Изобразительная деятельность_6

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя
различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками, дидактическими пособиями и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью;
формировать умение изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи программы:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- формирование умений активно реагировать на предложение взрослого полепить, порисовать. поклеить;
- освоение действий при работе с изобразительными средствами - рисовать карандашами, фломастерами, красками;
- освоение действий выполнения по образцу аппликации и изображений простых предметов;
- освоение действий наклеивания предметов, составляя их из отдельных частей;
- освоение действий передачи при лепке формы знакомых предметов, сравнивая её с основной формой-эталоном, работая по образцу;
- формирование умений пользоваться инструментами;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- развитие художественно-творческих способностей.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью изобразительной деятельности продиктовано не
только традиционном подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью введения таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями, обеспечивает развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений
обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире.
Овладение простейшими изобразительными навыками укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения – формирование представлений у обучающихся об алгоритмах выполнения различных этапов изобразительной деятельности, а также, максимальная индивидуализация процесса ее выполнения в зависимости от психофизических особенностей.
Основные задачи:
- формирование интереса к изобразительной деятельности и ее результатам, формирование представлений о назначении материала изобразительной деятельности;
- формирование умений обращаться с ними (с учетом психофизических особенностей);
1

- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, освоение действий
и приёмов (раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания в лепке, выполнение аппликации по образцу, по речевой инструкции,
- пользование изобразительными средствами и приспособлениями-карандаши, краски, подставки
для кисточки, создание декоративных рисунков по образцу.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование",
"Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у
обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его
творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению
к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и
знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь
обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного
достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки
необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.
Навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при
изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительная деятельность» входит в предметную область «Искусство» учебного
плана. Рабочая программа в 6 классе рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебных недели).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного
учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих
целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Реализация программы обеспечивает достижение учениками следующих личностных результатов:
Физические характеристики персональной идентификации: определяет свои внешние данные (цвет
глаз, волос, рост и т.д.);
Возрастная идентификация: проявляет уважение к людям старшего возраста.
Уверенность в себе: осознает, что может, а что ему пока не удается.
Чувства, желания, взгляды
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
Социальные навыки
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
2

- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень: сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный
режим, освещение и. т.д.)
Ответственность за собственные вещи: осознает ответственность, связанную с сохранностью его
вещей: принадлежности к уроку;
Экологическая ответственность: не мусорит в кабинете.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: воспринимает и наблюдает за
окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, пластилин, природный материал и
т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- выполняет последовательно организованные движения;
- имеет представление о величине и форме предметов;
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога: понимает жестовую инструкцию.
3) использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандашей; пластилина;
дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца: способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами: ориентируется в качественных параметрах задания в
соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.: ориентируется в режиме дня,
расписании уроков с помощью педагога.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Изобразительная деятельность".
- Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий: интерес к доступным видам изобразительной
деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
- Способность к самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные
реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной
творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
- Готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой
деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для
3

изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Умение выполнять доступные изобразительные виды работ: лепка предметов, рисование и
раскрашивание предметов и сюжетов, вырезание предметов др.
- Умение соблюдать технологические процессы в изобразительной деятельности (в лепке,
аппликации, рисовании).
- Умение соблюдать аккуратность в работе (в лепке, рисовании красками, с клеем в аппликации).
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной
мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
• слушание учителя;
• просмотр видеоматериалов и иллюстраций;
• выполнение упражнений, дидактических игр;
• наблюдение;
• работа с раздаточным материалом;
• прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
Система оценки достижения планируемых результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце
учебного года и заносится в дневник наблюдений или СИПР, что позволяет не только представить
полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных
результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ
изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.
Оценивание проводится по результату наличия динамики у обучающегося с помощью следующих
критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет
действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической
помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка).
Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно,
направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их
применять.
4

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Человек» проводится на основании
выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и
предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных
в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной
деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно
учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Формой промежуточной аттестации по итогам учебного года является итоговая выставка рисунков.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность" представлено следующими
разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация".
Раздел "Лепка".
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение)
инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик,
форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой.
Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание
пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на
доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по
шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).
Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом.
Раздел "Аппликация".
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой
линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка
изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание
деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Раздел "Рисование".
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки,
карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа.
5

Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с
красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти
в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания
массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание
внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по
контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с
натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор
цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание
готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками,
граттаж, "под батик".

