1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Труд (технология)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Целью уроков является: формирование и совершенствование практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни.
Основные задачи:
- сообщение элементарных знаний по видам труда; формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в
зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно
входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем
материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего
распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
- обогащение представлений об окружающем процессе труда;
- воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;
- умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы;
- нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых;
- физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно-двигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильную хватку инструментов;
- речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю;
- эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять
и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков
физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения, рисования, математики.
Общая характеристика учебного предмета
Программой 2 класса предусмотрены следующие виды труда: работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с глиной и пластилином.
Во 2 классе знания обучающихся пополняются техническими сведениями о назначении и
2
применении глины в промышленности: глина как строительный материал (1 четверть); применение
глины для изготовления посуды (2 четверть); применение глины для изготовления скульптуры (3
четверть). В ходе лепных работ обучающиеся знакомятся с геометрическими телами и их признаками.
На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы. Работая с пластичным
материалом, второклассники осваивают как новые приемы их обработки, так закрепляют и
совершенствуют ранее освоенные в 1 классе. Новым является освоение пластического способа лепки
изделий и фигурок (лепка из целого куска пластической массы), что является для школьников с
интеллектуальными нарушениями наиболее сложным.
Работа с природными материалами. Во 2 классе содержание учебного материала данного вида
работы направлено на ознакомление школьников с новыми видами природных материалов, их
свойствами и применением (желуди, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с новыми
природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с
применением нового инструмента - шило, или вспомогательного (палочки с заостренными концами).
Повторяются познавательные сведения об уже знакомых природных материалах, их свойствах и
правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки и др.); закрепляются навыки обработки этих
материалов.
Работа с бумагой и картоном. В этом виде труда во 2 классе содержание учебного материала
пополняется новыми сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке; освоение приемов
разметки бумаги с помощью линейки. В то же время школьники продолжают работать с шаблонами.
Особое внимание во 2 классе уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и
навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги.
Работа с текстильными материалами. Во 2 классе содержание данного раздела углубляется за счет
включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма,
сутаж, тонкая веревка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении. В ходе
практической деятельности обучающиеся овладевают разнообразными приемами работы с этими
материалами (пришивание пуговиц, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани и вышивание
по канве сметочным стежком). Наряду с освоением перечисленных материалов дети повторяют
имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках и практических действиях с ними (намотка,
связывание, плетение, завязывание узелка, вышивание).
Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке обучающиеся поэтапно
знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают
разметку, выполняют приемы обработки поделочных материалов, подводят итоги.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- названия инструментов, материалов и вспомогательных приспособлений, используемых на уроках
ручного труда;
- правила безопасности с колющими и режущими инструментами, клеем;
- свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость,
особенности поверхности и т.п.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться ножницами, кисточкой и клеем; ориентироваться в задании по вопросам учителя;
- составлять план работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно;
- называть операции, материалы, инструменты;
- пооперационно выполнять работы по словесной инструкции учителя с показом приемов
изготовления;
- соблюдать пространственную ориентировку при выполнении плоскостных и объемных изделий с
помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; делить
лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям;
- правильно располагать детали с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте;
- производить анализ своего изделия по вопросам учителя; осуществлять текущий самоконтроль.
Формы контроля уровня достижений обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в конце каждой четверти в виде мониторинга уровня
сформированности общетрудовых и специальных трудовых (организационных, двигательных) умений
3
у каждого обучающегося.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Труд (технология)» включен в учебный план, предметная область «Технология». Согласно учебному плану на изучение учебного предмета во 2 классе выделяется 34 часа в год
(1 час в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные
дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты:
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
− формирование способности к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной составляющей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
– понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
– готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
4
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- составление стандартного плана работы по пунктам; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глина и пластилин; природные материалы; бумага и картон; нитки и ткань).
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно –художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от
свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе наглядности: осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения.
Метапредметные результаты
Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
– устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– читать;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
– работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
– использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
5
Критерии и нормы оценки обучающихся
Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию
знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие
пространственные признаки предметов. Ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учетом установленных требований.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не
может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы. Работа выполнена не
совсем аккуратно, измерения недостаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие
изготовлено с незначительными отклонениями.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со
стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их. Работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных
требований.
Отметка «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе
почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований.
Содержание учебного предмета «Труд (технология)»
Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом
классе. В связи с этим обучение строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний, умений
и навыков и направлено на выработку их устойчивости, что является предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ.
Обучение спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных в первом классе:
о рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего
места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном»,
«Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и направлено на коррекцию интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
− коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
− развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
− совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
изготовлении изделия;
− коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового
материала.
Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань,
пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о
предметах, истории их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника.
Работа с природным материалам.
Экскурсия в природу, сбор природных материалов.
6
Практические работы. Игрушки, выполненные из скорлупок грецких орехов и других материалов:
гриб, кораблик, рыбка. Выполнение стилизованных фигурок животных из разных косточек с применением пластилина. Игра «Зоопарк».
