале
слова. Пополнять запас
слов активного и пассивного словаря
Уметь различать на
слух и на письме слова с
буквой Я в начале
слова. Пополнять запас
слов активного и пассивного словаря

6162

коммуникацию во всех
этапах урока.
Буква Е, Ё, Ю, Я в Письмо предложений с
начале слова или слога. данными
буквами.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.

63

Контрольный диктант
по
теме
«Гласные
буквы в начале слова
или слога».

Письмо предложений с
данными
буквами.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Уметь выполнять работу над ошибками.
Обозначать
мягкость
согласных буквой И,
твердость буквой Ы.
Определять твердость и
мягкость
согласных.
Владеть диалогической
формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Обозначать
мягкость
согласных буквой Ё,
твердость буквой О.
Определять твердость и
мягкость
согласных.
Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.

64

Работа над ошибками.

65

Гласные Ы – И после
твёрдых и мягких согласных

66

Гласные О – Ё после
твёрдых и мягких согласных

67

Гласные У – Ю после Обозначать
мягкость
твёрдых и мягких со- согласных буквой Ю,
гласных
твердость буквой У.
Определять твердость и
мягкость
согласных.
Уметь слушать инструкцию к учебному

Уметь различать на
слух и на письме слова с
буквами Е, Ё, Ю, Я в
начале слова, слог а.
Пополнять запас в активного и пассивного
словаря. Грамматически правильно оформлять свое высказывание, говорить выразительно и внятно.
Уметь грамотно списывать текст, проговаривать его по слогам и
каллиграфически
писать.
Уметь находить ошибки
в своей работе.
Различать на слух и в
произношении твердых
и мягких согласных.
Употреблять гласные
звуки для определения
мягкости и твердости.
Определять значение
слов, соотнося их с картинками и предметами
окружающего мира.
Различать на слух и в
произношении твердых
и мягких согласных.
Употреблять гласные
звуки для определения
мягкости и твердости в
произношении и на
письме.
Определять
значение слов, соотнося
их с картинками и предметами окружающего
мира.
Различать на слух и в
произношении твердых
и мягких согласных.
Употреблять гласные
звуки для определения
мягкости и твердости в
произношении и на
письме.
Определять
значение слов, соотнося

68

Гласные А – Я после
твердых и мягких согласных.

69

Гласная Е после мягких
согласных.

70

Различение твёрдых и
мягких согласных

71

Буква «Ь» для обозначения мягкости согласных на конце слова.

72

Письмо слов с мягкими
согласными на конце.

заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Обозначать
мягкость
согласных буквой Я,
твердость буквой А.
Определять твердость и
мягкость
согласных.
Владеть диалогической
формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности.
Обозначать
мягкость
согласных буквой Е.
Формирование умения
принимать и сохранять
учебную задачу.
Учиться выполнять различные роли в группе, в
классном коллективе.
Соблюдать правила обращения с наглядным
материалом.
Вступать и сохранять
коммуникацию во всех
этапах урока.
Обозначать
мягкость
согласных
буквами
И,Е,Ё,Ю,Я, твердость
буквами
Ы,А,О,У.
Определять твердость и
мягкость
согласных.
Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Объяснение написания
мягкого знака в словах.
Анализ правил, связанных с употреблением Ь.
Владеть диалогической
формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Анализ правил, связанных с употреблением Ь
Работа с деформированным текстом. Уметь
слушать инструкцию к

их с картинками и предметами окружающего
мира.
Различать на слух и в
произношении твердых
и мягких согласных.
Употреблять гласные
звуки для определения
мягкости и твердости в
произношении и на
письме.
Определять
значение слов, соотнося
их с картинками и предметами окружающего
мира.
Употреблять гласные
звуки для определения
мягкости в произношении и на письме. Определять значение слов,
соотнося их с картинками и предметами
окружающего мира.

Различать на слух и в
произношении твердых
и мягких согласных.
Активация речи. Употреблять гласные звуки
для определения мягкости. Писать слова с
этими буквами. Активация речи.
Дифференцировать на
слух и в произношении
мягкие согласные на
конце слова, правильно
обозначать их соответствующими буквами.
Уметь объяснять значение слов и использовать
их в своей речи.
Уметь подбирать слова
с Ь по смыслу в предложении. Грамматически
правильно оформлять

73

Различие твёрдых и
мягких согласных на
конце слова

74

Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце.

75

Контрольный диктант
по теме «Твердые и
мягкие согласные».

76

Работа над ошибками

77

Предмет и его название.

7879

Названия предметов,
отвечающих на вопрос
что?

