Человек_6

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цели:
- формирование представления о себе самом и ближайшем окружении;
- осознание общности и различий с другими людьми;
- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально
или используя средства альтернативной коммуникации.
Задачи:
- формировать представления о возрастных изменениях человека;
- формировать умение жить по режиму дня;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать
болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формировать умения обслуживать себя;
- формировать умения следить за своим внешним видом;
- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира,
смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь
со своими родными и близкими. В процессе занятий в рамках предмета "Человек" ученики приобретают и совершенствуют представления о себе, собственном теле, происходит обогащение сенсорного
опыта ребенка. Ребенок учится соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, начинает относить себя к определенному полу. Формируются представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Ребенок учится определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Так же
совершенствуется умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Основной формой работы по предмету «Человек» является урок – занятие.
Виды деятельности: дидактическая игра, опрос, практические упражнения, экскурсия, беседа,
сюжетно – ролевая игра, решение ситуационных задач. Занятия с электронным планшетом. Все действия ученик выполняет при помощи учителя.
При изучении разделов предмета «Человек» рекомендуется использовать дидактический материал:
изображения (картинки, фото, пиктограммы).
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» включен в учебный план, предметная область «Окружающий мир».
Согласно учебному плану на изучение предмета в 6 классе выделяется 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых прио2

ритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно-познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Система оценки достижения планируемых результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного
года и заносится в дневник наблюдений или СИПР, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изме3

нений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в
поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.
Оценивание проводится по результату наличия динамики у обучающегося с помощью следующих
критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Человек» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными
результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных
в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Содержание учебного предмета
Представления о себе.
Идентификация себя как девушки (юноши). Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа).
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки,
желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Знание возрастных
изменений человека.
Гигиена тела.
Подстригание ногтей ножницами. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос,
вытирание волос, расчесывание волос.
Чистка ушей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Знание назначения видов обуви
(спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Различение
сезонных головных уборов. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Прием пищи.
4

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки
(стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение
ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват
вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи,
опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в
тарелку.
Семья.
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной
деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-31
32-34
35-36
37-38
39-40
41-44
45-48
49-52
53-56
57-58
59-60
61-62
63-65

Календарно-тематическое планирование
Название разделов, тем
Кол-во
часов
Представления о себе (12 часов)
Идентификация себя как юноши
2
Знание строения человека
2
Узнавание (различение) внутренних органов человека
2
Знание назначения внутренних органов
2
Знание вредных привычек
2
Знание возрастных изменений человека.
2
Гигиена тела (16 часов)
Подстригание ногтей ножницами
2
Расчесывание волос
2
Соблюдение последовательности действий при мытье и вы2
тирании волос
Чистка ушей
2
Соблюдение последовательности действий при мытье и вы2
тирании ног
Соблюдение последовательности действий при мытье и вы2
тирании тела
Гигиена интимной зоны
2
Пользование косметическими средствами
2
Обращение с одеждой и обувью (12 часов)
Узнавание (различение) деталей предметов одежды
3
Знание назначения видов обуви
3
Различение сезонных головных уборов
2
Различение видов одежды
2
Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия
2
Прием пищи (16 часов)
Сообщение о желании пить
4
Сообщение о желании есть
4
Использование салфетки во время приема пищи
4
Накладывание пищи в тарелку
4
Семья (12 часов)
Определение своей социальной роли в семье
2
Различение социальных ролей членов семьи
2
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов
2
семьи
Представление о профессиональной деятельности членов се3
5

Дата проведения
план
факт

мьи
66-67 Рассказ о своей семье
68
Итоговое занятие.

2
1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Для реализации программы предмета «Человек» материально-техническое обеспечение включает:
тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом
предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные
фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с
изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления
фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».