Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Труд (технология)» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе
требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с
различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по
изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета «Труд
(технология)», однако в наибольшей мере предмет способствует формированию следующих учебных
действий:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
– направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
– умение выполнять инструкции педагога;
– использование по назначению учебных материалов;
– умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала
до конца, с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на
групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных
коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий
по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий
изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие
интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к
результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У
обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование
операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять
задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми
материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или
самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок,
схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта;
контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с
своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой
деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного
2
времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и
производить его в установленные сроки.
Воспитательный потенциал предмета «Труд (технология)» реализуется через:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений, событий через обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный
момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования
у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей
через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение на уроке интерактивных
форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и
учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Труд (технология)» включен в учебный план, предметная область
«Технология». Согласно учебному плану на изучение учебного предмета в 6 классе выделяется 68
часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в
зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения
уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих
целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: к труду как
основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
На уроках труда (технологии) в 6 классе формируются следующие личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)".
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение
умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки
для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами
трудовой деятельности, например, керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство,
деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды
работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать
необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями,
изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать
результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных
технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи
близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое
жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
- действия по подражанию взрослому;
- действия совместно со взрослым;
- действия по образцу;
- практические действия с различными материалами и предметами;
- выполнение заданий по словесной инструкции;
- слушание учителя;
- просмотр видеоматериалов;
- выполнение упражнений;
- наблюдение;
- работа раздаточным материалом;
- проектная деятельность;
- оценивание своих учебных достижений.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся АООП 2
вариант, на основе которой разрабатывается СИПР, отражающую взаимодействие следующих
компонентов:
– что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
– что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
– насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Входящий (начало года) контроль обучающихся включает в себя оценивание результатов
начального уровня освоения АООП 2 вариант или СИПР и развития жизненных компетенций
ребёнка.
Промежуточный (середина года) контроль представляет собой оценку результатов освоения АООП
2 вариант или СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка к середине учебного года.
4
Итоговый (конец года) контроль освоения отраженных в АООП 2 вариант или СИПР результатов и
развития жизненных компетенций обучающегося на конец года.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение
результатов освоения СИПР последнего года обучения и отражать динамику развития жизненной
компетенции обучающихся.
При оценке результативности обучения учитываются следующие факторы и проявления:
– особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
– выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического
развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др.;
– в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться
помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
– при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности
ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей
осуществляются в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам
практических действий:
– «выполняет действие самостоятельно»;
– «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
– «выполняет действие по образцу»;
– «выполняет действие с частичной физической помощью»;
– «выполняет действие со значительной физической помощью»;
– «действие не выполняет»;
– «узнает объект»;
– «не всегда узнает объект»;
– «не узнает объект».
Содержание учебного предмета
Курс представлен следующими разделами: «Растениеводство», «Хозяйственно-бытовой труд»,
«Работа с пластичными материалами», «Работа со строительными материалами», «Работа с бумагой,
картоном, природными и бросовыми материалами», «Работа с нитками и тканями».
Раздел "Растениеводство".
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение
количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье
растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.
Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение
органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья.
Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев
семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток.
Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли,
обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.
Раздел «Хозяйственно-бытовой труд»
Санитарно-гигиенические работы. Знакомство с основными видами бытовых домашних работ:
влажная уборка (вытирание пыли с поверхностей), уборка мусора, мытьё зеркал, окон, полов, мытьё
и уборка посуды, мытьё сантехники (кран, душ, ванная, раковина) и пр. Знакомство с инструментами
и техническим инвентарём для выполнения бытовых домашних работ: тряпка для протирания пыли,
тряпка для мытья пола, ведро для мусора, веник, щетка, совок, пакеты для мусора, пылесос, губка
для мытья посуды, губка (тряпка) для ухода за сантехникой и пр. Узнавание (различение) материалов
и орудий труда по их функциональному назначению.
Знакомство, узнавание (различение) средств бытовой химии для выполнения бытовых работ,
индивидуальных средств защиты: средства для мытья окон, посуды, сантехники; резиновые
перчатки, маски (для средств, имеющий резкий запах).
