Окружающий природный мир_6

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой
природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям
природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектнообъектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться
различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического
экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень,
зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение
тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из
фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не
ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный
курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы
работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности.
Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительноориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный
мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и
др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира,
учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частно2

го к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением,
местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка,
гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их
различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом
уровня развития речи детей.
Предмет «Окружающий природный мир» находит свое логическое продолжение в содержании
разделов «Окружающий социальный мир», «Человек», а также в реализации задач коррекционноразвивающей области «Альтернативная коммуникация».
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных
и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
- слушание учителя;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение упражнений, дидактических игр;
- наблюдение;
- работа с учебником, раздаточным материалом;
- прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» включен в учебный план, предметная область
«Окружающий мир». Согласно учебному плану на изучение учебного предмета в 6 классе выделяется
68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите
и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения
- владение способами социального взаимодействия (диалог, подражание, высказывание, совместное
обсуждение проблемы и результата), речевых коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности (ориентация на общие цели, правила, взаимодействия), эмоциональная саморегуляция в ситуациях (сопереживание, сдерживание негативных эмоциональных проявлений)
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
3

Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,
учитель-класс)
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями
- устанавливать видородовые отношения предметов
Базовые учебные действия:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на
сохранные анализаторы
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- осознавать свою неразрывную связь с природой
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила,
в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о
распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные результаты учебного предмета
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Окружающий природный мир» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам анализа результатов
4

обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов, тем программы

№
п/п
1

Растения

2

Части растений.
Жизнь растений.
Входной контроль знаний
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
Растения светолюбивые и тенелюбивые.
Комнатные растения.
Уход за комнатными растениями. Закрепление пройденного.
Овощи.
Огород. Овощи в питании человека.
Сад.
Фрукты. Фрукты в питании человека.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Кошка и рысь.
Породы кошек.
Собака и волк.
Породы собак.
Рыбы
Человек
Гигиена тела человека.
Органы пищеварения.
Питание человека.
Правила питания
Профилактика отравлений.
Сезонные изменения в природе

3

4

Кол-во
часов по
разделу
18

16

10

21
5

5

№
п/п

Времена года. Осень.
Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима.
Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой. Закрепление по теме: «Зима»
Весна.
Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной. Закрепление по теме: «Весна»
Лето. Растения и животные летом.
Занятия людей летом.
Неживая природа
Солнце в разные времена года
Календарь
Тематическое планирование
Тема раздела, урока

3

Кол-во
часов

Растения (18 часов)
1
2-3
4
5
6
7
8-9
10
11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41
42-43
44

Части растений.
Жизнь растений.
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
Растения светолюбивые и тенелюбивые.
Комнатные растения.
Уход за комнатными растениями. Закрепление пройденного.
Овощи.
Огород. Овощи в питании человека.
Сад.
Фрукты. Фрукты в питании человека.
Уход за растениями сада и огорода.
Закрепление по теме: «Растения».
Повторение изученного.
Животные (16 часов)
Кошка и рысь.
Породы кошек.
Собака и волк.
Породы собак.
Рыбы.
Закрепление по теме: «Животные».
Обобщение изученного.
Повторение изученного. ТБ и правила поведения на уроках.
Человек (10 часов)
Гигиена тела человека.
Органы пищеварения.
Питание человека.
Правила питания.
Профилактика отравлений.
Закрепление по теме: «Человек».

1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
6

45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Сезонные изменения в природе (21 час)
Времена года. Осень.
Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Сезонные изменения в неживой природе.
Зима.
Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой. Закрепление по теме: «Зима».
Весна.
Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной. Закрепление по теме: «Весна».
Лето. Растения и животные летом.
Занятия людей летом.
Итоговый контроль знаний.
Неживая природа (3 часа)
Солнце в разные времена года.
Календарь.
Закрепление и обобщение пройденного.

2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;
изображения сезонных изменений в природе;
рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и
другой материал;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
аудио- и видеоматериалы.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Демонстрационные карточки "Дикие животные".
Демонстрационные карточки "Птицы России".
Демонстрационные карточки "Домашние животные".
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные".
Демонстрационные карточки "Овощи".
Демонстрационные карточки "Насекомые".
Демонстрационные карточки "Ягоды".
Демонстрационные карточки "Цветы".
Демонстрационные карточки "Фрукты".
Демонстрационные карточки "Зима".
Демонстрационные карточки "Весна".
Демонстрационные карточки "Лето".
Демонстрационные карточки "Осень".
Компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»).
Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
7

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».