80

Названия частей предмета

учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.
Дифференциация твердых и мягких согласных
на конце слова. Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Дифференциация слов с
твердыми и мягкими
согласными на конце
слова. Активно включаться в учебную деятельность. Принимать и
сохранять цели и задачи.
Дифференциация твердых и мягких согласных
на конце слова в произношении и на письме.
Владеть диалогической
формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Выполнять работу над
ошибками.
Умение выделять слова,
обозначающих названия предметов (с помощью вопросов). Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. Вступать и
сохранять коммуникацию во всех этапах
урока.
Уметь находить предмет и ставить к нему вопрос. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности.
Уметь называть предмет и его части. Знать

свое высказывание, говорить выразительно и
внятно.
Дифференцировать на
слух и в произношении
мягкие согласные, правильно обозначать их
соответствующей буквой и четко проговаривать их.
Дифференцировать на
слух и в произношении
мягких и твёрдых согласных,
правильно
обозначать их соответствующей буквой и
четко проговаривать их.
Уметь грамотно списывать текст, проговаривать его по слогам и
каллиграфически
писать.

Уметь находить ошибки
в своей работе.
Дифференцировать
слова, обозначающие
названия
предмета.
Овладение
грамотой,
основными речевыми
формами и правилами
их применения.

Знать названия предметов окружающей действительности, отвечающих на вопрос что
это? Уметь подбирать
названия к рисунку. Использовать эти слова в
своей речи.
Уметь находить предмет и называть его части, ставя к каждому

81

82

83

84

8586

правописание словарного слова ПАЛЬТО.
Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Различение
сходных Уметь различать сходпредметов и их назва- ные предметы и их
ний.
названия. Уметь слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.
Обобщающее слово для Обозначение обобщаюгрупп
однородных щим словом группы випредметов.
довых предметов. Постановка вопроса к
группе предметов и к их
общему названию.
Знать
правописание
словарного слова ОГУРЕЦ. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Названия предметов, Уметь находить предотвечающих на вопрос мет и ставить к нему вокто?
прос.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.

слову вопрос. Грамматически
правильно
оформлять свое высказывание, говорить выразительно и
Уметь находить и называть различия в названиях сходных по назначению и по форме предметов. Грамматически
правильно оформлять
свое высказывание, говорить выразительно и
внятно.
Уметь
группировать
предметы и их названия, отвечающих на вопрос что? Расширять
запас общих представлений.

Знать названия предметов окружающей действительности, отвечающих на вопрос кто
это?
Грамматически
правильно оформлять
свое высказывание, говорить выразительно и
внятно.
Уметь
группировать
предметы и их названия, отвечающих на вопрос кто? Грамматически правильно оформлять свое высказывание, говорить выразительно и внятно.

Обобщающее слово для Обозначение обобщаюгруппы
однородных щим словом группы
предметов
предметов. Постановка
вопроса к группе предметов и к их общему
названию.
Знать
правописание
словарного слова КОРОВА.
Различай слова, отвеча- Уметь задавать вопросы Уметь различать и
ющие на вопрос КТО? к предметам окружаю- называть
предметы
ЧТО?
щей действительности. окружающей действительности, отвечающие
на вопросы что? кто?

8788

89

90
91

92

93

9495

Запись слов рядом с вопросом. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Слова, обозначающие Уметь задавать вопросы
один и несколько оди- к предметам окружаюнаковых предметов.
щей действительности.
Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Контрольный диктант
по теме «Названия
предметов».
Работа над ошибками.
Большая буква в име- Знать, что имена людей
нах людей.
пишутся с большой
буквы. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Большая буква в име- Знать, что фамилии люнах и фамилиях людей. дей пишутся с большой
буквы. Формирование
умения принимать и сохранять учебную задачу.
Учиться выполнять различные роли в группе, в
классном коллективе.
Большая буква в клич- Знать, что клички жиках животных.
вотных пишутся с большой буквы. Уметь слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.
Большая буква в име- Знать, что клички жинах и фамилиях людей, вотных, имена и фамив кличках животных.
лии людей пишутся с
большой буквы. Уметь
слушать инструкцию к
учебному
заданию.

Называть словом один
предмет или группы
одинаковых предметов,
отвечающих на вопросы кто? что? Пополнять запас слов активного и пассивного словаря.

Знать и различать имена
девочек и мальчиков.
Уметь называть и записывать свои имена. Расширять запас общих
представлений.

Уметь называть и записывать свои фамилии.
Расширять запас общих
представлений.

Уметь называть и записывать клички животных. Пополнять запас
слов активного и пассивного словаря.

Уметь называть и записывать клички животных, имена, фамилии
людей. Пополнять запас
слов активного и пассивного словаря.

