Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Труд (технология) (девочки)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Методических рекомендаций. Технология (швейное дело) 5-9 классы. А.А. Еремина. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2017 год.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
4. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным
средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом
удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Труд (технология)" заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в
процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в VI - IX классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических
возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Труд (технология)" должен способствовать решению следующих задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей
деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих
сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебнопроизводственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья
обучающихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и
первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Общая характеристика учебного предмета
В первые два-три года обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения
обучающимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается
степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ. Специализация профессионального обучения предусматривается программой в 8-9 классах.
В 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с
постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.
Материал 7-8 классов достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся усваивают изготовление изделий, которое
состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать
процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Программа 9 класса предусматривает овладение обучающимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на знания, которые обучающиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведенное на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени ее усвоения обучающимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 50% до 70% учебного времени.
Обучение труду (технологии) развивает мышление, способность к пространственному анализу,
мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует
у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения:
материалы, используемые в трудовой деятельности; перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства; происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие);
инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и
прочее; устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение
инструмента; свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда;
технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты; выполнение отдельных трудовых операций и
изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника; применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний;
этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения; инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ); требования к
организации рабочего места; правила профессионального поведения.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Труд (технология)» включен в учебный план, предметная область «Технология». Согласно учебному плану на изучение учебного предмета в 6 классе выделяется 204 часа
в год (6 часов в неделю, 34 учебных недели), в 7-9 классах 238 часов в год (7 часов в неделю, 34
учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся: Создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностными результатами изучения профильного труда являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок,
раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)".
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются
в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов;
- знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого
станка, автомобиля, трактора);
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарногигиенических требованиях при выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных
технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
- чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе
изготовления изделия;
- представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные,
малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный
труд, автодело, цветоводство);
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и
(или) "не нравится");
- организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей
среды.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметнопрактической деятельности;
- экономное расходование материалов;
- планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Программа обеспечивает достижение обучающимися базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
- проявление интереса к новому предмету и получению новых знаний;
- проявление интереса к предметно-практической деятельности,
- осознание себя как ученика, заинтересованного обучению швейному делу;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- понимание личной ответственности за качество своих выполненных работ на уроках швейного дела;
- готовность к трудовой самостоятельной жизни в обществе;
- уважение к труду и человеку труда, целеустремлённость и настойчивость.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в учебно- трудовой группе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);
- использовать принятые правила общения с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью к учителю и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- научиться формулировать свои ответы на вопросы;
- доброжелательно относиться, сопереживать своим товарищам.
Регулятивные учебные действия:
- научиться принимать и сохранять учебную задачу;
- соблюдать правила школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, соблюдать правила ТБ и правила внутреннего распорядка в мастерской и т. д.);
- произвольно включаться трудовую деятельность группы, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
- научиться наблюдать, сравнивать;
- делать простейшие обобщения и анализировать;
- читать, писать и пользоваться специальной терминологией, применяемой в швейном деле, уметь
писать эти спец. термины;
- наблюдать за действиями учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
инструкционную карту, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
- научиться извлекать необходимую информацию из разных источников либо источников, предложенных учителем.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Система оценки достижений планируемых результатов программы позволяет осуществлять фактический уровень усвоения учебного предмета, оценивать динамику учебных достижений обучающихся.
Программа предполагает использование следующих видов контроля: вводный, текущий, промежуточный (годовой).
Целями текущей и промежуточной аттестации являются:
- установление фактического уровня теоретических знаний по предмету, их практических умений и
навыков;
- соотнесение этого уровня с требованиями адаптированной образовательной программы;
- контроль выполнения учебной программы.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное оценивание результатов обучения.
Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется через контрольные работы, мини-тесты, которые проводятся по итогам учебного года.
Избранная форма текущей и промежуточной (годовой) аттестации указана в календарно - тематическом плане.
Текущая аттестация обучающихся осуществляется в виде отметок по пятибалльной шкале.
Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе результатов практических работ и устных ответов обучающихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
К методам проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся на уроках швейного дела
относятся:
1. повседневное наблюдение за работой учащихся
2. устный опрос (индивидуальный, фронтальный)
3. выполнение практических заданий, образцов
4. выполнение самостоятельных, контрольных работ.
