Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, разработана на основе:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО – утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 5-9 классы, Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества.
Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. М., Просвещение, 2019 год.
3. Методических рекомендаций. Чтение. 5-9 классы. М.И. Шишкова. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2017 год.
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
5. С учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года и Программы воспитания школы.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и
научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности;
- воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в
художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» занимает особое место в системе образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нацелен на формирование не только навыков
чтения, но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у обучающихся интерес к
чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их.
Основными критериями отбора материала по чтению, рекомендованного для изучения в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется
в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается
в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности
к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарнопрактический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
В программе основными являются следующие принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении,
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
- принцип научности и доступности обучения,
- принцип систематичности и последовательности в обучении,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, а также методы изложения новых знаний, методы повторения, закрепления
знаний, методы применения знаний, методы контроля. В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану (краткий и подробный);
- пересказ текста по предполагаемым вопросам;
- продолжение текста;
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Виды организации учебной деятельности в зависимости от цели и задач урока могут быть различными: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний с учетом
психофизических особенностей детей: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в
природе и человеческой жизни и др.).
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Чтение (литературное чтение)» представлен в предметной области
«Язык и речевая практика». Рабочая программа учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»
рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул,
выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по чтению (литературному чтению) составлено с учетом программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты:
- формировать понимание важности процесса обучения;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и
зарубежной литературой;
- формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические
представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из
прочитанного произведения с собственным опытом;
- формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- развивать умение составлять тексты в устной форме;
- развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать
свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
Минимальный уровень:
- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
- определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
- ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;
- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного
под руководством педагогического работника текста;
- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);
- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
- установление последовательности событий в произведении;
- определение главных героев текста;
- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам
педагогического работника;
- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;
- заучивание наизусть стихотворений;
- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для
внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
- ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное
чтение);
- определение темы художественного произведения;
- определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
- определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отно-
шения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
- пересказ текста по коллективно составленному плану;
- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой
на контекст;
- ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
- знание наизусть стихотворений и прозаического отрывка.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний
контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать
окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в
жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Критериями оценки обучающихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения,
умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности.
Формы контроля
Критерии оценок
1.Оценивание правильности и Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло,
осознанности чтения отрывка выразительно, с соблюдением норм литературного произношепроизведения, заданного на ния.
дом.
Оценка «4» ставится ученику, если он; читает в основном правильно, бегло; допускает одну – две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает три-четыре ошибки
при чтении и соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих
интонацию логических ударений.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз.
2. Оценивание стихотворения, Оценка «5» ставится ученику, если он: твердо знает наизусть
рассказанного наизусть.
стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает при чтении
стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: обнаруживает при чтении
наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при чтении
наизусть основной смысл, не использует помощь учителя.
3. Оценивание заданий,
Оценка «5» ставится ученику, если: вся работа выполнена безВыполненных по карточке ошибочно и нет исправлений; (100%).
(дидактический материал на Оценка «4» ставится ученику, если: не выполнена 1/5 часть зазакрепление понимания про- даний от их общего числа; (80%).
читанного).
Оценка «3» ставится ученику, если: не выполнена 1/4 часть заданий от их общего числа; (75%).
Оценка «2» ставится ученику, если: не выполнена 1/2 часть заданий от их общего числа. (50%).
4. Оценивание пересказа про- Оценка «5» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы по
читанного произведения.
содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно,
правильно, последовательно; выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя,
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в
ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет
их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при
пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы и
пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
затрудняется называть главных действующих лиц произведения,
характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при пересказе
основной смысл, не использует помощь учителя; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных
действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения
фрагментарно, искажая основной смысл;
5. Оценивание рассказа, соОценка «5» ставится ученику, если он: составил рассказ самоставленного по иллюстрации
стоятельно, полно, правильно, последовательно.
или по серии сюжетных карОценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в
тин.
рассказе, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он: составляет рассказ с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает основной
смысл, не использует помощь учителя.
6. Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка
техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется
подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следую-
щего объёма (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения
учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли,
ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения. В начале очередного
учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Содержание учебного предмета "Чтение (литературное чтение)"
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина,
предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные
рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины,
об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе
и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть,
правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
- литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
- присказка, зачин, диалог, произведение;
- герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
- стихотворение, рифма, строка, строфа;
- средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
- элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на
части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с
помощью педагогического работника).
6 класс
Моя Родина
Отечество. По В. Пескову. Россия. М. Ножкин. Моя Родина. М. Пришвин.
«Золотая осень»
Сентябрь. В. Бианки. «Лес точно терем расписной…» И. Бунин. Грабитель. Ю. Качаев. Белый домик. Б. Житков. Звонкие ключи. А. Белорусец. Заячьи лапы. К. Паустовский. Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев. Хитрюга. Е. Носов. Октябрь. В. Бианки
Страницы истории
Будь человеком. С. Михалков. Петя мечтает. Б. Заходер. Слон и муравей. (Сказка). По Д. Биссету.
Кузнечик Денди. (Сказка). По Д. Биссету. Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари. Пуговкин
домик. Дж. Родари. Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины). Москва. (в сокращении) Ф. Глинка. Ноябрь. В. Бианки. Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву. На берегу Невы.
По С. Алексееву. Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву. Великодушный русский воин. По Е.
Холмогоровой. Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову. Тайна цены (Сказка) Е. Пермяк. Здравствуйте! (в сокращении) перевод с польского Д. Гальперина.
Здравствуй, гостья-Зима!
Декабрь. В. Бианки. Новогодние загадки. Е. Благинина. Встреча зимы (в сокращении). А. Никитин.
Тёплый снег. А. Дорохов. «Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин. Пушкин. Д. Хармс. Январь. В. Бианки. Ель. (Сказка) Х.-К. Андерсен. Ванька. А. Чехов. «Весело сияет месяц над селом…» (Отрывок)
И. Никитин. «Белый снег пушистый в воздухе кружится…» (Отрывок) И. Суриков. Лёля и Минька.
М. Зощенко. Пурга. Ю. Рытхэу. Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев. Февраль. В. Бианки.
Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак. Снежная королева. (Сказка) Х.-К. Андерсен.
Весна-красна
Первые приметы. С. Смирнов. Март. В. Бианки. Весна идёт. По В. Пескову. Жаркий час. М. Пришвин. Весенняя песня. (Сказка) Г. Скребицкий. Жаворонок. В. Жуковский. Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой. «Как после мартовских метелей…» А. Твардовский. «И вот шатёр свой голубой
опять раскинула весна…» А. Плещеев. Апрель. В. Бианки.
Рассказы о животных
Стальное колечко. (Сказка) К. Паустовский. Злодейка. По В. Астафьеву. Рассказы про зверей. Е.
Барониной. Кот в сапогах. В. Драгунский. Заяц и ёж. Д. Хармс. Зеркало и обезьяна. И. Крылов. Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг.
Рассказы, сказки, стихи для детей
«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков. Май. В. Бианки. Наши песни спеты на войне. М.
Дудин. Звездолёт «Брунька». В. Медведев. Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский. Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери. Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон») В.
Астафьев. «Нынче ветер, как мальчишка весел…» Н. Рыленков
7 класс
Устное народное творчество
Сказки. «Сивка – бурка» (русская народная сказка), «Журавль и Цапля» (русская народная сказка),
«Умный мужик» (русская народная сказка). Былина. «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни.
«Ах, кабы на цветы не морозы…». «По улице мостовой…». Пословицы. Загадки.
Из произведений русской литературы XIX века (64 часа)
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Стихотворения А.С.
Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья…».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом
нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и ягненок», «Слон и
Моська».
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» (в сокращении).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» (в сокращении).
Из произведений русской литературы XX века
Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести).
Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна».
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт».
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники».
Константин Михайлович Симонов. «Сын артиллериста» (отрывки).
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг».
Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке»..
Юрий Иосифович Коваль. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».
Юрий Яковлевич Яковлев. «Багульник».
Радий Петрович Погодин. «Время говорит – пора».
Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).
Константин Яковлевич Ваншенкин. «Мальчишка», «Снежки».