№
п/п

Тема раздела, урока

1

Рисование цветными
карандашами «Мячики»

2

Рисование красками
«Солнышко»

3

Рисование карандашами «Яблоко»

4

Рисование красками
«Цветная радуга»

5

Рисование красками,
приемом касания
«Осенний пейзаж»

6

Рисование красками
«Цветные шарики»

Тематическое планирование
КолОсновные виды учебной деятельности
во часов
Рисование (34 часа)
1
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: карандаши, альбом, краски,
кисти, емкость для воды. Просмотр видео (мультфильм,
песня) по теме. Рисование цветными карандашами. Раскрашивание по контуру
1
Упражнение в распознавании цветов. Просмотр видео
(мультфильм, песня) по теме. Повторение приемов раскрашивания. Повторение правил ТБ при работе с красками. Рисование солнца. Раскрашивание по контуру красками.
1
Упражнение в распознавании цветов. Просмотр видео
(мультфильм, песня) по теме. Освоение приемов рисования карандашами: круг (яблоко).
1
Просмотр видео (мультфильм, песня) по теме. Повторение правил ТБ при работе с красками. Упражнение в распознавании цветов радуги. Повторение приемов рисования дуги. Рисование радуги красками.
1
Просмотр видео (мультфильм, песня) по теме. Повторение правил ТБ при работе с красками. Рисование контура
предметов (деревья) простым карандашом. Освоение
приемов рисования кистью: прием касания (листья).
1
Раскрашивание по контуру сказочных персонажей. Повторение правил ТБ при работе с красками. Рисование
контура предметов (шары) простым карандашом (круглой и овальной формы). Освоение приема заполнения
краской по контуру (шары), проведение линий (веревочки).
6

7

Рисование восковыми
мелками «Цветок»

1

8

Декоративное рисование из отпечатков листьев. “Осенний хоровод”
Рисование красками
«Цветные кубики»

1

10

Рисование цветными
карандашами
«Шапка»

1

11

Рисование красками
«Ветка винограда»

1

12

Рисование
карандашами «Дом»

1

13

Рисование ватными
палочками «Грибок»
Рисование с помощью
шаблонов «Автобус»

1

Рисование красками
«Котёнок»
Рисование красками
«Рыбка»

1

17

Рисование с помощью
шаблона «Ежик»

1

18

Рисование
карандашами «Перчатки»

1

19

Рисование красками
«Елочка нарядная»

1

20

Рисование
ватными
палочками
“Зимняя
картина”
Рисование красками
“Снеговик”