96

Действие и его название. Название действий, отвечающие на
вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

97

Названия действий отвечающих на вопросы
что делают?

9899

Подбор названий действий к названиям
предметов.

100

Различение названий
действий по вопросам.
Различение названий
предметов и названий
действий
по вопросам.

101

Умение анализировать
на наглядном материале
Знать вопросы, на которые отвечают слова действия. Формирование умения принимать
и сохранять учебную задачу. Учиться выполнять различные роли в
группе, в классном коллективе.
Вступать и сохранять
коммуникацию во всех
этапах урока.
Уметь согласовывать
предмет и его действие
во
множественном
числе. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Уметь согласовывать
предметы и действия.
Знать
правописание
словарного слова ВОРОБЕЙ. Формирование
умения принимать и сохранять учебную задачу. Учиться выполнять различные роли в
группе, в классном коллективе.
Соблюдать правила обращения с наглядным
материалом. Вступать и
сохранять коммуникацию во всех этапах
урока.
Различение
названий
предметов и названий
действий.
Проверка
правописания словарных слов. Уметь слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.

Уметь различать действие и его название.

Уметь находить много
предметов и подбирать
название действия к
нему. Ставить к нему
вопрос. Грамматически
правильно оформлять
свое высказывание, говорить выразительно и
внятно.
Уметь подбирать и
группировать
слова,
обозначающих
действия по их назначению.
Грамматически
правильно оформлять
свое высказывание, говорить выразительно и
внятно.

Уметь составлять словосочетания со словами
предметами со словами
действиями.
Владеть
нормами согласования,
управления.
Грамматически
правильно оформлять свое
высказывание, говорить
выразительно и внятно.

102

103
104

105106

107108

109110

111

112

Контрольный диктант
по теме «Названия действий».
Работа над ошибками.
Предлог как отдельное Знать правило правопислово.
сания предлога со словами. Знать правописание словарного слова
БЕРЕЗА. Формирование умения принимать
и сохранять учебную задачу. Учиться выполнять различные роли в
группе, в классном коллективе.
Вступать и сохранять
коммуникацию во всех
этапах урока.
Употребление предло- Знать правило правопигов в предложении.
сания предлога со словами. Знать правописание словарного слова
МАШИНА.
Активно
включаться в учебную
деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Выделение «трудной» Знать
правописание
гласной в словах.
словарных слов. Владеть
диалогической
формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Написание гласных в Знать
правописание
словах-родственниках. словарных слов. Уметь
слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.
Выделения предложе- Уметь выделять начало
ния из текста.
и конец предложения.
Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.

Уметь
использовать
предлоги в речи для соответствующего обозначения предмета в
пространстве и записывать
предложения.
Грамматически
правильно оформлять свое
высказывание, говорить
выразительно и внятно.

Владеть нормами согласования, управления.
Уметь
использовать
предлоги в речи для соответствующего обозначения предмета в
пространстве и записывать предложения.
Уметь подбирать слова
– родственники на основе картинок, предметов, вопросов. Обогащение речи этими словами

Уметь подбирать слова
– родственники на основе картинок, предметов, вопросов. Обогащение речи этими словами

Уметь находить предложения в тексте и обозначать его границы на
письме. Грамматически
правильно оформлять
свое высказывание, говорить выразительно и
внятно.
Правила записи предло- Знать и писать пропис- Уметь составлять преджения.
ную букву в начале ложения и записывать
предложения. В конце их в тетрадь, соблюдая

113

Предложение
схема.

и

его

114115

Различение набора слов
и предложения.

116117

Порядок слов в предложении

118

Завершение начатого
предложения

119120

Составление предложений по предметной картинке.

предложения ставить
точку. Уметь слушать
инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Составлять схему предложения. Владеть диалогической
формой
коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Выделять начало и конец предложения. Формирование умения принимать и сохранять
учебную
задачу.
Учиться выполнять различные роли в группе, в
классном коллективе.
Вступать и сохранять
коммуникацию во всех
этапах урока.
Знать о порядке слов в
предложении.
Знать
правописание словарного слова МОЛОКО.
Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Выделять начало и конец
предложения.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Знать о порядке слов в
предложении. Формирование умения принимать и охранять учебную задачу.
Учиться выполнять различные роли в группе, в
классном коллективе.
Соблюдать правила обращения с наглядным
материалом. Вступать и
сохранять коммуникацию во всех этапах
урока.

правило. Грамматически правильно оформлять свое высказывание, говорить выразительно и внятно.
Уметь составлять предложения и записывать
их в тетрадь, соблюдая
правило. Обогащение
словарного запаса

Уметь сравнивать разрозненные слова и
предложения. Грамматически
правильно
оформлять свое высказывание, говорить выразительно и внятно.