8 класс
Устное народное творчество
Сказки. Волшебное кольцо (Русская народная сказка). Пословицы и поговорки. Баллады. Перчатка
(Повесть). В. А. Жуковский. Нашла коса на камень. И. 3. Суриков. Былины. Добрыня и Змей.
Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Публичное испытание. М. Я. Басина. Записки о Пушкине (Отрывок). И. И. Пущин. Памятник (Отрывок). «Во глубине сибирских руд...». Зимнее утро. И. И. Пущину.
19 октября 1827. Няне. «На холмах Грузии...». Сожжённое письмо (Отрывок). «Я вас любил...».
Сказка о попе и о работнике его Балде.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Смерть Поэта (Отрывок). Родина (Отрывок). Парус. Сосна. Песня
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Отрывки).
Иван Андреевич Крылов. Волк на псарне. Осёл и Соловей. Муха и Пчела.
Николай Алексеевич Некрасов. Размышления у парадного подъезда (Отрывок). «В полном разгаре
страда деревенская...». Мороз, Красный нос (Отрывок). Русские женщины (Отрывок).
Иван Саввич Никитин. Русь (Отрывок). Утро на берегу озера.
Иван Сергеевич Тургенев. Муму (в сокращении).
Лев Николаевич Толстой. После бала (в сокращении.)
Произведения русских писателей 1-й половины XX века
Антон Павлович Чехов. Лошадиная фамилия
Владимир Галактионович Короленко. Слепой музыкант (Отрывки)
Максим Горький. Макар Чудра (Отрывок)
Сергей Александрович Есенин. «Спит ковыль...». «Отговорила роща золотая...»
Андрей Платонович Платонов. Разноцветная бабочка (Сказка)
Алексей Николаевич Толстой. Русский характер
Николай Алексеевич Заболоцкий. Некрасивая девочка.
Произведения русских писателей 2-й половины XX века
Константин Георгиевич Паустовский. Телеграмма (в сокращении).
Рувим Исаевич Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви (Отрывки.)
Лев Абрамович Кассиль. Пекины бутсы.
Александр Трифонович Твардовский. Василий Тёркин (Отрывки из поэмы).
Василий Макарович Шукшин. Гринька Малюгин (в сокращении).
Виктор Петрович Астафьев. Далёкая и близкая сказка (Глава из повести «Последний поклон»).
Радий Петрович Погодин. Алфред.
Алексей Александрович Сурков. Родина.
9 класс
Устное народное творчество
Русские народные песни. Колыбельная. «За морем синичка не пышно жила…». Былины. «На заставе богатырской» (в сокращении). Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» (в сокращении). «Лиса
и Тетерев».
Из произведений русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (в сокращении). «Барышня-крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». «Баллада». «Морская царевна» (в сокращении).
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении).
Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час» (Отрывки). «Саша» (Отрывок).
А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Помню я: старушка няня…». «Это утро, радость эта…».
А.П. Чехов. «Злоумышленник» (в сокращении). «Пересолил».
Из произведений русской литературы XX века
М. Горький. «Песня о Соколе» (в сокращении).
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. «Красной кистью…». «Вчера еще в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. «Судьба человека» (Отрывки в сокращении).
Е.И. Носов. «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина» (в сокращении). «Русский огонек» (в сокращении). «Зимняя
песня».
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (отрывок).
Из произведений зарубежной литературы
Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мед» (в сокращении).
Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап» (Отрывок в сокращении).
Джеральд Даррелл. «Живописный жираф» (Отрывок в сокращении).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2728
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Тема урока
По В. Пескову «Отечество».
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя Родина».
В. Бианки «Сентябрь».
И. Бунин «Лес, точно терем расписной...».
Ю. Качаев «Грабитель».
Б. Житков «Белый домик».
Б. Житков «Белый домик».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
К. Паустовский «Заячьи лапы».
К. Паустовский «Заячьи лапы».
К. Паустовский «Заячьи лапы»
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще».
Е. Носов «Хитрюга».
Е. Носов «Хитрюга».
В. Бианки «Октябрь».
С. Михалков «Будь человеком».
Б. Заходер «Петя мечтает».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
Внеклассное чтение. Золотая осень.
«Илья Муромец и Соловей разбойник» Былина.
Ф. Глинка «Москва» (в сокращении).
В. Бианки «Ноябрь».
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».