Оценка должна выставляться объективно, быть понятной учащемуся.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов по швейному делу принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного
материала;
б) полнота ответа;
в) умение на практике применять свои знания.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает
единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,
но допускает неточности, делает некоторые ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно их исправлять, нуждается в постоянной
помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной
части изученного материала; допускает ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка практической работы.
При оценивании знаний и умений, обучающихся следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности при выполнении задания, качество готового изделия, организацию
рабочего места, соблюдения правил техники безопасности.
Оценка «5» ставится, когда ученик усваивает весь программный материал, умеет выделять главное, умеет планировать свою работу. Хорошо работает самостоятельно с опорой на образец и предметно- технологическую карту, выполняя практическую работу.
Оценка «4» ставится, когда ученик знает программный материал, но допускает при ответе незначительные неточности, легко устраняет допущенные ошибки в практических работах. Знания, оцениваемые баллами «4-5» предполагают, что учащийся сможет применить полученные знания на
практике.
Оценка «3» ставится, когда ученик при усвоении основного материала испытывает затруднения,
требует уточняющих вопросов учителя при ответе, не умеет ориентироваться в П. Т. карте, планировать свою работу, допускает ошибки в выполнении практической работы, но может их исправить с
помощью учителя.
Оценка «2» ставится за знания, когда большая часть программного материала не усвоена, а практические работы не может выполнять даже с помощью учителя, не умеет планировать свою работу,
не может дать словесный отчёт о проделанной работе.
Содержание учебного предмета "Труд (технология)"
В программе дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Их уточнение применительно к условиям своей школы выполняет учитель. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель исходя из возможностей
конкретной учебно-трудовой группы и материально - технического обеспечения мастерской.
Программа в VI - IX классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов. Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков труда
(технологии).
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и
прочее. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение
инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление
стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к
организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Календарно-тематическое планирование 6 класс (204 часа)
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во Дата проведения
часов
Швейные изделия (2 часа)
1
Сведения о швейных изделиях. Влажнотепловая
1
обработка швейных изделий.
2
Отделочные материалы.
1
Прядильное и ткацкое производство (14 часов)
3
Сведения о прядении и ткачестве. Сведения о во1
локнах.
4
Прядильное производство. Ткацкое производство.
1
5
Отделка тканей. Дефекты тканей.
1
6-7
Полотняное переплетение.
2
8-9
Саржевое переплетение.
2
10-11
Сатиновое переплетение.
2
12
Свойства тканей, выработанных полотняным, сар1
жевым и сатиновым переплетением нитей.
13
Свойства хлопчатобумажных тканей.
1
14
Лен. Льняное волокно. Льняная пряжа.
1
15
Получение льняных тканей. Свойства льняных
1
тканей.
16
Определение хлопчатобумажных и льняных тка1
ней.
Обработка срезов, сборок и мягких складок в швейных изделиях (36 часов)
17
Виды срезов ткани. Свойства срезов ткани.
1
18-19
Обтачки.
2
20-21
Обработка среза детали долевой обтачкой на изна2
ночную сторону.
22-23
Обработка среза детали поперечной обтачкой на
2
лицевую сторону.
24-25
Косая обтачка. Раскрой косых обтачек.
2
26
Соединение косых обтачек.
1
27-30
Обработка закругленного среза детали одинарной
4
косой обтачкой.
31-34
Обработка закругленного среза детали двойной
4
косой обтачкой.
35
Косынка.
1
36
Построение чертежа и подготовка выкройки ко1
сынки к раскрою.
37
Раскрой косынки. Подготовка кроя косынки к об1
работке.
38-41
Обработка поперечного и долевого срезов косынки
4
швом вподгибку с закрытым срезом.
42-45
Обработка косого среза косынки долевой обтачкой
4
и утюжка готового изделия.
46-47
Сборки. Выполнение сборок ручным способом.
2
48-49
Выполнение сборок машинным способом.
2
50-51
Мягкие складки.
2
52
Самостоятельная работа № 1 «Выполнение ма1
шинных сборок».
Выполнение машинных швов (6 часов)
53-54
Виды машинных швов.
2
55-56
Запошивочный шов.
2
57-58
Настрочной и расстрочной швы.
