Русский язык_6-9

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 5-9 классы, Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества.
Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. М., Просвещение, 2019 год.
3. Методических рекомендаций. Русский язык. 5-9 классы. Э.В. Якубовская. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. М., Просвещение, 2016 год.
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
5. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый
план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и развития их мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и способность развернуто выражать
мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает наиболее продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении
русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Слово. Текст», «Предложение.
Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических
тем. Тренировочные упражнения по деловому письму используются и на других уроках русского
языка.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Программа по
русскому языку рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков
каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по русскому языку составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых

приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
- понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа;
- осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- применять достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать эстетическую ценность русского языка;
- уважительно относиться к родному языку;
- испытывать гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
- стремиться к речевому самосовершенствованию;
- осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык".
Минимальный уровень:
- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
- разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;
- образование слов с новым значением с опорой на образец;
- представления о грамматических разрядах слов;
- различение изученных частей речи по вопросу и значению;
- использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
- составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
- установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;
- нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);
- нахождение в тексте однородных членов предложения;
- различение предложений, разных по интонации;
- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического
работника);
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его
темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с
элементами описания после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

- составление и письмо небольших по объему сочинений повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
- разбор слова по составу с использованием опорных схем;
- образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
- дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
- определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;
- нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);
- пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
- составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на
предложенную тему;
- установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более
4-5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;
- нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
- составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
- составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
- различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью
педагогического работника);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли
текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного
разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств
(55 - 60 слов).
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться
в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к
осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль
и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать
окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические

операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и
деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов
освоения программы призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
- описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы общего образования,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты овладения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры
к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень
осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
За устные ответы:
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает
единичные ошибки, которые сам исправляет;
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но
допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы,
излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие – сочинения и изложения)
оцениваются с учетом правильности, полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной
работы:
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста
(темы), без ошибок в построении предложений, употреблении слов допускается 1-2 орфографические
ошибки;
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы)
с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками
в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста
(темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание
основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.

Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической
ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и
пунктуационных ошибок.
При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных
ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические
ошибки не учитываются.
Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны
содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Для изложений даются тексты повествовательного характера. Они пишутся по готовому плану или
по коллективно составленному под руководством учителя; допускается самостоятельное составление
плана. Перед написанием изложения и сочинения должна быть проведена подготовительная работа.
На уроке трудные в отношении орфографии слова записываются на доске; обучающимся можно пользоваться орфографическим словарём, обращаться за помощью к учителю.
Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по русскому языку,
учебным четвертям.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в качестве
контроля освоения учебного предмета. Она проводится в конце учебного года в форме диктанта с
грамматическим заданием или орфографического списывания.
Содержание учебного предмета "Русский язык"
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, е, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь".
Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения
формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с
помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов
с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный "ъ".
Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные,
одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после
шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с
существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание глаголов с -ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание
наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и
второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью
различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания
перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при
прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами "и", "а",
"но". Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные
предложения с союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный.
Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений
из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
№
п/п
1
2
3
4
5

Календарно-тематическое планирование 6 класс
Тема урока
Гласные и согласные. Их различие.
Безударные гласные в словах.
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.
Сомнительные гласные и согласные в словах.
Текст. Части текста. Красная строка.

Дата проведения
План
Факт

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Непроверяемые гласные и согласные в словах.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Звуки и буквы».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Адрес.
Деление текста на предложения.
Выделение главных и второстепенных членов предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
Распространение предложений с помощью рисунков.
Распространение предложений с помощью вопросов.
Однородные члены предложения.
Предложение. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление.
Корень и однокоренные слова.
Окончание как изменяемая часть слова.
Образование смысловой связи между словами с помощью окончания.
Приставка как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
Суффикс как часть слова.
Разбор слов по составу.
Написание гласных в корне однокоренных слов.
Проверяемые и проверочные слова.
Проверка безударных гласных в корне.
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и
проверочные слова.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в
корне.
Диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
Изложение зрительно воспринимаемого текста.
Работа над ошибками.
Приставка и предлог.
Различение приставки и предлога.
Наблюдение за правописанием гласных в приставках.
Правописание гласных в приставках.
Правописание безударных гласных в корне и приставке.
Текст. Деление текста на части по данному плану.
Наблюдение за правописанием согласных в приставках.
Правописание приставок на согласную.
Разделительный твердый знак в словах с приставками.
Различение написания слов с разделительным твердым знаком и без
него.
Состав слова. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Правописание приставок».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Записка.
Существительное, прилагательное, глагол.
Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.
Значение существительных в речи.
Существительные обозначающие явления природы.
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104