Технические сведения. Названия используемых природных материалов, их свойства. Определение
формы деталей и их соотнесение с формой реального объекта.
Приемы работы. Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для композиции.
Работа с нитками
Практические работы. Выполнение кисточки. Выполнение сувениров – стилизованных фигурок человечков.
Технические сведения. Название изделий. Способы использования изделий в быту. Простейшие понятия о сочетании цветов.
Приемы работы. Начало работы: завязывание узла, изготовление кисточки, закрепление нити. Приемы завершения работы. Подравнивание концов завязывающих нитей ножницами.
Работа с бумагой
Практические работы. Изготовление елочных игрушек. Гирлянды - из одной полосы, из двух полос,
цепь. Вырезание снежинок. Выполнение сложных игрушек из 3-4 деталей круглой, треугольной, квадратной формы.
Технические сведения. Складывание бумаги-заготовки для вырезания снежинки.
Приемы работы. Последовательное перекладывание полос при выполнении гирлянды. Надрезание
сторон полосы.
Работа с пластилином
Практические работы
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Складывание
из вылепленных деталей башни, дома.
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу,
остальные с натуры.
Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина
- строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка.
Организация рабочего места при выполнении лепки.
Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер
геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью
линейки высоты, длины и ширины изделия.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Минимальный уровень:
- называть материалы для поделок и их свойства;
- возможности использования изученных материалов;
- называть объекты работы;
- называть инструменты, используемые для выполнения поделок из различных материалов;
- выбирать и называть операции, специфические для обработки данного материала;
- самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец поделки, натуральный образец,
предметную карту;
- составлять простейший эскиз как элемент планирования;
- делать отчет о проделанной работе.
Достаточный уровень:
- называть основные материалы для поделок и их свойства;
- устанавливать соответствие поделки натуральному образцу;
- повторять показанные учителем приемы выполнения работы;
- выполнять простейшие операции по устной инструкции учителя.
7
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Дата проведения
п/п
план
факт
1 Вводный урок. Предметы природного и рукотворного мира.
2 Работа с пластичным материалом. Познавательные сведения о глине, пластилине и прямоугольном геометрическом теле «брус». Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.
3 Работа с пластичным материалом. Складывание из вылепленных деталей (брусков). «Ворота».
4 Работа с пластичным материалом. Способ скатывания шара и жгутика, раскатывания и расплющивания. «Молоток».
5 Работа с природными материалами. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Организация сушки и хранения собранных материалов.
6 Работа с природными материалами. Соединение деталей с помощью палочек.
«Собачка»
7 Работа с природными материалами. Соединение деталей с помощью палочек.
«Поросенок».
8 Работа с природным материалом. Соединение деталей с помощью палочек и
пластилина. «Кораблик».
9 Работа с бумагой и картоном. Сминание бумаги, соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Дерево в разное время года».
10 Работа с бумагой и картоном. Сгибание бумаги. Складывание фигурки «Маска
собачки».
11 Работа с бумагой и картоном. Разметка шаблонов, вырезание.
12 Работа с бумагой и картоном. Разметка деталей с помощью шаблонов, сгибание. Соединение деталей с помощью клея. Подставка для кисточек.
13 Работа с текстильными материалами. Повторение свойств ниток. Изготовление
стилизованных ягод из ниток. Соединение деталей с помощью ниток. Сувенир
«Ягодки».
14 Работа с бумагой и картоном. Симметричное вырезание. Разметка деталей по
шаблону, соединение деталей с помощью клея. «Елочная гирлянда».
15 Работа с бумагой и картоном. Разметка по шаблону, резание. Скатывание шариков. Соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Снегирь».
16 Вырезание. Соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Снеговик».
17 Работа с бумагой и картоном. Разметка деталей по шаблону, резание. Соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Машины».
18 Работа с бумагой и картоном. Разметка деталей по шаблону, резание. Соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Шар из кругов»
19 Работа с бумагой и картоном. Разметка по шаблону, резание, скатывание шариков, соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Овечка».
20 Работа с бумагой и картоном. Разметка деталей по шаблону, резание, обрывание бумаги. Соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Рыбка».
21 Работа с бумагой и картоном. Разметка по линейке, резание, соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Грузовик».
22 Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по линейке. Резание.
23 Работа с бумагой и картоном. Разметка по линейке и шаблону, резание, соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Животные».
24 Работа с бумагой и картоном Разметка деталей с помощью линейки, резание,
соединение деталей с помощью клея. Изготовление поздравительной открытки
к 8 марта.
25 Работа с бумагой и картоном. Разметка по шаблону, резание. Скатывание шариков. Соединение деталей с помощью клея. Аппликация «Пудель».
26 Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия.
27 Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия, соединение
8
28 Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия, соединение
29 Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными
отверстиями.
30 Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубки разной величины.
31 Работа с текстильными материалами. Резание ниток. Аппликация из ниток «Со- .
бака породы эрдельтерьер»
32 Работа с текстильными материалами Смёточный стежок. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
33 Работа с текстильными материалами. Вышивание салфетки. Оформление салфетки тесьмой.
34 Итоговое занятие.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2018 год.
2. Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение,
2019 год.
3. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.
9