1

9

14

15
16

21

1

1

1

1

Просмотр видео (мультфильм, песня) по теме. Повторение правил ТБ при работе с мелками. Упражнение в рисовании мелками округлых линий (круг, овалы). Раскрашивание по образцу (цветок).
Упражнение в умении делать отпечатки листьями. Смешивание красной и желтой краски для получения оранжевого цвета. Создание узора из отпечатков на листе по
образцу.
Рассматривание изображений. Рассматривание образца
рисунка. Пробное рисование квадратов. Упражнение в
рисовании квадратов простым карандашом и раскрашивании красками.
Узнавание (различение) восковых мелков. Рассматривание изображения объекта (шапка). Знакомство с приемами декоративного рисования (чередование элементов). Рисование рисунка по образцу в контуре (шапка)
цветными восковыми мелками.
Рассматривание образца рисунка. Рисование красками
линий (веток) и кружков (ягоды) Раскрашивание красками по образцу.
Упражнение в рисовании простым карандашом дома из
геометрических фигур. Дополнение сюжета (дерево,
солнце, трава). Раскрашивание цветными карандашами.
Упражнение в рисовании ватными палочками по контуру. Заполнение контура цветными точками по образцу.
Рассматривание изображения объекта (автобус). Знакомство с шаблонами (квадрат, прямоугольник). Правила работы с шаблоном. Обведение шаблона по заданию. Раскрашивание цветными карандашами.
Упражнение в рисовании красками. Рисование жесткой
кистью способом тычка «Котёнок» по контуру.
Упражнение в рисовании по образцу (простым карандашом). Раскрашивание красками, кистью приемом касания, примакивания, деталей изображения по образцу. Дополнение сюжета (пузырьки, вода)
Узнавание трафаретов ежика. Рисование простым карандашом с помощью шаблонов «Ежик». Раскрашивание
цветными карандашами, дорисовывание деталей (иголки,
нос, глаза).
Рисование перчаток простым карандашом приемом обрисовывания руки. Украшение перчатки геометрическими
элементами (круги, полоски). Раскрашивание.
Рассматривание изображений новогодней елки. Рассматривание образца рисунка. Упражнение в рисовании простым карандашом елочки. Дополнение рисунка рисованием пальчиками (елочные игрушки).
Рассматривание изображений. Упражнение в рисовании
дерева. Освоение приема рисования ватными палочками:
касание пучком (снег).
Освоение приемов рисования простым карандашом и
раскрашивания красками кругов. Самостоятельное дорисовывание (ведро, метла).
7

Смешивание красок
«Разноцветная
гирлянда»
Рисование
карандашами «Танк»

1

24

Декоративное рисование красками «Узор
для мамы»

1

25

Декоративное рисование карандашами
“Праздничная скатерть”
Рисование по сюжету
сказки «Три медведя»

1

28

Рисование красками
«Летим в космос»

1

29

Рисование
«Лисичка»

красками

1

30

Рисование красками
«Праздничный
салют».

1

31

Рисование цветными
карандашами «Первые
листочки»

1

32

Рисование с помощью
шаблонов
«Пирамидка»

1

33

Рисование красками
«Терем- теремок»

1

34

Рисование восковыми
мелками “Мышка”

1

22

23

26,
27

1

2

Рассматривание изображений новогодней гирлянды. Рассматривание образца рисунка. Смешивание краски разных цветов. Заполнение контура красками разного цвета.
Эмоциональный настрой (просмотр и обсуждение видео
– мультфильма, песни и т.д.). Рассматривание изображения по теме, строения. Рисование простым карандашом
по образцу. Раскрашивание по контуру цветными карандашами (по образцу).
Рассматривание изображения по теме. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, емкость для воды. Раскрашивание контура вазы, рисование цветов и листьев.
Рассматривание изображения объекта (скатерть). Знакомство с приемами декоративного рисования (расположение элементов в квадрате). Рисование рисунка по образцу в контуре (скатерть) цветными карандашами.
Просмотр и обсуждение видео – мультфильма, песни и
т.д.). Рассматривание изображения героев сказки. Поэтапное рисование домика, медведей. Повторение приемов раскрашивания. Дополнение рисунка деталями,
предметами (трава, деревья, солнышко)
Рассматривание изображения по теме. Повторение приемов раскрашивания. Раскрашивание внутри контура
красками. Дополнение рисунка предметами (планеты,
звезды).
Эмоциональный настрой (просмотр и обсуждение видео
– мультфильма, песни и т.д.). Рассматривание изображений. Рассматривание образца рисунка. Упражнение в
раскрашивании красками по образцу. Дополнение рисунка деталями (дерево, травка)
Рассматривание изображения по теме. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, кисти, емкость для воды. Освоение
приема тычка. Рисование салюта методом тычка жесткой кистью.
Просмотр и обсуждение видео – мультфильма, песни и
т.д.). Рассматривание изображения по теме, строения листа. Повторение приемов рисования листочка, раскрашивание ветки по контуру цветными карандашами. Поэтапное рисование ветки с листочками.
Рассматривание изображения по теме. Расположение
шаблонов на поверхности листа при рисовании предметного рисунка. Подбор цвета в соответствии с образцом
рисунка. Раскрашивание цветными карандашами.
Рассматривание изображения по теме. Заполнение красками деталей рисунка по контуру, с опорой на образец и
инструкцию.
Рассматривание изображения. Рисование простым карандашом мышки из деталей (круг, овалы). Повторение
приемов раскрашивания. Раскрашивание по контуру восковыми мелками. Дорисовывание деталей (глаза, нос,
усы, хвост).
Аппликация (34 часа)
8