Существительные, противоположные по значению.
Различение существительных по родам.
Изменение существительных по числам.
Существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных.
Кавычки в именах собственных.
Различение написаний существительных собственных и нарицательных.
Имя существительное. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Род и число существительных».
Работа над ошибками.
Понятие о склонении.
Определение падежей существительных по вопросам.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Дательный падеж – кому? чему?
Винительный падеж – кого? что?
Творительный падеж – кем? чем?
Предложный падеж – о ком? о чем?
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.
Понятие о начальной форме.
Постановка существительных в начальную форму.
Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Существительное».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо.
Сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
Работа над ошибками.
Значение прилагательных в речи.
Описание явлений природы с помощью прилагательных.
Описание человека, животных с помощью прилагательных.
Прилагательные, противоположные по значению.
Изменение прилагательных по родам.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
Определение родовых окончаний прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Род и число прилагательных. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Род и число прилагательных».
Работа над ошибками.
Понятие о склонении прилагательных.
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление
знаний.
Диктант по теме «Прилагательное».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление.

105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Значение глагола в речи.
Глаголы, противоположные по значению.
Различение существительных, прилагательных и глаголов.
Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Единственное и множественное число глаголов настоящего времени.
Единственное и множественное число глаголов будущего времени.
Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени.
Текст. Связь частей в тексте.
Глагол. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Глагол».
Работа над ошибками.
Рассказ на основе распространения данного текста.
Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных
предложений.
Определение однородных членов предложения.
Однородные члены предложения без союзов.
Однородные члены предложения с союзом и.
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.
Знакомство с обращением.
Место обращения в предложении.
Предложение. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Состав слова.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Промежуточная аттестация.
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Тема урока
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
Разделительный мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки в словах.
Правописание безударных гласных в словах.
Правописание звонких и глухих согласных в словах.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы».
Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения.
Распространение предложений однородными членами.
Составление предложений с однородными членами.
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
Обращение. Его место в предложении.
Употребление обращения в диалоге.
Предложение. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Адрес.

Дата проведения
План
Факт

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Корень. Однокоренные слова.
Приставка.
Суффикс.
Окончание.
Безударные гласные в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне.
Правописание в корне. Закрепление знаний.
Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твердый знак после приставок.
Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний.
Знакомство со сложными словами.
Правописание сложных слов.
Образование сложных слов.
Состав слова. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
Изложение повествовательного текста с предварительным анализом.
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Поздравление.
Различение частей речи.
Образование одних частей речи от других.
Значение существительных в речи.
Использование существительных для сравнения одного предмета с
другим.
Род и число существительных.
Различение существительных мужского и женского рода с шипящей
на конце.
Правописание существительных с шипящей на конце.
Существительные 1-го склонения.
Определение склонения существительных по начальной форме.
Существительные 2-го склонения.
Существительные 3-го склонения.
Различение существительных 1,2 и 3-го склонений.
Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.
Замена существительных с ударным окончанием существительными с
безударным окончанием.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1го склонения.
Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 2го склонения.
Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3го склонения.
Текст. Установление последовательности фактов в тексте.
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.
Существительное. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Существительное».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Записка.
Сочинение по данному плану и опорным словам.
Работа над ошибками.

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

Значение прилагательных в речи.
Описание предмета и его частей.
Использование прилагательных для сравнения предметов.
Словосочетания с прилагательными.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах.
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Изменение прилагательных женского рода по падежам.
Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных
падежах.
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.
Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном
числе.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Прилагательное».
Работа над ошибками.
Значение глаголов в речи.
Использование глаголов для сравнения предметов.
Различение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Различение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени.
Время и число глаголов. Закрепление знаний.
Текст. Составной план текста.
Понятие о неопределенной форме глагола.
Правописание глаголов в неопределенной форме.
Постановка глаголов в неопределенную форму.
Использование частицы не в значении отрицания.
Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами.
Правописание частицы не с глаголами.
Глагол. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Глагол».
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Письмо.
Личные местоимения.
Значение личных местоимений в речи.
Местоимения 1-го лица.
Местоимения 2-го лица.
Местоимения 3-го лица.
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
Различение местоимений по лицам и числам.
Личные местоимения. Закрепление знаний.
Диктант по теме "Местоимение".