2
59-60
61
62
63
64
65-68
69-70
71-72
73
74-77
78-79
80-83
84-85
86-87
88-91
92-93
94-95
96
97-100
101-102
103-106
107-110
111-112
113
114
115
116
117-118
119
120-122
123-126
127-128
129-130
131-134
135-136
Построение чертежей одежды (4 часа)
Снятие мерок. Запись мерок. Размер изделия. Све2
дения о прибавках.
Обозначение точек, отрезков и линий чертежа.
1
Масштабная линейка. Построение чертежей швей1
ных изделий на швейных предприятиях.
Пошив фартука на поясе и сорочки (50 часов)
Фартук.
1
Снятие мерок.
1
Построение чертежа фартука на поясе и подготов4
ка деталей выкройки к раскрою.
Раскрой фартука.
2
Подготовка кроя фартука к обработке.
2
Заготовка косой обтачки для обработки нижней
1
части фартука.
Обработка боковых и нижнего срезов детали ниж4
ней части фартука двойной косой обтачкой.
Обработка пояса.
2
Обработка верхнего среза нижней части фартука
4
поясом и утюжка готового изделия.
Способы перевода контурных линий.
2
Сорочка. Снятие мерок.
2
Построение чертежа и подготовка деталей выкрой4
ки с круглым вырезом к раскрою.
Раскрой сорочки.
2
Подготовка деталей кроя сорочки к обработке.
2
Обработка плечевых срезов сорочки.
1
Обработка среза горловины сорочки двойной ко4
сой обтачкой.
Обработка боковых срезов сорочки.
2
Обработка срезов пройм сорочки двойной косой
4
обтачкой.
Обработка нижнего среза сорочки швом вподгибку
4
с закрытым срезом и окончательная отделка изделия.
Самостоятельная работа № 2 «Обработка горлови2
ны двойной косой обтачкой на образце»
Бытовая швейная машина с электроприводом (4 часа)
Сведения о бытовых швейных машинах.
1
Рабочие механизмы бытовой швейной машины.
1
Устройство челночного комплекта. Разборка и
1
сборка челночного комплекта.
Механизмы регулировки швейной машины. Регу1
лятор строчки. Регуляторы натяжения верхней и
нижней нитей.
Обработка углов и карманов в швейных изделиях (42 часа)
Сведения о подкройных обтачках.
2
Накладные карманы.
1
Обработка гладкого накладного кармана.
3
Обработка накладного кармана с отворотом.
4
Фартук с нагрудником.
2
Мерки для построения чертежа фартука.
2
Чертеж фартука с нагрудником.
4
Раскрой фартука с нагрудником.
2
137
138-139
140-141
142-145
146-149
150-153
154
155
156
157-158
159-160
161-162
163
164
165
166
167
168-169
170
171
172
173
174-175
176-177
178
179-182
183-184
185-186
187
188-193
194-198
199-200
201-202
203-204
№
п/п
1-7
8-9
10-13
Подготовка кроя фартука к обработке.
1
План пошива фартука с нагрудником
2
Обработка нагрудника фартука и его отделка.
2
Обработка нижней части фартука.
4
Отделка карманов, обработка и соединение и с
4
нижней частью фартука.
Отделка нижней части фартука.
4
Обработка бретелей.
1
Соединение бретелей с фартуком.
1
Окончательная отделка изделия.
1
Защита проекта по теме: «Фартук».
2
Пошив трусов – плавок и летних головных уборов (40 часов)
Трусы – плавки. Мерки.
2
Построение чертежа трусов – плавок в натураль2
ную величину.
Изготовление выкройки и подготовка её к рас1
крою.
Раскрой трусов – плавок.
1
Подготовка кроя трусов – плавок к обработке.
1
План пошива трусов – плавок.
1
Обработка боковых срезов трусов – плавок.
1
Обработка нижнего среза трусов – плавок.
2
Обработка верхнего среза трусов – плавок.
1
Окончательная отделка изделия
1
Летние головные уборы.
1
Кепи. Снятие мерок.
1
Построение чертежа кепи в натуральную величину
2
и подготовка деталей выкройки к раскрою.
Раскрой кепи.
2
План пошива кепи.
1
Соединение клиньев верха и подкладки.
4
Обработка козырька на швейной машине для стеж2
ки и квилтинга.
Соединение верха, подкладки и козырька кепи.
2
Окончательная отделка изделия.
1
Самостоятельная работа №3 «Пошив головного
6
убора по готовому крою».
Практическое повторение (выполнение заказа
5
школы).
Ремонт одежды (6 часов)
Наложение заплаты ручным способом.