35

Аппликация из цветной бумаги «Дождь
идет!»

1

36

Аппликация из геометрических фигур
«Закладка»

1

37

Аппликация из сухих
листьев «деревья осенью»
Аппликация из полосок “Полосатый коврик”

1

39

Аппликация из треугольников «Красивые флажки»

1

40

Аппликация из рваной
бумаги «Деревья в
лесу»

1

41

Аппликация из геометрических фигур
«Домики»

1

42

Аппликация из кружков и полукругов «Божья коровка»

1

43

Аппликация из салфеток «Яблоко»

1

44

Аппликация из рваной
бумаги «Бабочка»

1

38

1

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная
бумага, картон. Разрезание цветной бумаги на полоски по
линии. Правила пользования клеем. Намазывание всей
поверхности деталей клеем. Приклеивание полосок бумаги в вертикальном направлении (дополнение сюжетной картины с тучкой). Дополнение сюжета деталями из
рваной бумаги
Загадки про геометрические фигуры. Рассматривание
образца. Вырезание по контуру геометрических фигур.
Сборка закладки с аппликацией из геометрических фигур. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Загадки про осень. Просмотр видео (мультфильм, песня)
по теме. Рассматривание осенних листьев. Приклеивание
осенних листьев на лист (создание композиции дерева).
Упражнение в работе с ножницами: правильно держать
ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой
линии; Разрезание цветной бумаги на полоски по линии.
Упражнение в украшении прямоугольника цветными полосками, чередуя их по цвету. Дополнение аппликацией
из готовых деталей (кружки, цветочки)
Упражняться в работе с ножницами: правильно держать
их; резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки: флажки; закреплять приемы аккуратного наклеивания; умение чередовать изображения по цвету. Сгибание заготовки (флажок) пополам, приклеивание.
Рассматривание изображения по теме. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др. Беседа по сюжетной картинке «В
лесу». Рассматривание образца- иллюстрации. Отрывание кусочков цветной бумаги, аппликация на контуре рисунка.
Упражнение в работе с шаблонами (квадрат, треугольник). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей (дома). Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Намазывание всей (части)
поверхности клеем.
Просмотр и обсуждение видео, иллюстраций по
теме. Узнавание (различение) разных видов бумаги:
цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Вырезание кругов. Сгибание кругов пополам. Намазывание всей
(части) поверхности клеем. Аппликация из кругов и полукругов.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная
бумага, картон, фольга, салфетка и др. Загадки про яблоко (фрукты). Рассматривание иллюстрации. Отрывание кусочков салфетки, сминание, аппликация на контуре
рисунка.
Рассматривание изображения по теме. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др. Рассматривание образца- иллюстрации. Отрывание кусочков цветной бумаги, аппликация на контуре рисунка.
9

45

Аппликация из геометрических фигур
«Кораблик»

1

46

Аппликация из кругов
и полукругов «Снеговик»

1

47

Конструирование и
аппликация из готовых деталей «Пингвин»

1

48

Композиция из цветной бумаги и ватных
дисков «Зимний город»

1

49

Композиция из цветной бумаги и ватных
дисков «Зимний город»

1

50

Аппликация из смятой салфетки «Варежка»
Аппликация из геометрических фигур «Трактор»