По С. Алексееву «На берегу Невы».
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Медаль».
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Гришенька».
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. Серебряный лебедь».
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. Боевое крещение».
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. День рождения
Наполеона».
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. В дни спокойные».
Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом».
Н. Носов «Как Незнайка был художником».
Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».
Дата проведения
План
Факт
42
43
44
45
46
47
48
4950
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
Е. Пермяк «Тайна цены».
Д. Гальперина «Здравствуйте!».
В. Бианки «Декабрь».
Е. Благинина. «Новогодние загадки».
А. Никитин «Встреча зимы».
А. Дорохов «Теплый снег».
А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...».
Д. Хармс «Пушкин».
Викторина. Знаешь ли ты А.С. Пушкина?
В. Бианки «Январь».
Г. Х. Андерсен. «Ель».
Г. Х. Андерсен. «Ель».
Г. Х. Андерсен. «Ель».
А. Чехов «Ванька»».
А. Чехов «Ванька»».
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...».
И. Суриков «Белый снег пушистый...».
М. Зощенко «Леля и Минька. Елка»
М. Зощенко «Леля и Минька. Елка».
Ю. Рытхэу «Пурга».
Ю. Рытхэу «Пурга».
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».
В. Бианки «Февраль».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Внеклассное чтение. Волшебница зима.
С. Смирнов «Первые приметы».
В. Бианки «Март».
По В. Пескову «Весна идет».
М. Пришвин «Жаркий час».
Г. Скребицкий «Весенняя песня» I часть.
Г. Скребицкий «Весенняя песня» II часть.
В. Жуковский «Жаворонок».
А. Толстой «Детство Никиты».
А. Твардовский «Как после мартовских метелей...».
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...».
Вакса-Клякса. С. Маршак.
В. Бианки «Апрель».
К. Паустовский «Стальное колечко». I часть.
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
К. Паустовский «Стальное колечко». II часть.
К. Паустовский «Стальное колечко». III часть.
Внеклассное чтение. Красавица весна.
В. Астафьев «Злодейка».
В. Астафьев «Злодейка».
Е. Баронина «Рассказы про зверей».
Е. Баронина «Рассказы про зверей».
В. Драгунский «Кот в сапогах».
В. Драгунский «Кот в сапогах».
Д. Хармс «Заяц и еж».
И. Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
И. Крылов «Зеркало и обезьяна».
Повторяем басни И. Крылова.
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
Внеклассное чтение. Ребятам о зверятах.
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...».
В. Бианки «Май».
М. Дудин «Наши песни спеты на войне».
Внеклассное чтение. Читаем о войне.
В. Медведев «Звездолет «Брунька».
В. Медведев «Звездолет «Брунька».
В. Медведев «Звездолёт «Брунька».
В. Медведев «Звездолёт «Брунька».
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
А. де Сент -Экзюпери. «Маленький принц».
А. де Сент -Экзюпери. «Маленький принц».
А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц».
А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц».
В. Астафьев «Зорькина песня».
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...».
Внеклассное чтение. «Веселое лето».
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Тема урока
Устное народное творчество.
Сивка – бурка. Русская народная сказка.
Журавль и Цапля. Русская народная сказка.
Умный мужик. Русская народная сказка.
Дата проведения
План
Факт
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Вершки и корешки. Русская народная сказка.
Царевна-Несмеяна. Русская народная сказка.
Каша из топора. Русская народная сказка.
Три поездки Ильи Муромца. Былина.
Ах, кабы на цветы не морозы… Народная песня.
По улице мостовой. Народная песня.
Пословицы. Загадки.
Обобщение по теме «Жанры УНТ».
А.С. Пушкин – биографическая справка.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. А.С.
Пушкин.
Зимний вечер. А.С. Пушкин.
У Лукоморья. А.С. Пушкин.
Сказка о золотом петушке. А.С. Пушкин.
Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин.
Сказка о медведихе. А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов – биографическая справка.
Бородино. М.Ю. Лермонтов.
Листок. М.Ю. Лермонтов.
И.А. Крылов – биографическая справка.
Кукушка и Петух. И.А. Крылов.
Волк и Журавль. И.А. Крылов.
Слон и Моська. И.А. Крылов.
Мыши. И.А. Крылов.
