Речь и альтернативная коммуникация_6

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на
основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека в сочетании
с аутистическими расстройствами. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение
интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования
форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей
с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует
или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи программы:
- формирование потребности в общении,
- развитие сохранных речевых механизмов,
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов,
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения,
- формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач,
- формирование умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях,
- обучение глобальному чтению в доступных пределах.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более
сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее
программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых
психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных
компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них затруднено
или невозможно формирование устной и письменной речи, также характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним

речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне
отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с
аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
В основу разработки программы «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант) предполагает
учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка
практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка
проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных
ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения
норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в
уходе и присмотре.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств
коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,
смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей
развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетноролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация),
которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,
«Чтение и письмо».
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие
дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует
дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях,

направленных на развитие коммуникативных действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что
может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на
обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые,
коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного
развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной
культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективнораспределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством
организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за
период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение,
упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Освоение содержания осуществляется на доступном для ребёнка уровне. Используются следующие
методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен в предметной области «Язык и речевая практика». Рабочая программа учебного предмета в 6 классе рассчитана на 204
часа в год (6 часов в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на
праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с
учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В
связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с
физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение
в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов
и жизненного опыта.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта
ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и
коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для
выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с
изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Личностные учебные действия:
- индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах
и правилах поведения в современном обществе.
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,
учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- читать, писать
- устанавливать видородовые отношения предметов.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других
носителях)
Базовые учебные действия.
Учащиеся должны уметь:
- контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными
средствами коммуникации (включая альтернативные):
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
- откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и
ближайших родственников.
- различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;
- подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводится на
основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика
развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
 что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, усвоения и
умения их применять.
Содержание учебного предмета
Коммуникация (32 часа).
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Называние собственного имени.
Узнавание (различение) имён членов семьи.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (64 часа).
Импрессивная речь
Узнавание (различение) учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Экспрессивная речь
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён учащихся класса, педагогов класса.
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Чтение и письмо (108 часов).
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавание (различение) букв.
Графические действия с использованием элементов графем.
Письмо слогов и букв (слов).
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
№ п/п

1-6
7-12
13-18
19-26
27-32
33-40
41-48
49-60
61-72
73-84
85-96
97-106
107-116
117-126
127-142
143-159
160-170
171-181
182-192
193-203
204

Тематическое планирование
Тема раздела, урока
Коммуникация (32 часа)
Культура общения: приветствие, прощание.
Просьба о помощи. Выражение благодарности.
Мое имя.
Люди и имена.
Моя семья.
Развитие речи (64 часа)
Школа, в которой я учусь.
Радуга цветов.
Слова, обозначающие действие предмета.
Слова, указывающие на предмет, его признак.
Слова, обозначающие признак предмета.
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Чтение и письмо (108 часов)
Алфавит. Повторение.
Гласные буквы.
Согласные буквы.
Составление из букв открытых слогов. Чтение и запись.
Составление из букв закрытых слогов. Чтение и запись.
Составление из букв закрытых слогов. Чтение и запись.
Составление простых слов из слогов. Чтение и запись.
Чтение слов по слогам.
Выделение первой и последней буквы в словах.
Итоговое занятие.

Кол-во
часов
6
6
6
8
6
8
8
12
12
12
12
10
10
10
16
17
11
11
11
11

Материально-техническое обеспечение
1. Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
2. Дидактические игры
3. Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
4. Карандаши, ручки.
5. Прописи. Раскраски. Тетради.

6. Обучающие компьютерные программы, аудио и видеоматериалы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».