2
Наложение заплаты машинным способом.
2
Выполнение штопки.
2
Календарно-тематическое планирование 7 класс (238 часов)
Тема раздела, урока
Кол-во Дата проведения
часов
план
факт
Промышленные швейные машины (29 часов)
Практическое повторение. Выполнение трениро7
вочных упражнений на швейной машине.
Сведения о промышленных швейных машинах.
2
Универсальная промышленная швейная машина.
4
Организация рабочего места. Выполнение парал-
14-17
18-23
24-29
30-33
34-37
38-41
42-47
48-49
50-51
52-55
56-59
60-63
64-65
66-69
70
71-74
75-78
79-80
81-82
83-86
87-88
89-92
93-96
97-100
101-104
105-108
109-112
113-116
117-118
119-122
лельных строчек на промышленной швейной машине.
Механизмы промышленной швейной машины. Вы4
полнение параллельных строчек с закрепками на
промышленной швейной машине.
Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и
6
нижней ниток. Выполнение на образцах стачных и
краевых швов на промышленной швейной машине.
Краеобметочная швейная машина. Обработка сре6
зов на краеобметочной машине.
Пошив постельного белья (18 часов)
Ткани для постельного белья. Бельевые швы.
4
Простыня.
4
Наволочка с клапаном.
4
Пододеяльник.
6
Сведения об одежде (2 часа)
Виды одежды. Требования к одежде.
2
Отделка швейных изделий (14 часов)
Виды отделки.
2
Окантовочный шов. Работа на окантовочной ма4
шине.
Оборки. Обработка отлетного среза оборки.
4
Соединение оборки с основной деталью.
4
Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий (69 часов)
Ночная сорочка. Снятие мерок.
2
Построение чертежа и подготовка деталей выкрой4
ки ночной сорочки к раскрою.
Изготовление выкройки подкройной обтачки.
1
Раскрой ночной сорочки и подготовка деталей кроя
4
к обработке.
Обработка выреза горловины сорочки подкройной
4
обтачкой.
Обработка срезов рукавов сорочки швом вподгибку
2
с закрытым срезом.
Обработка боковых срезов сорочки.
2
Обработка нижнего среза сорочки и окончательная
4
отделка изделия.
Пижама. Снятие мерок.
2
Построение чертежа и подготовка деталей выкрой4
ки детской пижамы к раскрою.
Раскрой детской пижамы.
4
Подготовка деталей кроя пижамы к обработке.
4
Обработка выреза горловины пижамной сорочки
4
двойной косой обтачкой.
Обработка нижнего среза пижамной сорочки двой4
ной косой обтачкой.
Обработка боковых срезов пижамной сорочки.
4
Обработка срезов рукавов пижамной сорочки.
4
Обработка шаговых срезов пижамных брюк.
2
Соединение правой и левой деталей пижамных
4
брюк.
123-128 Обработка верхнего и нижних срезов пижамных
6
брюк швом вподгибку с закрытым срезом. Окончательная отделка изделия.
129-132 Самостоятельная работа № 1 «Обработка горлови4
ны подкройной обтачкой на образце».
Волокна и ткани (8 часов)
133-134 Шерсть. Шерстяное волокно.
2
135-136 Шерстяная пряжа. Основные профессии прядиль2
ного производства.
137-138 Получение шерстяных тканей. Основные профес2
сии ткацкого производства.
139-140 Свойства шерстяных тканей. Определение шерстя2
ных и полушерстяных тканей.
Обработка отдельных деталей и узлов поясных изделий (17 часов)
141-142 Обработка вытачек.
2
143-146 Обработка складок.
4
147-150 Обработка застежки в поясных изделиях.
4
151-152 Обработка верхнего среза в поясных изделиях.
2
153-156 Обработка нижнего среза изделия.
4
157
Самостоятельная работа № 2 «Обработка вытачек
1
на образце».
Изготовление юбок (71 час)
158-159 Сведения о юбках. Прямая юбка. Снятие мерок.
2
160-163 Построение чертежа основы прямой юбки в нату4
ральную величину и подготовка выкройки к раскрою.
164-167 Моделирование юбок на основе выкройки прямой
4
юбки.
168-171 Раскрой юбки и подготовка деталей кроя к обра4
ботке.
172-175 Подготовка юбки к примерке и проведение пример4
ки.
176-177 Обработка вытачек на заднем и переднем полотни2
щах прямой юбки.