109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Работа над ошибками.
Изложение рассказа по началу и опорным словам.
Работа над ошибками.
Однородные члены предложения без союза и с союзом и.
Однородные члены предложения с союзами а, но.
Однородные члены предложения с союзами и, а, но.
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Простое предложение. Закрепление знаний.
Части сложного предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Составление сложных предложений.
Простое и сложное предложение. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Коллективное сочинение по серии картинок.
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Объявление.
Промежуточная аттестация.
Работа над ошибками.
Состав слова.
Правописание в приставке и корне.
Существительное.
Прилагательное.
Глагол.
Местоимение.
Деловое письмо. Объяснительная записка.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 8 класс

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока
Простые и сложные предложения.
Составление сложных предложений.
Выделение однородных членов из предложения.
Использование однородных членов в предложении.
Знаки препинания при обращении.
Использование обращений в предложениях.
Предложение. Закрепление знаний.
Входной диктант.
Работа над ошибками. Деловое письмо. Адрес.
Корень. Однокоренные слова.
Приставка, суффикс, окончание.
Разбор слов по составу.
Проверка орфограмм в корне.
Нахождение орфограмм в корне и их проверка.
Правописание приставок.
Орфограммы в корне и приставке.
Текст. Составление плана текста.
Сложные слова с соединительными гласными О,Е.
Сложные слова без соединительной гласной.
Сложные слова с соединительной гласной и без нее.
Состав слова. Закрепление знаний.

Дата проведения
План
Факт

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление.
Сочинение по данному началу частей.
Различение частей речи.
Значение существительных в речи.
Существительные, близкие по значению.
Род, число и падеж существительных.
Определение склонения существительных.
Ударные и безударные окончания существительных.
Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе.
Изменение по падежам существительных во множественном числе.
Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе.
Падежные окончания существительных во множественном числе.
Ударные и безударные падежные окончания существительных во
множественном числе.
Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Окончания родительного падежа существительных во множественном числе.
Склонение существительных. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Существительное».
Работа над ошибками.
Значение прилагательных в речи.
Прилагательные, близкие по значению.
Словосочетания с прилагательными.
Род и число прилагательных.
Изменение окончаний прилагательных по вопросам.
Постановка вопросов к прилагательным.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном
числе.
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.
Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном
числе.
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам.
Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе.
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе.
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Прилагательное».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Записка.
Характеристика литературного героя.
Значение местоимений в речи.
Различение местоимений по лицам и числам.
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного
числа (я).

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

Склонение местоимения 1-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного
числа (мы).
Склонение местоимения 1-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного
числа (я, мы).
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного
числа (ты).
Склонение местоимения 2-го лица единственного лица.
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного
числа (вы).
Склонение местоимения 2-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного
числа (ты, вы).
Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного
числа (он, она, оно).
Склонение местоимений 3-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного
числа (они).
Склонение местоимения 3-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного
числа (он, она, оно, они).
Местоимение. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Местоимение».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо.
Значение глаголов в речи.
Глаголы, близкие по значению.
Частица НЕ с глаголами.
Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по временам и числам.
Знакомство с глаголами 1-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 1-го лица.
Употребление глаголов в 1-ом лице единственного и множественного
числа.
Знакомство с глаголами 2-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного
числа.
Знакомство с глаголами 3-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица.
Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного
числа.
Правописание глаголов, которые заканчиваются на –ТСЯ, -ТЬСЯ.
Различение глаголов по лицам и числам.
Глагол. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Глагол».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление.
Изложение отрывка из повести.
Наречие как часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Значение наречий в речи.
Образование наречий от прилагательных.
Наречия, противоположные и близкие по значению.