1

52

Аппликация из геометрических фигур и
конфетти «Нарядная
елочка»

1

53

Аппликация из ватных дисков «Заяц»

1

54

Аппликация из ниток
«Зимний пейзаж»

1

51

1

Рассматривание изображения по теме. Загадки про геометрические фигуры. Рассматривание образца. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Рассматривание изображения по теме. Узнавание
свойств материала- бумага для принтера. Рассматривание образца- иллюстрации. Вырезание круга по контуру,
сгибание круга пополам. Аппликация. Отрывание кусочков цветной бумаги, аппликация на контуре рисунка
(ведро). Вырезание полоски (метла)
Рассматривание изображения работы. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др. Видео о пингвинах. Рассматривание образца- иллюстрации. Сборка изделия из частей (деталей), аппликация.
Рассматривание изображения по теме. Рассматривание
образца. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование сюжета из готовых деталей: заготовка отдельных деталей, создание картины, намазывание деталей, приклеивание на фон-небо (дома-из цветной
бумаги, сугробы- из полукругов ватных дисков)
Рассматривание изображения по теме. Рассматривание
образца. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование сюжета из готовых деталей: заготовка отдельных деталей, создание картины, намазывание деталей, приклеивание на фон-небо (дома-из цветной
бумаги, сугробы- из полукругов ватных дисков)
Рассматривание изображения по теме. Загадки и сказка
про зиму. Рассматривание образца. Сминание салфетки.
Аппликация на контуре- варежка, по образцу.
Рассматривание образца. Вырезание геометрических фигур по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование из готовых деталей: заготовка отдельных деталей, создание аппликации, намазывание деталей, приклеивание на фон.
Загадки про новый год Рассматривание образца. Сборка
изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование из готовых деталей: заготовка отдельных деталей, создание предмета, намазывание деталей, приклеивание на фон. Дополнение декоративных элементов из
конфетти.
Рассматривание образца. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: соединение деталей между собой. Намазывание
всей (части) поверхности клеем. Аппликация по образцу.
Загадки о зиме. Рассматривание образца. Обводка фломастерами по контуру. Аппликация из геометрических
фигур (деревья). Нарезание нити ножницами на мелкие
кусочки. Промазывание отдельных участков клеем. Посыпание работы нарезаной нитью.

10

55

Сюжетная аппликация
«В деревне» (коллективная работа)

1

56

Сюжетная аппликация
«В деревне» (коллективная работа)

1

57

Аппликация из ниток
«Снегирь»

1

58

Аппликация из цветной бумаги «Праздничная скатерть»

1

59

Аппликация из цветной бумаги «Цветы
для мамы»

1

60

Аппликация из рваной бумаги «Любимый сказочный герой»
Аппликация из геометрических фигур
«Ракета»

1

62

Аппликация из рваной
бумаги «Птичка на
ветке»

1

63

Аппликация из цветной бумаги «Узор на
тарелочке»

1

64

Аппликация из цветной бумаги «Посуда»

1

65

Аппликация из геометрических фигур
«Лисичка»