178-181 Обработка боковых срезов и застежки прямой юб4
ки.
182-185 Обработка пояса и верхнего среза прямой юбки.
4
Окончательная отделка изделия.
186-187 Защита проекта по теме «История современной юб2
ки».
188-189 Клешовые юбки. Юбка «солнце». Снятие мерок.
2
190-191 Построение чертежа юбки «солнце» и подготовка
2
выкройки к раскрою.
192-193 Юбка «полусолнце». Снятие мерок. Построение
2
чертежа юбки «полусолнце» в масштабе 1:4.
194-195 Раскрой клешевых юбок.
2
196-199 Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обра4
ботке и проведение примерки.
200-201 Обработка боковых срезов клешовой юбки.
2
202-205 Обработка верхнего среза клешовой юбки обтач4
кой.
206-207 Обработка нижнего среза клешовой юбки и оконча2
тельная отделка изделия.
208
Юбки из клиньев (клиньевые юбки). Снятие мерок.
209-212 Построение чертежа юбки из шести клиньев и подготовка выкройки к раскрою.
213-214 Юбка из клиньев с оборкой по нижнему срезу. Раскрой юбки и подготовка деталей кроя к обработке.
215-216 Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки.
217-224 Пошив юбки из клиньев с оборкой по нижнему срезу.
225-228 Самостоятельная работа № 3 «Пошив клешевой
юбки в масштабе 1:2»
Ремонт одежды (10 часов)
229-230 Виды ремонта одежды. Наложение заплаты в виде
аппликации.
231-238 Практическое повторение (выполнение заказа школы).
№
п/п
1-7
8
9
10
11
12-13
14-15
16-17
18
19
20-21
22
23
24
25
1
4
2
2
8
4
2
8
Календарно-тематическое планирование 8 класс (238 часов)
Тема раздела, урока
Кол-во Дата проведения
часов
план
факт
Сведения о работе швейных машин (11 часов)
Практическое повторение. Тренировочные упражне7
ния на швейной машине.
Машинные стежки и строчки. Рабочие механизмы
1
швейной машины.
Приспособления к швейным машинам.
1
Образование челночного машинного стежка. Непо1
ладки в работе швейной машины.
Уход за швейной машиной.
1
Волокна и ткани (6 часов)
Волокно шелка. Пряжа из волокон шелка. Свойства
2
шелковых тканей.
Волокна искусственного шелка. Свойства тканей из
2
искусственного шелка.
Синтетические волокна. Свойства тканей из синте2
тических и смешанных волокон.
Дополнительные сведения о ткани (2 часа)
Отделка ткани. Дефекты ткани в процессе ее произ1
водства.
Выбор ткани для пошива верхней одежды. Подго1
товка ткани к раскрою и раскрой.
Сведения об одежде (5 часов)
Стиль в одежде и мода. Комплекты женской одежды.
2
Силуэт в одежде.
Фасоны плечевых изделий. Учет особенностей фигу1
ры при выборе фасона изделия.
Описание фасона изделия.
1
Самостоятельная работа № 1 «Определение силуэта в
1
одежде».
Изготовление блузок (44 часа)
Сведения о блузках. Прямая блузка без рукавов и во1
ротника.
26
27-30
31-32
Снятие мерок.
Построение чертежа основы прямой блузки.
Моделирование блузок на основе выкройки прямой
блузки.
1
4
2
Раскрой прямой блузки без рукавов и воротника.
2
Подготовка деталей кроя блузки к обработке.
2
Подготовка блузки к примерке. Проведение пример2
ки блузки.
39
План работы по пошиву блузки.
1
40
Обработка вытачек. Обработка плечевых срезов.
1
41-42 Обработка среза горловины косой обтачкой
2
43
Обработка боковых срезов.
1
44-47 Обработка срезов пройм косой обтачкой
4
48-49 Обработка нижнего среза на окантовочной машине.
2
Окончательная отделка блузки.
50
Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без во1
ротника.
51-52 Изготовление выкройки блузки с коротким цельно2
кроеным рукавом по своим меркам в натуральную
величину. Подготовка выкройки к раскрою.
53-54 Раскрой блузки с цельнокроеными рукавами.
2
55-56 Подготовка деталей кроя блузки к обработке.
2
57-58 Подготовка блузки к примерке. Проведение пример2
ки блузки.
59
План работы по пошиву блузки.