Уметь составлять предложения по картинке,
по теме. Обогащение
словарного запаса.

Уметь завершать начатое предложение с опорой на картинку. Расширять запас общих
представлений
Уметь составлять предложение по предметной
картинке. Грамматически правильно оформлять свое высказывание, говорить выразительно и внятно.

121122

123124

125

126

127

128

Составление предложе- Знать о порядке слов в
ний по сюжетной кар- предложении. Активно
тинке
включаться в учебную
деятельность. Принимать и сохранять цели и
задачи.
Предложения -вопросы Знать о порядке слов в
и предложения -ответы. предложении. Активно
включаться в учебную
деятельность. Принимать и сохранять цели и
задачи.

Уметь составлять из
предложений связный
рассказ.

Контрольный диктант Проверка степени усвопо теме «Предложение» ения материала по теме.
Проверка орфографических навыков. Уметь
слушать инструкцию к
учебному
заданию.
Умение анализировать
на наглядном материале.
Работа над ошибками.
Знать правила и выделять их соответствующей орфограммой. Формирование умения принимать и сохранять
учебную
задачу.
Учиться выполнять различные роли в группе, в
классном коллективе.
Вступать и сохранять
коммуникацию во всех
этапах урока.
Повторение. Звонкие и Уметь давать характеглухие согласные.
ристику согласным звукам. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности.
Повторение. Твёрдые и Уметь давать характемягкие согласные.
ристику согласным звукам. Обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё,Ю,Я, твердость буквами Ы, А, О,
У. Определять твердость и мягкость согласных.

Уметь писать предложения под диктовку и
использовать правила.

Уметь давать правильный и полный ответ на
вопрос. Уметь читать
диалоги, передавая интонацию предложения.
Грамотно
оформлять
высказывание.

Уметь находить свои
ошибки. Четко и правильно отвечать на вопросы.

Уметь дифференцировать звонкие и глухие
согласные на слух и в
произношении, четко
проговаривать и записывать слова и предложения с этими звуками.

Уметь дифференцировать мягкие и звонкие
согласные на слух и в
произношении, четко
проговаривать и записывать слова и предложения с этими звуками.
Употреблять гласные
звуки для определения
мягкости.

129

130

131

132

133

134

135

Повторение.
Мягкий Объяснение написания
знак на конце слов.
мягкого знака в словах.
Уметь слушать инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Повторение. Названия Уметь дифференциропредметов
вать слова, отвечающие
на вопросы кто это?
что это? Уметь задавать вопросы кто? что?
к предметам окружающей действительности.
Запись слов рядом с вопросом.
Повторение. Названия Уметь находить много
действий
предмет и подбирать
название действия к
нему. Ставить к нему
вопрос. Уметь слушать
инструкцию к учебному
заданию. Умение анализировать на наглядном
материале.
Повторение. Предложе- Знать правило правопиние
сания предложения. Активно включаться в
учебную деятельность.
Принимать и сохранять
цели и задачи.
Итоговый контрольный Проверка степени усводиктант
ения пройденного материала за год. Проверка
орфографических навыков.
Работа над ошибками
Знать правила и выделять их соответствующей орфограммой. Владеть
диалогической
формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности
Повторение. Большая Знать правило правопибуква в именах соб- сания имен собственственных
ных. Владеть диалогической формой коммуникации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.

Уметь писать слова с
мягким знаком на конце
слова. Грамматически
правильно оформлять
свое высказывание, говорить выразительно и
внятно.
Уметь задавать вопросы
кто? что? к предметам
окружающей действительности.
Пополнять запас слов
активного и пассивного
словаря
Уметь согласовывать
слова предметы со словами действиями. Грамматически правильно
оформлять свое высказывание, говорить выразительно и внятно.
Уметь составлять предложения и записывать
их в тетрадь, соблюдая
правило.
Уметь писать слова и
предложения под диктовку и использовать
изученные правила.
Уметь находить свои
ошибки. Четко и правильно отвечать на вопросы.

Уметь называть и записывать имена, фамилии
людей, клички животных. Пополнять запас
слов активного и пассивного словаря.

Понимание причин неудач и успеха в учебной
деятельности.
136

Обобщающий урок.

Учебно-методическое обеспечение
1. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 2 класс (2 части). Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
Просвещение, 2017 г.
2. Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. 2 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. В
2 частях. М., Просвещение, 2018 г.
3. Якубовская Э.В. Русский язык. Дидактический материал. 2 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2008 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».