1

61

1

Просмотр фото-видео материалов по теме. Рассматривание образца. Сборка сюжета изображения из нескольких
предметов (дома, машины, деревья, животные). Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Изготовление сюжетной аппликации.
Просмотр фото-видео материалов по теме. Рассматривание образца. Сборка сюжета изображения из нескольких
предметов (дома, машины, деревья, животные). Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Изготовление сюжетной аппликации.
Рассматривание картин о зиме, изображения по
теме. Рассматривание образца. Нарезание нити ножницами на мелкие кусочки. Промазывание отдельных
участков клеем. Посыпание работы нарезанной нитью. Дополнение деталями.
Эмоциональный настрой (просмотр и обсуждение видео
– мультфильма, песни и т.д.). Рассматривание изображения по теме. Рассматривание образца. Аппликация на
прямоугольнике (круги, квадраты, полоски).
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная
бумага, картон, фольга, салфетка и др. Загадки про
весну. Просмотр видео (мультфильм, песня) по
теме. Приклеивание полосок бумаги в вертикальном
направлении (букет листьев), сминание кусочков салфетки и приклеивание (цветы).
Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: обсуждение сюжета, намазывание контура клеем, отрывание мелких кусочков бумаги, приклеивание по контуру.
Рассматривание изображения объекта. Обсуждение деталей аппликации. Вырезание деталей по контуру. Правила пользования клеем. Намазывание деталей клеем.
Приклеивание бумажных заготовок на листе. Дополнение аппликации.
Рассматривание изображения объекта. Обсуждение деталей аппликации. Выполнение аппликации из рваной
бумаги. Правила пользования клеем. Намазывание деталей клеем. Приклеивание кусочков бумаги на листе.
Загадки о предметах декора. Рассматривание образца. Вырезание по контуру квадратов из цветной бумаги. Сборка изображения из нескольких объектов –
квадратов, кругов, цветных вырезок. Намазывание всей
поверхности клеем. Расположение и аппликация на рисунке.
Рассматривание изображения по теме. Загадки про посуду. Рассматривание
образца. Намазывание
клеем
участка рисунка. Аппликация по образцу.
Работа по сказке «Колобок». Рассматривание образца. Вырезание геометрических фигур по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких дета11

66

Аппликация из салфетки «Ветка сирени»

1

67

Аппликация из готовых деталей «Зонтик»

1

68

Аппликация из рваной
бумаги «Цветочная
поляна»

1

69

Скатывание шара из
пластилина «Горошины»

1

70

Скатывание шариков
из пластилина «Ветка
рябины»

1

71

Расплющивание материала «Тарелочки»

1

72

Лепка из пластилина
«Мышка»

1

73

Лепка «Солнышко»

1

74

Лепка из пластилиновых шариков «Гусеница»

1

лей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Аппликация.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из готовых деталей и кусочков салфетки: заготовка отдельных деталей (листья).
Аппликация из салфетки (цветок сирени). Окрашивание
краской кусочков салфетки (цветы сирени).
Загадки. Рассматривание образца. Обводка по контуру
изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование аппликации из готовых деталей (нарезанные кусочки бумаги разного цвета). Аппликация на контуре зонтика.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная
бумага, картон, фольга, салфетка и др. Загадки. Рассматривание образца. Сборка сюжета из нескольких деталей
(солнце, цветы, трава). Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей
между собой.
Лепка (34 часа)
Правила работы с пластилином. Узнавание (различение)
инструментов и приспособлений для работы с пластилином: стек, подложка. Разминание пластилина. Отрывание
кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Лепка из пластилина, скатывание шариков на доске.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска, скатывание шариков пальцами, расплющивание материала между пальцами. Лепка из пластилина по контуру (приклеивание сплющенных шариков,
размазывание).
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого
куска. Отрезание кусочка материала стекой. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Раскатывание шарика ладошкой (пальчиками). Расплющивание материала между пальцами и
прижимание. Скатывание колбаски-хвостик.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Раскатывание шарика ладошкой (пальчиками). Расплющивание материала между пальцами и
прижимание шариков на картон по контуру рисунка. Раскатывание колбасок-лучиков.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Раскатывание шарика ладошкой (пальчиками). Соединение деталей.
12

75

Раскатывание теста
скалкой

1

76

Расплющивание теста
на доске

1

77

Выдавливание формочкой «Печенье»

1

78

Скатывание колбасок
из пластилина «Морковка»
Лепка из кусочков
пластилина «Ушастые
пирамидки»

1

80

Размазывание пластилина «Осеннее дерево»

1

81

Лепка из пластилина
«Строим дом»

1

82

Размазывание пластилина внутри контура
«Новогодние игрушки»
Лепка из пластилина
«Волшебная елочка»

1

84

Лепка из пластилина
«Снеговик»

1

85

Сгибание колбаски в
кольцо «Бублики»

1

86

Лепка шариков из теста «Торт»