1
60-61 Обработка среза горловины блузки.
2
62
Обработка боковых срезов блузки.
1
63-64 Обработка срезов пройм блузки.
2
65-66 Обработка нижнего среза блузки на окантовочной
2
машине. Окончательная отделка блузки.
67-68 Самостоятельная работа № 2 «Обработка закруглен2
ного среза прихватки на окантовочной машине»
Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки (32 часа)
69
Сведения о платье. Платье цельнокроеное.
1
70-71 Изготовление выкроек цельнокроеного платья пря2
мого, прилегающего и свободного силуэтов без рукавов и воротника на основе выкройки блузки.
72-74 Моделирование выреза горловины в платье без во3
ротника.
75-78 Обработка среза горловины подкройной обтачкой.
4
79-80 Обработка застежки, не доходящей до низа изделия.
2
81-82 Моделирование цельнокроеного платья. Разработка
2
фасонов цельнокроеного платья.
83-84 Раскрой цельнокроеного платья.
2
85-100 Пошив цельнокроеного платья.
16
Отделка швейных изделий (22 часа)
101
Виды отделки. Вышивка гладью.
1
102-105 Приемы вышивки гладью.
4
106-107 Ручная вышивальная машина Sun Sure SS201 Назна2
чение, основные части. Подготовка машины к работе. Техника безопасности при работе на ручной вы33-34
35-36
37-38
шивальной машине Sun Sure SS201
108-110 Работа на ручной вышивальной машине Sun Sure
3
SS201
111-114 Мережка.
4
115-116 Рюши.
2
117-118 Воланы.
2
119-120 Мелкие складочки и защипы.
2
121-122 Защита проекта по теме: «Отделка швейных изде2
лий»
Построение основы цельнокроеного платья (7 часов)
123
Снятие мерок.
1
124-127 Построение чертежа основы цельнокроеного платья.
4
128-129 Подготовка деталей выкройки цельнокроеного пла2
тья к раскрою.
Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий (34 часа)
130
Рукава. Снятие мерок.
1
131-132 Построение чертежа и подготовка деталей выкройки
2
длинного прямого рукава и манжеты к раскрою.
133-136 Виды обработки нижнего среза длинного прямого
4
рукава.
137-138 Виды обработки нижнего среза короткого прямого
2
рукава.
139-140 Соединение рукавов с проймами.
2
141-142 Подборта.
2
143-144 Обработка подбортов.
2
145
Воротники. Снятие мерок.
1
146-147 Построение чертежей и подготовка выкроек ворот2
ников к раскрою.
148-153 Обработка воротников и соединение их с горлови6
ной.
154-155 Разметка петель.
2
156-157 Кокетки. Моделирование кокеток.
2
158-161 Обработка кокеток.
4
162-163 Самостоятельная работа № 3 «Соединение кокетки с
2
прямым нижним срезом с основной деталью стачным
швом на образце».
Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья (71 час)
164
Блузка с застежкой до верха. План работы по изго1
товлению блузки.
165-166 Изготовление выкройки блузки с застежкой до верха
2
и подготовка деталей к раскрою.
167-168 Раскрой блузки.
2
169-170 Подготовка деталей кроя к обработке.
2
171-172 Подготовка блузки к примерке. Проведение пример2
ки.
173-174 Обработка вытачек блузки.
2
175-176 Обработка подбортов блузки.
2
177-178 Обработка плечевых и боковых срезов блузки.
2
179-180 Обработка воротника.
2
181-182 Соединение воротника с горловиной изделия.
2
183-184
185-186
187-188
189-190
191
192-193
194-195
196-197
198
199-200
201-202
203-204
205-206
207-210
211-212
213-214
215-218
219-220
221-224
225-228
229-234
235-236
237-238
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Обработка рукавов.
Соединение рукавов с проймами.
Обработка нижнего среза блузки.
Разметка и обработка петель, пришивание пуговиц.
Окончательная отделка изделия.
Сведения о халатах. Халат с отложным воротником.
Изготовление выкройки халата с отложным воротником. Подготовка деталей выкройки к раскрою.
Раскрой халата. Подготовка деталей кроя к обработке.
Подготовка халата к примерке. Первая примерка.
Раскрой деталей воротника.
Обработка кокетки полочек.
Соединение кокетки с основными деталями полочек.
Обработка кокетки спинки. Соединение кокетки с
основной деталью спинки.
Обработка плечевых и боковых срезов.