О чем рассказывают басни.
Н.А. Некрасов – биографическая справка.
Несжатая полоса. Н.А. Некрасов.
Генерал Топтыгин. Н.А. Некрасов.
Дедушка Мазай и зайцы. Н.А. Некрасов.
Л.Н. Толстой – биографическая справка.
Кавказский пленник. Л.Н. Толстой.
А.П. Чехов – биографическая справка.
Хамелеон. А.П. Чехов.
Каштанка. А.П. Чехов.
Чтение юмористических рассказов.
В.Г. Короленко – биографическая справка.
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
Дети подземелья. В.Г. Короленко.
Чтение произведений русских писателей ХIХ века.
Максим Горький – биографическая справка.
Детство. М. Горький.
В людях. М. Горький.
М.В. Исаковский – биографическая справка.
Детство. М. В. Исаковский.
Ветер. М.В. Исаковский.
Весна. М.В. Исаковский.
Катюша. М.В. Исаковский.
К.Г. Паустовский – биографическая справка.
Последний чёрт. К.Г. Паустовский.
М.М. Зощенко – биографическая справка.
Великие путешественники. М.М. Зощенко.
Самое главное. М.М. Зощенко.
Калоши и мороженое. М.М. Зощенко.
К.М. Симонов – биографическая справка.
Сын артиллериста. К.М. Симонов.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? К.М. Симонов.
В.П. Катаев – биографическая справка.
Флаг. В.П. Катаев.
Н.И. Рыленков - биографическая справка.
Деревья. Н.И. Рыленков.
Весна без вещуньи – кукушки… Н.И. Рыленков.
Всё в тающей дымке… Н.И. Рыленков.
Как мне жалко людей, про которых…Н.И. Рыленков.
Поэты о русской природе.
Ю.И. Коваль – биографическая справка.
Капитан Клюквин. Ю.И. Коваль.
Картофельная собака. Ю.И. Коваль.
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Ю.Я. Яковлев – биографическая справка.
Багульник. Ю.Я. Яковлев.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Р.П. Погодин – биографическая справка.
Время говорит – пора. Р.П. Погодин.
А.Г. Алексин – биографическая справка.
Двадцать девятое февраля. А.Г. Алексин.
К.Я. Ваншенкин – биографическая справка
Мальчишка. К.Я. Ваншенкин
Снежки. К.Я. Ваншенкин
Алеша. К.Я. Ваншенкин.
Старик Хоттабыч. Л.Н. Лагин.
Чтение произведений зарубежных писателей.
Соловьи. И. Бунин.
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема урока
Сказки.
Волшебное кольцо. Русская народная сказка.
По щучьему велению. Русская народная сказка.
Сказка о потерянном времени. Е.Л. Шварц.
Пословицы и поговорки.
Баллады.
Перчатка. В.А. Жуковский.
Нашла коса на камень. И.З. Суриков.
Былины.
Садко. Былина.
Обобщение. Жанры УНТ.
А.С. Пушкин – биографическая справка.
Публичное испытание. М.Я. Басина.
Записки о Пушкине. И.И. Пущин.
Памятник. А.С. Пушкин.
Во глубине сибирских руд… А.С. Пушкин.
Зимнее утро. А.С. Пушкин.
И.И. Пущину. А.С. Пушкин.
Няне. А.С. Пушкин.
Сожжённое письмо. А.С. Пушкин.
Я вас любил… А.С. Пушкин.
Сказка о попе и о работнике его Балде. А.С. Пушкин.
Дата проведения
План
Факт
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
М.Ю. Лермонтов – биографическая справка.
Смерть поэта. М.Ю. Лермонтов.
Родина. М.Ю. Лермонтов.
Парус. М.Ю. Лермонтов.
Сосна. М.Ю. Лермонтов.
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М.Ю. Лермонтов.
Три пальмы. М.Ю. Лермонтов.
И.А. Крылов – биографическая справка.
Волк на псарне. И.А. Крылов.
Осёл и Соловей. И.А. Крылов.
Муха и Пчела. И.А. Крылов.
Свинья под дубом. И.А. Крылов.
Обобщение. Повторяем басни И.А. Крылова.
Н.А. Некрасов – биографическая справка.
