Музыка и движение_6

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цели учебного предмета: музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать
звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания
разных жанровых произведений. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития
эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
Задачи:
- Подготовка детей к восприятию музыки.
- Развитие эмоциональной и двигательной активности.
- Формирование музыкально-ритмических движений.
- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, движении, музицировании,
музыкально-дидактических играх).
Общая характеристика учебного предмета
Музыкальное развитие обучающихся с тяжелой умственной отсталостью занимает важное место в
системе коррекционно-педагогической работы. Особенностью уроков «Музыка и движение» является то, что в процессе их организации и проведении решаются задачи как музыкально-эстетического
развития, так и коррекционно-развивающие. С помощью музыкальных средств необходимо помочь
ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и
самореализации ребенка.
Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство
развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать
и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Особенности психофизического развития школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он
был направлен на развитие личности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.
Все обучение несет практическую направленность, поэтому уроки по всем предметам помимо
информационной нагрузки связаны непосредственно с жизнью ребенка, демонстрацией, а затем и
тренингом по применению полученных знаний на практике. При изучении предметов широко используются межпредметные связи.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, уровня его знаний и умений, построена по принципу постепенного усложнения и увеличения объема материала, направлена на формирование знаний, умений и навыков, которые помогут учащемуся адаптироваться к окружающей
среде. При разработке адаптированной программы учитывались индивидуальные особенности обучающегося.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем

в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему
лучше ориентироваться в окружающем мире.
В основу программы образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие
принципы:
• принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.
Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от методов и приёмов
обучения. Их выбор зависит от содержания уроков, уровня возможностей детей. В процессе обучения используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы.
Наиболее уместны такие приемы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек; рассматривание картин и картинок; рассматривание пиктограмм; показ предметов,
игрушек, материалов; показ процесса рисования учителем; соотнесение предметов, игрушек, картинок; наблюдения на прогулках и экскурсиях за живыми объектами и явлениями природы, предметами окружающего мира; словесные: песенка, потешка, стихотворение, чтение, рассказ, объяснение,
использование художественного слова (песенка, потешка, стихотворение, чтение);практические: тактильное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и
игрушек; соотнесение; упражнения; совместное рисование; особое место занимают игровые приемы:
введение игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа; дидактическая игра;
пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра и др.; игры с природными материалами, муляжами,
игровыми аналогами предметов.
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические
недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться
«пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том,
чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его
отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию
чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития,
так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На
музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка и движение» входит в предметную область «Искусство» и относится к
обязательной части учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа предмета рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Возмож-

но уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:

формирование воображения, эмоционально-волевой сферы;

проявление эмоциональной отзывчивости к какому-либо музыкальному образу – радость,
восхищение, удовольствие или противоположные им чувства;

сопереживание в соответствии с содержанием музыкальных произведений;

умение проявлять осознано и адекватно эмоциональные реакции при восприятии произведений искусства;

формирование художественного вкуса, в области эстетически – ценных произведений музыкального искусства;

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкальной
деятельности;

наличие определенного уровня развития образного мышления, творческоговоображения;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности.
Предметные результаты:

общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

осознанное восприятие и эмоциональный отклик к звучанию разного рода музыки;

устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии;

освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала;

образно представлять, наблюдать, развивать жизненный опыт о практическом значении музыки в жизни людей;

узнавать произведения великих мастеров отечественного и зарубежного искусства.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Музыка и движение» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и
предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных
компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:

• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: творческие задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Содержание учебного предмета "Музыка и движение"
Программа по предмету «Музыка и движение» в 6 классе состоит из следующих разделов:
«Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку» и «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание.
Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой
песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения. Слушание (различение) веселой и грустной быстрой и медленной музыки, тихого и громкого звучания, колыбельной песни и марша музыки, а также (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Определение высоких и низких звуков, начала и конца звучания музыки, характера прослушанной
музыки. Узнавание знакомой песни, мелодии, звучания музыкальных инструментов. Соотнесение
музыкального образа с персонажем художественного произведения. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Подбор репертуара для слушания
музыки происходит в целях уравновешивания нервно- психических процессов, преобладающих у
детей (см. Приложение). Это детские песни, музыкальные сказки, вокальная и инструментальная
музыка для детей русских и зарубежных композиторов.
Пение.
У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и
«пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Подражание характерным звукам животных
во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и
слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз,
всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Получение эстетического наслаждения от собственного пения. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков,
слогов и слов. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей
песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение
запева, припева и вступления к песне. Выполнять танцевальные движения. Выполнять развернутые движения одного образа. Имитировать игру на музыкальных инструментах. Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Движение под музыку.
Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает
ребенка двигаться иными способами. Топанье под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и
останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать). Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в
разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и
т.п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны

головы и др.). Имитация движений животных, игры на музыкальных инструментах. Соблюдать
последовательность простейших танцевальных движений. Передавать простейшие движения животных. Выполнять движения, соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность
движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе.
Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку.
Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения при изменении
метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по
звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии
игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле. Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах происходит с учетом их индивидуальных особенностей (треугольник, бубен, кастаньета, трещотка). Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры
на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
Тематическое планирование 6 класс
Кол-во
Виды работ
часов
3
Развитие слуховых и двигательных восприятий,
танцевальных, певческих, хоровых умений.
Урожай собирай!
5
Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению.
Осень, осень, в гости про5
Коррекция внимания, памяти с помощью побужсим!
дения к прослушиванию мелодии различного
характера
Музыкальные инструмен6
Освоение приемов игры на музыкальных инты.
струментах, сопровождение мелодии игрой на
музыкальных инструментах
В зимнем лесу.
5
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного
характера
Новогодний хоровод.
6
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения в хороводе.
К нам гости пришли.
6
Умение проявлять адекватные эмоциональные
реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; Коррекция внимания, памяти развивать двигательную активность, развивать ориентирование в пространстве. Коррекция
внимания с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного характера.
Защитники Отечества.
6
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать активное участие в пении.
Подарок для мамы.
7
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать активное участие в пении.
Дружба крепкая.
7
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного
характера

№
Тема раздела
п/п
1 Здравствуй, музыка!
2
3

4

5

6
7

8
9
10

11

Пришла весна.

6

12

Вот оно какое наше лето.

5

13

Урок обобщение.

1

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к прослушиванию мелодии различного
характера
Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную активность, развивать ориентирование. Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению.
Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению.

Учебно-методический комплекс
Музыкальный материал (MP3):
«Музыкальная шкатулка» А.К. Лядов (инструментальная музыка).
«Пробуждальная песенка». Сл. П. Синявского, муз. Н. Пескова.
«Чему учат в школе» Сл. Пляцковского, муз. В. Шаинского.
«Во салу ли, в огороде» (русская народная песня).
«Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки»).
«Вальс» (инструментальная музыка).
«Похлопаем в ладоши» (песенка).
«Зимняя сказка», сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.
«Тихие и громкие колокольчики» (инструментальная музыка).
«Песня про папу».
«Неприятность эту мы переживём».
«Веселый хоровод».
«Чудо - чудеса» (песенка).
«А у меня, а у тебя» (песенка - игра).
«У оленя дом большой» (песенка - игра).
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
- детские музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, бубен, погремушки, ложки, маракасы),
- игрушки для музыкальных игр, танцев и упражнений (платочки, флажки, ленточки, мишура,
мячики),
- мягкие игрушки, резиновые игрушки, набор мелких игрушек для «волшебного мешочка»,
- ноутбук с аудио и видеозаписями,
- звуковые игрушки, книжки, картинки,
- учебно – наглядный материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».