5
Освоение технологии проведения влажной уборки (вытирания пыли, удаления грязных следов с
поверхности): смачивание тряпки, протирание поверхностей, споласкивание тряпки по мере её
загрязнения и т.д.
Освоение технологии уборки мусора при помощи различных хозяйственных и технических
средств: выбор средства уборки (веник, щётка, совок, пылесос), процесс уборки мусора
соответствующим образом (сметание
мусора на совок веником, щеткой, выбрасывание в ведро для мусора; подключение пылесоса к
сети, включение питания пылесоса, выбор мощности работы, выполнение движений щеткой
пылесоса для сбора мусора и т.д.
Освоение технологии мытья окон, зеркал, полов: наполнение ведра (емкости) водой, добавление
моющего средства, смачивание тряпки для мытья, отжимание тряпки для мытья, выполнение
моющих движений, полоскание тряпки для мытья, смена воды по мере её загрязнения и т.д.
Освоение технологии мытья посуды: сбор грязной посуды в раковину, включение воды нужной
температуры, смачивание губки (тряпки, железной губки) для мытья посуды, добавление средства
для мытья посуды, выполнение моющих движений, споласкивание посуды водой, размещение
посуды в сушилке и т.д.
Освоение технологии мытья сантехники (кран, душ, ванна, раковина): надевание средств
индивидуальной защиты (резиновые перчатки), выбор губки (тряпки) для уборки, выбор средств
бытовой химии, выполнение моющих движений, смывание средств бытовой химии, полоскание
губки (тряпки), мытье резиновых перчаток (или их утилизация) и т.д. Сервировка стола. Знакомство
с ключевыми составляющими процесса сервировки: предметы, необходимые для сервировки стола;
раскладывание салфеток, расстановка тарелок, чашек (стаканов), приборов (ложек, вилок, ножей) по
количеству персон. Помощь в выборе индивидуальных средств защиты (фартук, нагрудник). Уборка
посуды со стола после приема пищи.
Раздел «Работа с пластичными материалами».
Совместно с обучающимися лепка из пластилина приемами защипывания и оттягивания пальцами
кусочки и скатывать мелкие шарики (бублики, баранки).
Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пластилина и природного материала:
- защипывать края кончиками пальцев (миска, блюдце)
- вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя
формы: огурец, морковь.
- лепка объемных форм из пластилина (снеговик, пирамида ).
- лепка из пластилина цифр 1,2,3 на подкладной доске по образцу.
Обучение обучающихся приемам размазывания пластилина внутри контура. Освоить приемы:
- соединения деталей примазыванием.
- прищипывание, простое оттягивание небольших деталей.
- передавать форму простых предметов, достигая приблизительного сходства (овощи, посуда).
Раздел «Работа со строительными материалами».
Игры и упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками, с разрезными картинками,
на узнавание целого предмета по фрагментам и называние или показ его, складывание разрезных
картинок по образцу. Конструирование из палочек по образцу.
Конструктивные игры с фигурами из дерева, пластмассы.
Раздел «Работа с бумагой, картоном, природными и бросовыми материалами».
Умения и навыки работы с бумагой: сгибать лист пополам; сгибать бумагу до обозначенной
линии; сгибать квадратный лист бумаги по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу,
разглаживать ее ладонью. Разрывать бумагу по сгибу.
Совместное изготовление изделий из природного и бросового «материала и организация вместе с
ними «выставки» поделок.
Дальнейшее обучение работе с природными материалами. Составление композиций по образцу.
Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами, умение пользоваться им. Складывание и
наклеивание фигур, состоящих из 2 частей (гриб, домик).
Выполнение аппликаций и поделок из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление
елочных украшений, флажков из цветной бумаги, цепочки.
6
Дальнейшее обучение работе с ножницами: выполнение серии надрезов на бумаге, резание по
намеченным линиям, разрезание полосы бумаги на квадраты, разрезание квадрата по диагонали,
составление по образцу орнаментов из геометрических фигур.
Раздел «Работа с нитками и тканями»
Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых,
цветных шнуров.
