Математические представления_6

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе требований к результатам освоения программы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика», реализуется в 5 – 9 классах.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
- формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества;
- формирование умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия при выполнении действий хозяйственно-бытового характера (сервировка стола, посадка семян в горшочки и пр.);
- формирование умения пересчитывать предметы в каждой конкретной ситуации;
- формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий;
- изучение цифр с целью закрепления сведений о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телепередач и др.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых
прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился
применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять
необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для
ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке
стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в
горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, домашней уборке, совершении мелких покупок и т.д. Изучая цифры,
ребенка закрепляет сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах,
номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается в каждый урок математики. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, ТСО. Устный
счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока.
Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация,
наблюдение, физические упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану предмет «Математические представления» входит в предметную область
«Математика». На ее изучение в 6 классе отводится 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных
недели). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного
учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Тематическое планирование по математике составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и
т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2) предметные результаты по математике планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления.
•
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удалённости;
•
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
•
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение элементарных арифметических задач с опорой на наглядность.
•
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
•
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
•
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
•
умение обозначать арифметические действия знаками;
•
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:
•
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.;
•
умение определять длину, вес, объём, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приёмами;
•
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
•
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
•
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять,
прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом
и концом деятельности.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математические представления» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных в
СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Содержание учебного предмета
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления»,
«Временные представления».
Раздел «Представления о форме».
- Уметь узнавать (различать геометрические тела: «шар», «куб».
- Уметь соотнести формы предметов с геометрическими телами.
- Уметь узнавать (различать) геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.
- Уметь соотносить геометрические формы с геометрической фигурой.
- Уметь собирать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4х) частей.
- Уметь штриховать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
- Уметь выполнять построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам.
-Уметь измерять отрезок с помощью учителя.
Раздел «Пространственные представления».

- Уметь ориентироваться на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева,
верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний
(нижний) правый (левый) угол.
- Уметь составлять предметы (изображения) из нескольких частей.
- Уметь составлять ряд из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
- Уметь определять отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между.
- Уметь определять месторасположение предметов в ряду.
Раздел «Временные представления».
- Уметь узнавать (различать) части суток с опорой на картинки.
- Знать порядок следования частей суток.
- Уметь различать времена года на картинках.
- Знать порядок следования сезонов в году.
Раздел «Представления о величине».
- Различать предметы по весу.
- Уметь сравнивать предметы по весу с помощью учителя.
- Уметь узнавать весы, части весов на картинке; их назначение.
- Узнавать линейку (шкалы делений), ее назначение.
- Уметь измерять длину отрезков, длину (высоту) предметов линейкой с помощью педагога.
Раздел «Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами».
- Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов.
- Уметь пересчитывать предметы.
- Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Уметь решать простые примеры на счетных палочках с помощью педагога.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование раздела
Количественные представления.
Представления о величине.
Представления о форме.
Пространственные представления.
Временные представления.
Итого за год

Кол-во часов
по разделу
104
4
8
10
10
136

№ п/п

Тема урока

1-4
5-8
9-12
13-16

Повторение. Счет прямой и обратный от 1 до 10.
Повторение. Счет прямой и обратный от 1 до 20.
Повторение. Компоненты при сложении
Повторение. Составление и решение примеров на сложение в пределах 20.
Повторение. Компоненты при вычитании.
Повторение. Составление и решение примеров на вычитание в пределах 20.
Повторение. Счет по 2.
Повторение. Построение отрезка по двум заданным точкам.
Повторение. Построение прямоугольника по точкам при помощи линейки.
Составление и решение примеров на уменьшение и увеличение.
Повторение. Мера времени. Сутки.
Второй десяток. Счет прямой и обратный в пределах 20.
Счет от заданного числа до 20.

17-20
21-24
25-28
29-32
33-36
37-40
41-44
45-48
49-52

Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

53-56
57-60
61-64
65-69

70-74
75-78
79-82
83-86
87-90
91-94
95-98
99-102
103106
107110
111114
115118
119122
123126
127130
131133
134136

Состав и обозначение чисел второго десятка.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
Однозначные и двузначные числа. Сравнение чисел. Работа со счетами.
Решение задач: дороже - дешевле. Нахождение условия и вопроса задачи. Составление и решение задач «на несколько меньше» по картинкам.
Сравнение чисел. Однозначные и двузначные числа. Повторение
Решение примеров на сложение в пределах 20. Сравнение чисел второго десятка.
Мера емкости – литр.
Решение задач на нахождение суммы. Решение задач на нахождение
остатка. Составление задачи по примеру.
Меры стоимости. Работа с монетами до 20 коп. Размен монет при
помощи 10 коп.
Сложение и вычитание с нулем. Работа на калькуляторе.
Состав числа 20. Решение примеров в два действия.
Составление примеров с заданным ответом.
Построение отрезка больше (меньше) данного. Прямая линия. Луч.
Отрезок.
Неделя.

4
4

Мера времени – час.
Определение времени по часам с точностью до часа.
Сложение чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

4

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

4

Однозначные и двузначные числа.

4

Построение треугольника по точкам при помощи линейки.

4

Геометрические фигуры. Обводка по шаблону.

4

Рисование геометрических фигур по клеточкам.

3

Итоговое занятие по пройденному материалу.

3

4
5

5
4
4
4
4
4
4
4
4

4

Материально-техническое обеспечение
Дидактический материал (цифры, геом. фигуры и др.); счетный материал; набор «Геометрические фигуры»; различные по форме, величине, цвету наборы материала; шнуровки; бусины; предметные картинки; различные по форме, величине, цвету наборы материала; наборы предметов для занятий; пазлы
(из 2-х, 3-х, 4-х частей); паззлы - вкладыши; мозаики; игрушки разных размеров; шнуровки; пирамидки
разные по величине, высоте; карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений); цветные карандаши; листы бумаги; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклейки и другой материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».