Обработка воротника и подборта.
Соединение воротника с горловиной изделия.
Обработка нижнего среза изделия.
Обработка рукавов халата. Соединение рукавов с
проймами.
Обработка карманов. Соединение карманов с основными деталями полочек.
Разметка и обработка петель. Пришивание пуговиц.
Окончательная отделка изделия.
Контрольная работа и анализ ее качества № 1. Обработка воротника на стойке и подборта на образце по
готовому крою.
Практическое повторение (выполнение заказа школы).
Ремонт одежды (4 часа)
Наложение заплаты стачным швом.
Штуковка
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
4
2
2
4
2
4
4
6
2
2
Календарно-тематическое планирование 9 класс (238 часов)
Тема раздела, урока
Кол-во Дата проведения
часов
план
факт
Промышленные швейные машины (6 часов)
Организация рабочего места.
1
Техника безопасности при работе с инструментами и
1
приспособлениями.
Машинные стежки и строчки.
1
Виды и обозначение промышленных швейных ма1
шин.
Общие сведения о швейных машинах. Основные ча1
сти швейных машин.
Приспособления к промышленным швейным маши1
нам.
Волокна, ткани и нетканые материалы (9 часов)
Получение синтетических волокон.
1
Свойства и применение синтетических волокон.
1
Сведения о классификации тканей.
1
Ассортимент тканей из синтетических волокон и ни1
тей.
11
Определение волокнистого состава тканей.
1
12
Технологические свойства тканей.
1
13
Технологические свойства тканей из синтетических
1
волокон и нитей.
14
Дополнительные сведения о тканях из натуральных
1
волокон.
15
Нетканые материалы.
1
Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий (35 часов)
16-25 Моделирование рукавов.
10
26-31 Обработка нижнего среза короткого рукава «фона6
рик».
32-37 Плосколежащие воротники.
6
38-43 Построение чертежа и подготовка выкройки плоско6
лежащего воротника к раскрою.
44-50 Обработка плосколежащего воротника и соединение
7
его с горловиной.
Изготовление платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (52 часа)
51-52 Платье отрезное по линии талии или по линии бедер.
2
53-54 Изготовление выкройки платья отрезного по линии
2
талии или по линии бедер.
55-60 Соединение лифа с юбкой на образце.
6
61-64 Разработка фасонов платья отрезного по линии талии
4
или по линии бедер.
65-66 Раскрой платья отрезного по линии талии или по ли2
нии бедер.
67-70 Подготовка деталей кроя к обработке.
4
71-74 Подготовка платья к первой примерке.
4
75-76 Проведение первой примерки платья.
2
77-82 Обработка платья после первой примерки и проведе6
ние второй примерки.
83-92 Пошив платья.
10
93-102 Пошив отрезного платья по готовому крою в мас10
штабе 1:2. (Самостоятельная работа № 1).
Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод (11 часов)
103-106 Изготовление выкроек по чертежам одежды в нату4
ральную величину.
107-110 Изготовление выкроек по чертежам одежды в
4
уменьшенном масштабе.
111-112 Проверка выкройки в соответствии со своими мер2
ками.
113
Подбор деталей выкройки к швейному изделию (Са1
мостоятельная работа № 2).
Организация труда и производства на швейных предприятиях (7 часов)
114
Виды производства одежды.
1
115
Структура швейного предприятия.
1
116
Производственный технологический процесс изго1
товления одежды.
117
Влажно-тепловая обработка швейных изделий.
1
118
Основные рабочие профессии швейного производ1
9
10
ства.
Сведения о трудовом законодательстве. Право на
1
труд.
120
Безопасность труда на швейных предприятиях.
1
Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом
производстве одежды (42 часа)
121
Изготовление лекал и раскрой деталей швейных из1
делий.
122
Последовательность пошива прямого цельнокроено1
го платья.
123
Сведения об изделиях с рукавами рубашечного по1
кроя.
124
Последовательность пошива прямого цельнокроено1
го платья с рукавом рубашечного покроя.
125-126 Соединение рукавов рубашечного покроя с пройма2
ми.
127-128 Изготовление выкройки цельнокроеного платья по
2
чертежам из журналов мод.
129-130 Раскрой цельнокроеного платья.
2
131-132 Подготовка деталей кроя к обработке.
2
133-136 Подготовка платья к примерке. Проведение пример4
ки.
137-138 Обработка мелких деталей платья.