Размышления у парадного подъезда. Н.А. Некрасов.
В полном разгаре страда деревенская… Н.А. Некрасов.
Мороз, Красный нос. Н.А. Некрасов.
Русские женщины. Н.А. Некрасов.
Крестьянские дети. Н. А. Некрасов.
И.С. Никитин – биографическая справка.
Русь. И.С. Никитин.
Утро на берегу озера. И.С. Никитин.
И.С. Тургенев – биографическая справка.
Муму. И.С. Тургенев.
Л.Н. Толстой – биографическая справка.
После бала. Л.Н. Толстой.
Мальчик с пальчик. Л.Н. Толстой.
А.П. Чехов – биографическая справка.
Лошадиная фамилия. А.П. Чехов.
Толстый и тонкий. А.П. Чехов.
В.Г. Короленко – биографическая справка.
Слепой музыкант. В.Г. Короленко.
Максим Горький – биографическая справка.
Макар Чудра. М. Горький.
Про Иванушку-дурачка. М. Горький.
С.А. Есенин – биографическая справка.
Спит ковыль… С.А. Есенин.
Пороша. С.А. Есенин.
Отговорила роща золотая… С.А. Есенин.
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
А.П. Платонов – биографическая справка.
Разноцветная бабочка. А.П. Платонов.
А.П. Платонов. Неизвестный цветок.
А.Н. Толстой – биографическая справка.
Русский характер. А.Н. Толстой.
Царевна-лягушка. А.Н. Толстой.
Н.А. Заболоцкий – биографическая справка.
Некрасивая девочка. Н.А. Заболоцкий.
К.Г. Паустовский – биографическая справка.
Телеграмма. К.Г. Паустовский.
Похождения жука-носорога. К.Г. Паустовский.
Р.И. Фраерман – биографическая справка.
Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
Р.И. Фраерман.
Л.А. Кассиль – биографическая справка.
Пекины бутсы. Л.А. Кассиль.
Рассказ об отсутствующем. Л.А. Кассиль.
У классной доски. Л.А. Кассиль.
А.Т. Твардовский – биографическая справка.
Василий Тёркин. А.Т. Твардовский.
Читаем о войне. «Язык» мой – враг мой. Е. Воробьёв.
В.М. Шукшин – биографическая справка.
Гринька Малюгин. В.М. Шукшин.
В.П. Астафьев – биографическая справка.
Далёкая и близкая сказка. В.П. Астафьев.
Гуси в полынье. В.П. Астафьев.
Р.П. Погодин – биографическая справка.
Алфред. Р.П. Погодин.
Земля имеет форму репы. Р.П. Погодин.
А.А. Сурков – биографическая справка.
Родина. А.А. Сурков.
Обобщающий урок.
Фантомас. В.Ю. Драгунский.
Чучело. В.К. Железников.
На живца. М.М. Зощенко.
133
134
135
136
Расскажи про Ивана Палыча. А.В. Масс.
Про Гену. Н.Н. Носов.
Белый Бим Черное ухо. Г.Н. Троепольский.
Путешествие в Лилипутию. Д. Свифт.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Тема урока
Устное народное творчество.
Колыбельные песни.
«За морем синичка не пышно жила…» Русская народная песня.
На заставе богатырской. Былина.
Добрыня и Змей. Былина.
Про прекрасную Василису Микулишну. Былина.
О покорении Сибири Ермаком. Легенда.
Сказка про Василису Премудрую. Русская народная сказка (в
сокращении).
Лиса и тетерев. Русская народная сказка.
Дочь-семилетка. Сказка.
Сказка о желаниях. С.В. Капустина.
Премудрый пескарь. М.Е. Салтыков-Щедрин.
Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил. М.Е.
Салтыков-Щедрин.
Верный Трезор. М.Е. Салтыков-Щедрин.
Обобщение по теме «Устное народное творчество».
В.А. Жуковский – биографическая справка.
Три пояса. В.А. Жуковский.
Спящая царевна. В.А. Жуковский.
И.А. Крылов – биографическая справка.
Кот и Повар. И.А. Крылов.
Собачья дружба. И.А. Крылов.
Демьянова уха. И.А. Крылов.
Лиса-строитель. И.А. Крылов.