Обматывание нитью шаблона.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема раздела, урока
Кол-во
Дата
п/п
часов
проведения
план
факт
Растениеводство (10 часов)
1
Вводное занятие. Оборудование рабочего места, правила ра1
боты и поведения в кабинете труда.
2
Сезонные работы на пришкольной территории.
1
Р.К. Растительный мир Урала.
3
Инвентарь для садовых и хозяйственных работ.
1
4
Спецодежда: перчатки, халат.
1
5-6 Осенние виды садовых и хозяйственных работ.
2
7-8 Осенние работы: упражнения по подметанию дорожек с
2
твердым покрытием.
9
Осенние работы. Упражнения по перекапывание почвы.
1
10
Осенние работы. Рыхление почвы.
1
Швейное дело (6 часов)
11
Инструменты и материалы для ручного шитья.
1
12
Экскурсия в швейные мастерские.
1
13
Подготовка рабочего места. Ручные швы. Шов "вперед игла".
1
14-15 Ручные швы. Изготовление закладки.
2
16
Оформление закладки аппликацией.
1
Керамика (6 часов)
17
Вводное занятие. Подготовка рабочего места.
1
18
Волшебная глина.
1
19
Малые скульптурные формы. В мире животных
1
20
Лепка божьей коровки. РК Флора и фауна Урала.
1
21
Лепка божьей коровки.
1
22
Роспись игрушки «Божья коровка».
1
Работа с бумагой и картоном (9 часов)
23
Виды ёлочных гирлянд.
1
24
Изготовление елочных гирлянд.
1
РК. Встреча Нового года в нашей стране
25
1
Изготовление праздничной открытки.
26
1
Изготовление елочных игрушек.
27
1
Изготовление елочных игрушек.
28
Изготовление снежинок.
1
29
Самостоятельная работа. Вырезание снежинок.
1
30
Изготовление елочного украшения из полосок бумаги.
1
31
Изготовление ёлочного украшения из полосок бумаги. Укра1
7
шение класса.
32
33
34
35
36
37-38
39
40
41
42-43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54-55
56-57
58-59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Растениеводство (7 часов)
Комнатные растения. РК. Комнатные растения в доме.
Инструменты и приспособления для рыхления почвы.
Рыхление почвы.
Полив растений.
Самостоятельная работа. Полив растений.
Удаление сухих листьев с растений.
Швейное дело (9 часов)
Мозаика из пуговиц. РК. Востребованность профессии швеи.
Виды пуговиц, назначение. Работа с пуговицами.
Оформление коллекции пуговиц.
Изготовление панно "Весенний сад". Изготовление солнца.
РК значимость профессии «швея».
Изготовление панно "Весенний сад". Изготовление деревьев.
Изготовление панно "Весенний сад". Изготовление тучи.
Изготовление панно "Весенний сад". Изготовление дороги,
травы.
Самостоятельная работа. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
Работа с пластическим материалом (4 часа)
Барельефы.
Лепка предметов из отдельных частей.
Лепка предмета из отдельных шаровидных частей.
Самостоятельная работа. Лепка рельефных букв, цифр по
образцу.
Швейное дело (8 часов)
Экскурсия в швейную мастерскую.
Изготовление футляра для ножниц. Разметка и крой.
Изготовление футляра для ножниц. Прошивание швом "вперед игла".
Изготовление футляра для ножниц. Выполнение геометрического орнамента.
Изготовление закладки. Коллекция видов ручных стежков.
Техническое моделирование (5 часов)
Конструкторы: виды. работа с деталями конструктора.
Сборка дорожного знака по образцу.
Сборка хозяйственного инвентаря из деталей конструктора.
Экскурсия в столярную мастерскую.
Конструирование мебели из бросового материала.
Растениеводство (4 часов)
Экскурсия в садовый магазин.
Посадка семян цветов в открытый грунт.
Полив растений на школьном участке.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение образовательной области учебного предмета "Труд
(технология)" включает: дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного
материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки,
пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием
инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы,
видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы)
народных промыслов, презентации; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки,
лопаты); расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки
(пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки
и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы, фигурные
дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань, шерсть (натуральная, искусственная), мыло детское.
9