2
139-140 Обработка нижнего среза рукава.
2
141-144 Обработка детали переда.
4
145-148 Обработка детали спинки.
4
149
Соединение деталей переда и спинки по плечевым
1
срезам.
150-153 Соединение воротника с горловиной
4
154-155 Соединение деталей переда и спинки по боковым
2
срезам.
156-159 Соединение рукавов с проймами.
4
160-161 Обработка нижнего среза. Влажно-тепловая обработ2
ка изделия и окончательная отделка.
162
Защита проекта «Платье цельнокроеное».
1
Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве одежды (3 часа)
163
Сведения о верхней поясной одежде. Ткани для по1
шива поясных швейных изделий.
164
Изготовление лекал и раскрой деталей поясных
1
швейных изделий.
165
Последовательность пошива поясных швейных изде1
лий.
Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий (14 часов)
166
Обработка шлевок.
1
167-168 Обработка гладких накладных карманов.
2
169
Соединение срезов поясного изделия «джинсовым
1
швом».
170-171 Обработка застёжки в среднем шве.
2
172-173 Обработка верхнего среза поясного изделия притач2
ным поясом.
119
174-175 Соединение притачного пояса с верхним срезом по2
ясного изделия.
176-177 Обработка верхнего среза поясного изделия кулис2
кой под резиновую тесьму.
178
Обработка нижнего среза юбки.
1
179
Обработка нижних срезов брюк.
1
Изготовление брюк на основе готовой выкройки (59 часов)
180
Прямые брюки с застежкой в среднем шве.
1
181-182 Изготовление выкройки прямых брюк с застежкой в
2
среднем шве.
183-192 Раскрой и пошив прямых брюк с застежкой в сред10
нем шве.
193-198 Короткие прямые брюки с цельнокроеной кулиской
6
по линии талии.
199-202 Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по
4
трудности исполнения экзаменационному (Контрольная работа № 1).
203-238 Практическое повторение (подготовка к экзамену).
36
Учебно-методическое обеспечение
1. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. Технология. Швейное дело. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
М., Просвещение, 2021 г.
2. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. Технология. Швейное дело. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
М., Просвещение, 2021 г.
3. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. Технология. Швейное дело. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
М., Просвещение, 2023 г.
4. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Технология. Швейное дело. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
М., Просвещение, 2024 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Демонстрационный материал.
Таблицы.
1.
Инструкционная карта: «Построение чертежа ночной сорочки без плечевого шва».
2.
Технологическая карта: «Обработка ночной сорочки без плечевого шва».
3.
Инструкционная карта: «Построение наволочки с клапаном».
4.
Технологическая карта: «Обработка наволочки с клапаном».
5.
Инструкционная карта: «Построение чертежа поясного бельевого изделия»
6.
Технологическая карта: «Обработка поясного бельевого изделия».
7.
Инструкционная карта: «Построение чертежа основы прямой юбки».
8.
Технологическая карта: «Обработка прямой юбки».
9.
Инструкционная карта: «Построение чертежа клешевой юбки».
10. Технологическая карта: «Обработка клешевой юбки».
11. Инструкционная карта: «Построение чертежа клиньевой юбки».
12. Технологическая карта: «Обработка клиньевой юбки».
13. Технологическая карта: «Обработка постельного белья».
Перечень методических разработок с использованием ИКТ:
1. Презентация «Безопасность труда»
2. Физкультминутки музыкальные
3. Презентация «Виды ткацких переплетений»
4. Урок по материаловедению. «Лен. Производство. Свойства». Презентация
5. «Все цвета радуги». Презентация
Занятия по швейному делу в школе проводятся в мастерской, которая оборудована индивидуальными рабочими местами для выполнения ручных и машинных работ. При выполнении практических
работ учащиеся используют индивидуальные папки, в которых хранятся рабочие инструменты и
принадлежности: ножницы, нитки, иголки и булавки, сантиметровые ленты, линейки – закройщика,
простые карандаши, для выполнения чертежей, косынка и фартук.
Для выполнения машинных работ в мастерской имеются швейные машины:
- с ручным приводом;
- с ножным приводом;
- с электроприводом;
- оверлок.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и 3 утюга.
Готовые работы обучающихся, образцы работ, учебные пособия, рабочие папки, тетради и учебники хранятся в шкафах на специально отведённых местах.
Для проведения примерок имеется манекен и зеркало.