А.С. Пушкин - биографическая справка.
Руслан и Людмила. А.С. Пушкин.
Барышня – крестьянка. А.С. Пушкин.
Обобщение по произведениям А.С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов - биографическая справка.
Тучи. М.Ю. Лермонтов.
Баллада. М.Ю. Лермонтов.
Морская царевна. М.Ю. Лермонтов.
Обобщение по произведениям М.Ю. Лермонтова.
Дата проведения
План
Факт
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
Н.В. Гоголь – биографическая справка.
Майская ночь, или Утопленница. Н.В. Гоголь.
Заколдованное место. Н.В. Гоголь.
Н.А. Некрасов - биографическая справка.
Рыцарь на час. Н.А. Некрасов.
Саша. Н.А. Некрасов.
Есть женщины в русских селеньях. Н.А. Некрасов.
Обобщение по произведениям Н.А. Некрасова.
А.А. Фет - биографическая справка.
На заре ты её не буди... А.А. Фет.
Помню я: старушка няня… А.А. Фет.
Это утро, радость эта… А.А. Фет.
А.П. Чехов - биографическая справка.
Злоумышленник. А.П. Чехов.
Пересолил. А.П. Чехов.
Переполох. А.П. Чехов.
Обобщение по произведениям А.П. Чехова.
А.М. Горький - биографическая справка.
Песня о Соколе. А.М. Горький.
В.В. Маяковский – биографическая справка.
Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче.
В.В. Маяковский.
История Власа, лентяя и лоботряса. В.В. Маяковский.
М.И. Цветаева – биографическая справка.
Красной кистью… М.И. Цветаева.
Вчера ещё в глаза глядел… М.И. Цветаева.
К.Г. Паустовский - биографическая справка.
Стекольный мастер. К.Г. Паустовский.
Робкое сердце. К.Г. Паустовский.
Заботливый цветок. К.Г. Паустовский.
Обобщение по произведениям К.Г. Паустовского.
С.А. Есенин – биографическая справка.
Нивы сжаты, рощи голы… С.А. Есенин.
Собаке Качалова. С.А. Есенин.
М.М. Шолохов - биографическая справка.
Судьба человека. М.А. Шолохов.
Е.И. Носов – биографическая справка.
Трудный хлеб. Е.И. Носов.
Кукла. Е.Н. Носов.
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Н.М. Рубцов - биографическая справка.
Тихая моя родина. Н.М. Рубцов.
Русский огонёк. Н.М. Рубцов.
Зимняя песня. Н.М. Рубцов.
Ю.И. Коваль – биографическая справка.
Приключения Васи Куролесова. Ю.И. Коваль.
Сказка про тигренка на подсолнухе. Ю.И. Коваль.
Сказка про жену Змея Горыныча. Ю.И. Коваль.
Р.Л. Стивенсон – биографическая справка.
Вересковый мёд. Роберт Луис Стивенсон.
Э. Сетон – Томпсон – биографическая справка.
Снап. Эрнест Сетон-Томпсон.
Д. Даррелл – биографическая справка.
Живописный жираф. Джоральд Даррелл.
Обобщающий урок.
Огневушка-Поскакушка. П.П. Бажов.
Тараканье мыло. П.П. Бажов.
Горячий камень. А.П. Гайдар.
Тимур и его команда (отрывок). А.П. Гайдар.
Золотой гусь. Братья Гримм.
Алые паруса (в сокращении). А.С. Грин.
Не надо врать. М.М. Зощенко.
Сын полка (отрывок). В.П. Катаев.
Алиса в стране чудес (отрывок). Л. Кэрролл.
Ужасный почерк Е. Пермяк.
Мешок яблок. В.Г. Сутеев.
Приключения Тома Сойера (отрывок). М. Твен.
Прыжок. Л.Н. Толстой.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение,
2021 год.
2. А.К. Аксёнова. Чтение. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение, 2021 год.
3. З.Ф. Малышева. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2016 год.
4. А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. Чтение. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М., Просвещение,
2024 год.
5. Компьютерные презентации по темам программы.
6. Книги для внеклассного чтения (книги с рассказами о живой и неживой природе, направленные
на патриотическое, этическое и эстетическое воспитание).
7. Дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым произведениям).