1

79

83

1

1

Разминание теста. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Раскатывание теста скалкой. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Разминание. Раскатывание скалкой.
Разминание теста. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Расплющивание
материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Разминание теста. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Расплющивание
материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Лепка из пластилина, катание колбаски
на доске, в руках, скатывание «колбасок».
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Лепка из пластилина, катание на доске,
в руках, скатывание. Лепка пирамидки из дисков разной
величины с верхушкой в виде головы медвежонка или
зайчонка (по выбору)
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Смешивание цветного пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание
пластилина внутри контура.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Лепка из пластилина, катание колбаски
на доске, в руках, скатывание «колбаски» - бревно. Выкладывание изображения из колбасок (дом, крыша).
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание по готовому контуру пластилина,
украшение сплющенными шариками.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Скатывание колбаски. Соединение деталей изделия прижатием. Прижатие к пластилиновым
веткам иголок от ели.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Скатывание шариков ладонями, пальцами. Соединение деталей изделия прижатием.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Скатывание колбаски на доске, сплющивание ее. Сгибание колбаски в кольцо (бублики, цепочка)
Разминание теста. Отрывание кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Лепка шариков, сплющивание их между ладонями
(пальцами) и прикрепление к картону, украшение из мелких деталей.
13

87

Лепка из теста «Пирожки».

1

88

Скатывание колбасок
из пластилина «Цветок»
Лепка из пластилина
«Самолет»

1

Скатывание колбасок
из пластилина «Корзинка с фруктами»
Скатывание колбасок
из пластилина «Корзинка с фруктами»
Лепка из пластилина
«Черепашка»

1

93

Лепка из пластилина
«Жучок»

1

94

Скатывание колбасок
«Пирамидка»

1

95

Лепка из пластилина
«Картина из пластилина»

1

96

Лепка из пластилина
«Картина из пластилина»

1

97

Приемы работы с глиной. Катание колбаски

1

98

Катание шарика из
глины

1

99

Расплющивание
глины на доске «Тарелочки»

1

89

90

91

92

1

1

1

Разминание теста. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Скатывание колбасок (между ладонями, между пальцами). Лепка пирожка,
ватрушки.
Отрывание кусочка материала от целого куска. Лепка из
пластилина на контуре цветка, скатывание «колбасок» и
расположение их на контуре.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Скатывание колбаски ладонями. Скатывание шарика, сплющивание шарика пальцами. Соединение деталей изделия прижатием.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Скатывание «колбасок», выкладывание
колбасок, на картоне, «сеточкой» по контуру корзинки.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Размазывание пластилина по контуру
фруктов.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Скатывание колбаски ладонями. Скатывание шарика, сплющивание шарика пальцами. Соединение деталей изделия прижатием.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Скатывание колбаски ладонями, разрезание стеком, соединение деталей.
Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание
кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка
материала стекой. Скатывание колбасок на доске (между
ладонями, между пальцами). Складывание пирамидки.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание по готовому контуру пластилина. Выкладывание колбасок, на картоне.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание по готовому контуру пластилина. Выкладывание колбасок, на картоне.
Разминание глины. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Катание колбаски
на доске (в руках).
Разминание глины. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Катание шарика на
доске (в руках).
Разминание глины. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Катание шарика на
14

100 Работа с глиной «Брелок»

1

101 Картина из пластилина «Подводное царство»

1

102 Картина из пластилина «Подводное царство»

1

доске (в руках).Расплющивание материала на доске
(между ладонями, между пальцами).
Разминание глины. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Катание шарика на
доске (в руках). Дополнение деталями.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание по готовому контуру пластилина. Выкладывание рыбок, водорослей и камней из колбасок и сплющенных шариков на картоне.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала
от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание по готовому контуру пластилина. Выкладывание рыбок, водорослей и камней из колбасок и сплющенных шариков на картоне.

Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы специализированные,
для фигурного вырезания, для левой руки), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии,
пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из
глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием
учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты,
компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся; магнитная доска; расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных
размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина).

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».