107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Наречия, отвечающие на вопрос КАК?
Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ?
Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА?
Наречия, отвечающие на вопросы КУДА? ОТКУДА?
Постановка вопросов к наречиям.
Подбор наречий с опорой на вопросы.
Наречие. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Наречие».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Объяснительная записка.
Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям.
Простое предложение с однородными членами.
Распространение предложений однородными членами.
Сложное предложение без союзов.
Сложные предложения с союзами И, А, НО.
Составление сложных предложений с союзами И, А, НО.
Сравнение простых и сложных предложений.
Распространение простых и сложных предложений.
Предложение. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками. Деловое письмо. Заявление.
Сочинение по личным наблюдениям.
Промежуточная аттестация.
Работа над ошибками. Деловое письмо. Расписка.
Состав слова.
Существительное.
Прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Наречие.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Тема урока
Простые предложения.
Сложные предложения.
Распространение предложений.
Составление сложных предложений.
Составление сложных предложений с союзами а, и, но.
Работа с деформированным текстом.
Входной диктант с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Корень и однокоренные слова.
Образование слов с помощью суффиксов.
Образование слов с помощью приставок.
Правописание в корне и приставке.
Сложные слова.
Сложносокращённые слова.
Состав слова. Закрепление знаний.
Состав слова. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Автобиография.
Диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.

Дата проведения
План
Факт

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Значение существительных в речи. Значение предметности.
Существительные, близкие и противоположные по значению.
Существительные, обозначающие черты характера.
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.
Склонение существительных в единственном и множественном числе.
Правописание безударных окончаний существительных.
Знакомство с несклоняемыми существительными.
Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.
Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными.
Существительное. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Записка.
Диктант по теме «Существительное» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Изложение содержания текста биографии писателя.
Работа над ошибками.
Значение прилагательных в речи. Значение признака предмета.
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
Правописание падежных окончаний прилагательных.
Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности.
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ий, -ье.
Склонение прилагательных в женском роде на –ья.
Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Прилагательное» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Объяснительная записка.
Значение местоимений в речи.
Употребление местоимений в тексте.
Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам.
Правописание местоимений с предлогами.
Работа с деформированным текстом.
Правописание местоимений 3-го лица.
Местоимение. Закрепление знаний.
Местоимение. Закрепление знаний.
Сочинение с элементами рассуждения.
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Письмо.
Диктант по теме «Местоимение» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Значение глагола в речи. Значение действия предмета.
Глаголы, близкие и противоположные по значению.
Использование глаголов для выражения сравнения.
Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112

Употребление глаголов со значением отрицания.
Неопределённая форма глагола. Выделение глаголов в неопределённой
форме.
Правописание глаголов в неопределённой форме.
Изменение глаголов по лицам и числам. Различение глаголов по лицам
и числам.
Изменение формы лица и числа глаголов.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Повелительная форма глагола. Знакомство с повелительной формой
глаголов.
Правописание глаголов в повелительной форме.
Правописание глаголов в повелительной форме.
Использование в речи глаголов в повелительной форме.
Правописание глаголов. Закрепление знаний.
Глагол. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Автобиография.
Диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Сочинение по данному началу и словосочетаниям.
Работа над ошибками.
Наречие как часть речи.
Значение наречий в речи. Наречия, противоположные и близкие по значению.
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.
Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном
значениях.
Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с гласными а и о на конце.
Правописание наречий с гласными а и о на конце.
Различение наречий и прилагательных.
Различение наречий и прилагательных.
Работа с деформированным текстом.
Наречие. Закрепление знаний.
Наречие. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Наречие» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Числительное как часть речи.
Простые и составные числительные.
Словосочетания с числительными.
Словосочетания с числительными.
Правописание числительных от 5 до 20 и 30.
Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.
Различение числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине
слова.
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
Числительное. Закрепление знаний.
Числительное. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Доверенность.
Диктант по теме «Числительное» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных
предложений.
Союз И в простых и сложных предложениях.

113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Союз И в простых и сложных предложениях.
Работа с деформированным текстом.
Сложные предложения с союзом ЧТО.
Сложные предложения с союзом ЧТОБЫ.
Сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.
Сложные предложения с союзом КОГДА.
Сложные предложения. Закрепление знаний.
Сложные предложения. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Предложение» с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
Предложение. Закрепление знаний.
Предложение. Закрепление знаний.
Итоговая аттестация.
Работа над ошибками.
Состав слова.
Части речи.
Существительное.
Прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Наречие.
Числительное.
Предложение.
Обобщающий урок.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
2. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова. Русский язык 6 класс. Рабочая тетрадь.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2020 год.
3. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
4. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова. Русский язык 7 класс. Рабочая тетрадь.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
5. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2023 год.
6. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2024 год.
7. Дидактический материал, карточки, картинки, раздаточный материал (для обучающихся)
8. Таблицы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».